Автор: Стрельцова Светлана Игоревна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Библиографическое описание:

Стрельцова С. И. Применение метода проблемных ситуационных задач в преподавании дисциплины «Сестринский уход в педиатрии» у студентов Тверского медицинского колледжа на основе компетентностного подхода к обучению [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 198-202.

На современном этапе развития общества образование рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса, так как основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Обучение такого человека — основа новой образовательной парадигмы, в которой личность и ее личностные качества рассматриваются как самоценность.

Концепция модернизации образования определяет современные ключевые компетенции, как «систему универсальных умений, знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации, Государственные образовательные стандарты поставили задачу перед учебными заведениями — подготовить медицинских работников новой формации, владеющих современной технологией сестринского процесса.

В последнее время сестринский процесс рассматривается как равнозначный врачебному элемент лечебно-диагностической деятельности. Выдвигаются новые требования к теоретической и практической подготовке медицинской сестры, как самостоятельного специалиста, а не слепого исполнителя воли врача, основной функцией которой является мотивированный сестринский уход за здоровым и больным человеком, основанный на современной качественной сестринской диагностике.

В связи с этим возникла необходимость пересмотра методики преподавания дисциплины «Сестринское дело в педиатрии», наряду с традиционными методами обучения применять активные педагогические технологии.

Цель работы:теоретически обосновать и экспериментально проверить условия применения системы методов обучения, способствующей развитию важных профессионально-личностных качеств у студентов колледжа в условиях дисциплины «Сестринский уход в педиатрии».

Объект исследования:процесс развития профессионально значимых качеств у студентов колледжа.

Предмет исследования: система методов, направленная на развитие у студентов профессионально-личностных качеств в условиях преподавания «Сестринский уход в педиатрии».

Гипотеза исследования: методика профессиональной подготовки обучающихся в учебном заведении будет обеспечивать более высокую готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности, если

-         Использовать в обучении такое сочетание методов, которое позволило бы обучающимся не только усваивать учебный материал на высоком уровне активности, но и развивать у студентов важные для данной профессии личностные качества;

-         В основу методики профессиональной подготовки положена идея личностно-ориентированного обучения, сущность которого заключается в признании обучающегося субъектом познавательно-преобразовательной активности по освоению нормативной системы профессиональной деятельности специалиста.

Задачи исследования:

1. Провести анализ используемых методов обучения в профессиональной подготовке обучающихся.

2. Выявить и проверить экспериментально эффективность системы методов обучения, направленных на развитие профессионально-личностных качеств у студентов в условиях преподавания «сестринское дело в педиатрии».

3. Разработать проблемные ситуационные задачи по дисциплине «Сестринский уход в педиатрии».

4. Оценить результаты применения проблемных ситуационных задач по дисциплине «Сестринский уход в педиатрии».

Содержание работы

Основная цель, стоящая перед преподавателем, воспитывающим медицинскую сестру нового поколения, заключается в воспитании высококвалифицированного специалиста сестринского дела, медсестры-личности, разделяющей философию сестринского дела, способной творчески осуществлять сестринский процесс.

В Тверском медицинском колледже наряду с традиционными методами обучения широко применяются активные методы обучения, такие как тренинг на фантомах с применением алгоритмов манипуляций, решение ситуационных задач, разыгрывание ролевых ситуаций, деловые игры и др.

Метод проблемных ситуационных задач

Под методом проблемных ситуационных задач понимается способ обучения студентов самостоятельному решению ситуационных задач, методы, решения которых ему ещё не известны.

Цельиспользования метода заключается в творческом, большей частью интеллектуально-познавательном, усвоении студентами заданного предметного материала.

Сущностьметода ситуационных проблемных задач заключается в том, что он переставил образовательные акценты с выслушивания студентами предметного материала на их учебную деятельность и развитие мышления.

При решении проблемных задач результатом усвоения считается не воспроизведение образов, заданных преподавателем, а их самостоятельное добывание. Студенты становятся активными участниками процесса поиска решений, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. В этом процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися.

Проблемная ситуация порождает процесс творческого мышления, где наличных знаний не достаточно и надо их либо переосмысливать, либо включать в другую систему знаний, которая требует их нахождения, а затем применения в нестандартных условиях.

Проблемная задача-это задача, позволяющая освоить общий принцип решения практических задач. Учебная потребность связана со стремлением человека в освоении того или другого теоретического знания, лишь потом применяемого в практической деятельности.

При использовании этого метода существенно меняется роль преподавателя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со студентами при решении задач — это предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения.

Приступая к осмыслению студентами процедуры умственной деятельности, преподаватель вслух анализирует собственную мыслительную деятельность; рассказывает студентам, как он осуществлял поиск решения, строил ход рассуждений; какие пробы производил; почему отказался от одних и предпочёл другие; как находил выходы из трудных ситуаций. Это имеет большое значение. Студенты постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения.

В ходе такой работы у студентов возникает потребность аргументированно, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждения, стать подлинно своими. Студенты начинаю сами охотно проводить подобную процедуру вслух. При этом и преподаватель, и студенты становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Применение проблемных ситуационных задач значительно повышает мотивацию к обучению. Приближает студентов к их деятельности на рабочем месте.

Решая ситуационные проблемные задачи, студент должен самостоятельно найти оптимальный вариант решения существующих и потенциальных проблем ребёнка, его семьи, которые могут возникнуть в реальной действительности.

Листы с чётко напечатанным условием задачи и вопросами, на которые должен ответить студент, раздаются всем студентам. После чего одному из них предлагают зачитать текст вслух. Затем дают 3–5 минут для обдумывания и самостоятельного решения. По истечении отпущенного времени один из студентов решает задачу вслух. Преподаватель должен дать студентам возможность обсудить правильность ответа. И только после этого делает своё окончательное заключение, вносит поправки, если это необходимо.

Иногда, при решении ситуационных задач, возможно применение методики мозгового штурма, особенно если никто в группе не может решить задачу самостоятельно. Сущность этой методики заключается в том, что все студенты обсуждают проблему, описанную в задаче, выдвигают разные версии, решения принимают коллегиально. Составляя задачу, преподаватель должен приложить эталон решения, которым будет руководствоваться при проверке правильности ответов. Не следует предлагать студентам несколько разных задач одновременно. Это, может быть и дает возможность решить больше задач на занятии, но неизбежно приведёт к тому, что каждый будет пытаться решить свою задачу, ожидая вызова преподавателя и не слушая ответ товарища.

После того, как студенты приобретут навыки в решении ситуационных задач, можно предложить им разыгрывать имеющуюся задачу-ситуацию в ролях. Делают это студенты эмоционально, импровизируя. При этом студенты учатся общению друг с другом, с пациентами, их родственниками. У них развивается речь, формируется манера общения, исчезает скованность.

Для того чтобы решить проблемную ситуационную задачу, студент должен знать

-         Причины заболевания;

-         Его сущность;

-         Клинические проявления и их особенности у детей;

-         Возможные осложнения заболевания;

Уметь осуществлять все этапы сестринского процесса при данном заболевании, что включает в себя

-         Грамотное проведение сестринского обследования ребёнка и оценка тяжести его состояния;

-         Выявление наиболее актуальных проблем ребёнка, т. е. проведение сестринской диагностики;

-         Составление плана мероприятий по решению проблем и организация их выполнения;

-         Чёткое выполнение диагностических и лечебных манипуляций по назначению врача;

-         Оказание доврачебной помощи при осложнениях и неотложных состояниях

Метод проблемных задач используется не только на отделении «Сестринское дело», но и на отделениях «Лечебное дело», «Акушерское дело». При составлении задач по дисциплине «Педиатрия с детскими инфекциями» создаётся более сложная проблемная ситуация, требующая выявления патологических синдромов, постановки диагноза, умения назначить адекватную терапию.

Пример ситуационной проблемной задачи с эталоном ответа по дисциплине «Сестринский уход в педиатрии»

Задача

Участковая медицинская сестра на патронаже ребёнка4-х месяцев. Ребёнок находится на искусственном вскармливании. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: ребёнок родился в октябре с весом 3450г, длиной 52 см. Беременность и роды протекали без особенностей. На грудном вскармливании находился до 2-х месяцев. Витамин «Д» назначен с 1-го месяца, но мать давала его не добросовестно. Смеси готовила сама. С 2,5 месяцев начала давать цельное сухое молоко. На свежем воздухе ребёнок бывает мало.

Мать отмечает, что ребёнок стал беспокойным, капризным, часто вздрагивает во сне. Сон тревожный, непродолжительный. Аппетит снижен, появилась потливость (особенно головки).

Объективно: Кожные покровы бледные, влажные, отмечается облысение затылка. Большой родничок 2,5–2,5 см, края родничка податливы.

Ребёнку был поставлен диагноз: «Рахит, начальный период, острое течение».

Задания

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребёнка. Проблема пациента.

2. Поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните матери необходимость проведения профилактики рахита.

4. Обучите мать правилам приема витамина «Д».

5. Продемонстрируйте технику проведения лечебной ванны.

Эталон ответа:

1. Нарушены потребности: спать, есть, выделять, общаться, быть здоровым.

Проблема пациента:

А: настоящие:

-         Изменение эмоционального статуса

-         Нарушение сна

-         Потливость

-         Нерационально вскармливание

-         Податливость краёв большого родничка (расстройство костеобразования)

Б: потенциальные:

-         Развитие невротических реакций

-         Задержка психомоторного развития

-         Заболевания кожи

-         Размягчение и деформация костной ткани

В: приобретённые проблемы пациента

- Расстройство костеобразования на фоне функциональных нарушений нервной системы.

2. Краткосрочная цель: нарушения со стороны нервной системы исчезнут к концу 1-й недели. Костная ткань восстанавливается к концу месяца.

Долгосрочная цель: заболевание не будет прогрессировать.

План сестринских вмешательств

Мотивация

1. Дать рекомендации матери по рациональному питанию

Для неспецифического лечения рахита с целью коррекции питания и нормализации минеральных и обменных процессов.

2. Проконтролировать прием витамина Д с лечебной по назначению врача.

Для специфического лечения.

3. Научить мать правильно давать витамин Д в зависимости от концентрации раствора

Для специфического лечения.

4. Организовать прием других лекарственных средств по назначению врача(вит. Группы А, группы В, С, препаратов Са)

Для нормализации минерального обмена, и обеспечения организма ребенка витаминами.

5. Дать совет матери по организации ежедневных прогулок с максимальным использованием солнечных лучей, рекомендовать сон на воздухе.

Для активизации обменных процессов

6. Дать совет матери по созданию спокойно обстановки, исключить постоянные раздражители, подготовить ребёнку сухую, тёплую, удобную постель.

Для создания охранительного режима

7. Научить мать приготовлению и проведению лечебных ванн(по назначению врача)

Для активизации обменных процессов

8. Научить мать вести лист учёта приёма витамина

Для самоконтроля.

Оценка:

Мать продемонстрирует знания о необходимости проведения профилактики рахита; о важном значении витамина Д для организма ребенка. У ребенка нормализуется сон, улучшается аппетит, края большого родничка станут плотными. Цель будет достигнута.

3.Студент должен продемонстрировать правильно выбранный стиль общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость проведения профилактики рахита.

4. Студент должен продемонстрировать правильно выбранную методику введения витамина Д в зависимости от концентрации.

5. Студент должен продемонстрировать манипуляцию на муляже в соответствии со стандартом действий, принятом в данном учебном заведении.

Результаты исследования

Мною был проведён сравнительный анализ успеваемости студентов Тверского медицинского колледжа за период 2012–2013 учебного года по предмету «Сестринский уход в педиатрии». В исследовании участвовали две группы студентов третьего курса отделения «Сестринское дело». Первая группа (группа № 1) на занятиях по предмету «Сестринский уход в педиатрии» регулярно использовала ситуационные задачи, студенты активно участвовали в их решении, вырабатывали совместно с преподавателем алгоритм действий медицинской сестры, составляли карты сестринского процесса. Учащимся предлагалось некоторое количество ситуационных задач для домашней подготовки, после чего на практическом занятии студенты пытались самостоятельно или с помощью преподавателя поставить сестринский диагноз, составить карту сестринского процесса, определить проблемы больного. Большинство студентов активно участвовали в решении ситуационных задач и их последующем обсуждении с товарищами и преподавателем. В процессе работы у учащихся заметно возрастал интерес к изучаемой дисциплине, начинали формироваться первичные профессиональные навыки. Студентам предлагалось решать задачи в игровой ситуации, где один из студентов играет роль пациента, а другой медицинской сестры. При этом содержание игровой ситуации совпадает с содержанием ситуационных задач. Использование такой игровой формы приближает практическое занятие к реальным ситуациям работы медицинской сестры.

Другая группа (группа № 2) на практических занятиях использовала ситуационные задачи нерегулярно, эпизодически. Преподаватель придерживался традиционной формы проверки знаний в виде опроса по теме. Если группа не готова к занятию, преподаватель начинал разбор теоретических вопросов (микролекция). Такое положение несовместимо с представлением о развитии деятельности студента, которая должна обеспечиваться схематизированными средствами обучения.

По окончанию учебного модуля «Сестринское дело в педиатрии» было проведено итоговое тестирование. По результатам тестирования можно отметить некоторое повышение успеваемости студентов группы № 1 по сравнению со студентами группы № 2, где использовались традиционные методы контроля знаний.

Выводы

Метод проблемных ситуационных задач одна из форм активных методов обучения.

В соответствии с другими методами обучения он позволяет осуществлять подготовку специалистов нового поколения разносторонне и гармонично развитых, владеющих профессиональными знаниями, умениями, основами психологии, сестринской этики.

Данная педагогическая технология:

- Повышает у студентов мотивацию к обучению, прививает интерес к изучаемой дисциплине;

- Развивает мыслительную деятельность студентов;

- Учит студентов общению друг с другом, с детьми и их родителями.

- Позволяет рассмотреть наиболее частые в практической деятельности ситуации, тем самым сближает теорию с практикой, что обеспечивает более качественную медицинскую помощь пациентам.

- Способствует внедрению сестринского процесса в практическое здравоохранение;

- Способствует повышению качества подготовки медицинских сестёр, способных осуществлять свою деятельность в условиях реформирования сестринского дела;

Данная методика приемлема в многоуровневой системе среднего медицинского образования (базовый уровень подготовки, повышенный уровень, высшее сестринское образование).

Для организации данной методики обучения преподаватель должен постоянно совершенствовать свое педагогическое творчество, что включает в себя: высокий уровень профессиональных знаний, методик преподавания, психолого-педагогическую компетентность.

Применение данной методики обучения и преподавателями других дисциплин, позволит удовлетворить потребности студентов в таком уровне знаний, умений и навыков, которые позволит им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству.

Заключение

Процесс формирования профессионально-личностных качеств у студентов в условиях дисциплины «Сестринское дело в педиатрии» требует расширения педагогической деятельности самого преподавателя, а именно:

-         Внедрение личностно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями;

-         Перевода обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (студент учится сам, а преподаватель осуществляет всесторонние управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует);

-         Участие в исследовательской работе;

-         Осуществление самоанализа своей деятельности, внесение коррективов в учебно-воспитательный процесс.

Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения, кардинально переориентировала приоритеты, определила цели подготовки и воспитания специалистов отрасли. Согласно доктрине, следует создать такую систему обучения, которая позволит достичь адекватный мировому уровень знаний и профессиональной культуры, повысить престиж и общественную значимость профессии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle