Авторы: Муслимова Васила Бахрамовна, Маматова Дильрабо Махмудовна

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 13.11.2016

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Муслимова В. Б., Маматова Д. М. Зарубежный опыт этических принципов сестринского дела и этического воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 156-159.



Медицинские сестры трудятся в самых разнообразных социально-экономических и прочих условиях в обществах с разным культурным укладом. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что некоторые этические принципы сестринского дела нашли признание, если не везде, то в большинстве стран.

На традициях сестринского дела сказывается западное влияние, особенно таких стран, как Великобритания и США. Во всех странах мира медицинские сестры обучаются по западным учебникам, а некоторые из них, в частности те, кто занимает руководящие посты и пользуется авторитетом, совершают поездки в учебных целях, посещают семинары и совещания, на которых ярко выражены традиции [22,75].

Справедливо было заметить, что в международном масштабе сестринская помощь сейчас придерживается общей системы ценностей и этических принципов.

ЮНЕСКО и ВОЗ в 90-х годах изучали вопрос о том, как обучают этике в медицинских учебных заведениях: в Европе такое обучение считалось необязательным, несколько иначе к нему относились в Соединенных Штатах Америки, а развивающие страны, как правило, подражали европейским. По словам Z. Bankowski, студентов медицинских учебных заведений необходимо серьезно знакомить со всеми вопросами, касающимися этики [59].

Это необходимо потому, что анкетирование среди пациентов, проведенное в США, показало недовольство их медицинским обслуживанием. Отмечены невнимательность к больным и заносчивость среди среднего медицинского персонала [80].

В Германии опрос 2131 пациентов также показал неудовлетворительный результат медицинского обслуживания. 63 % пациентов считают, что им уделяется недостаточно времени и внимания, 44 % отметили нежелание медицинских работников объяснять медицинские назначения и др. [42]. С целью повышения качества медицинской помощи, в частности, сестринской, в зарубежном здравоохранении большое внимание стали уделять вопросам стандартизации [59].

В зарубежной практике вопросы стандартизации сестринских услуг всегда находились в центре внимания, как профессиональных сестринских организаций, так и органов государственной власти, отвечающих за гарантированный уровень доступной и качественной медицинской помощи. Стандарты позволяют организовывать сестринскую помощь, поддерживать ее высокий уровень и эффективно управлять ее качеством [80]. Где одним из важных рассматриваемых проблем является этическое поведение медицинских сестер.

Главным координирующим органом в области международного сестринского дела в настоящее время является Международный совет медицинских сестер (TheInternationalCouncilofNursing, ICN), организованный в 1899 г. Он объединяет национальные сестринские ассоциации из более чем 128 стран [59].

Наряду со стандартизацией медицинских услуг и процедур, которые являются универсальными для большинства стран мира, так как потребности в сестринских услугах во всех странах одинаковы, ICN уделяет большое внимание вопросам многоаспектной деятельности сестринского персонала. В частности, это нормы общения с пациентом и его представителями, соблюдение конфиденциальности, безопасности и прав пациента, следование принципам работы с представителями других профессиональных групп и др.

Для стандартизации этих норм Международный совет разработал «Кодекс медицинских сестер» (ICNCodeforNurses), который является основополагающим документом по этическим вопросам сестринской практики во всем мире, и на основе которого другие страны разрабатывают собственные этические кодексы медицинских сестер [80].

В частности, Американская ассоциация медицинских сестер также разработала свой Этический кодекс (AmericanNursesAssociationCodeofEthicsfornurses) в котором оговорены положения о профессиональной ответственности, конфиденциальности и соблюдении принципов безопасности и прав пациента; принципы взаимодействия с пациентами, врачами и другими членами медицинской бригады в целях достижения высокого уровня медицинской помощи [57].

Совет медицинских сестер и акушерок Великобритании разработал «Свод правил в работе медицинских сестер и акушерок: стандарты и этический кодекс» [22]. Он регламентирует:

‒ Уважение к пациенту;

‒ Получение согласия от пациента перед медицинским вмешательством;

‒ Эффективные навыки работы с другими членами медицинской бригады;

‒ Конфиденциальность информации о пациенте;

‒ Умение вовремя предотвращать и максимально снижать вероятные риски для пациентов.

Этический кодекс медицинских сестер, схожий со сводом правил Совета медицинских сестер и акушерок Великобритании, разработан Федерацией медицинских сестер Австралии и Советом медицинских сестер и акушерок [21].

С зарождением биоэтики, в целом ряде стран Европы и Америки были созданы этические комитеты различных уровней для решения ряда этических проблем и вопросов, связанных с защитой людей при проведении биомедицинских и поведенческих исследований [80]. Также созданы этические комитеты при лечебных медицинских учреждениях — больницах, поскольку именно здесь ежедневно возникают ситуации, решение которых должно быть только в компетенции этических комитетов больниц.

Но в некоторых странах этой проблеме не уделяют должного внимания, таким образом, на сегодняшний день необходимо создание и развитие этических комитетов при ЛПУ которые будут оказывать большую помощь для своевременной диагностики, профилактики и лечения больных, на высоком уровне применяя принципы этики и деонтологии.

Н. Н. Камынин подробно представил опыт и этапы развития системы подготовки, руководителей сестринских служб в зарубежных странах: США, Европе (Великобритании, Франции, Германии), Японии, Австралии [59]. Ключевую роль в подготовке управленческих кадров на сегодняшний день в этих странах является система университетского образования. Образование (в частности, наличие степени магистра) является ключевым элементом профессионального развития руководителя сестринской службы, так они являются наиболее подготовленными к выполнению профессиональной деятельности в условиях, связанных с реформированием здравоохранения за рубежом [13]. Ряд исследований также подтвердили роль руководителя сестринской службы в удержании и развитии сестринского персонала, повышения качества оказываемой сестринской помощи [31,67]. Этот опыт взят на вооружение и другими странами, в частности, странами СНГ.

На сегодняшний день субъекты управления сестринским персоналом ЛПУ — это руководители сестринских служб медицинских учреждений: главные медицинские сестры или заместители главных врачей по работе с сестринским и младшим медицинским персоналом, директора больниц (домов) сестринского ухода и хосписов. Профессиональную деятельность в качестве специалиста по управлению сестринской деятельностью могут осуществлять лица, получившие высшее профессиональное образование по специальности «Высшее сестринское дело» [30,6,77].

Сегодня большая часть профессиональной деятельности руководителя сестринским персоналом связана и с разрешением конфликтов в трудовом коллективе из-за недостаточно чёткого определения сферы компетенции, дублирования функции, отсутствия системных знаний у персонала по коммуникации, конфликтологии, низкого уровня психологической устойчивости против стрессов, недостаточной общей культуры [26].

Анализируя деятельность медицинских организаций, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности организатора.

Согласно мнению специалистов, современный руководитель должен быть интеллектуальным, уверенным в себе, эмоционально уравновешенным и стрессоустойчивым, креативным, предприимчивым, ответственным и надежным и др. [30]. Это установлено и по результатам исследования ВОЗ (1999) с использованием метода «Дельфи» [57].

В настоящее время, учитывая перемены, происходящие в здравоохранении и обществе, сестре-руководителю приходится быть и педагогом-воспитателем [36]. Под ее руководством находится не только разная возрастная категория медицинского персонала, но и люди с разынм воспитанием, разной культурой и разными взглядами на жизнь, разной профессиональной подготовкой, и разным отношением к своей деятельности, большую часть которых составляет молодежь. Поэтому зачастую сестре-руководителю приходится воспитывать своих подчиненных с морально-нравственных позиций, с этических и эстетических, приходится помогать им в решении вопросов, связанных с оказанием и организацией сестринской помощи на местах, помогать получить дополнительную медицинскую информацию по интересующим вопросам [79]. Таким образом, очень важно, чтобы сестра-руководитель обладала педагогическими способностями, культурой общения, высоким творческим потенциалом и знала основы психологии личности.

Деятельность современного руководителя сестринских служб любого уровня в ЛПУ на сегодняшний день многогранна и ответственна, он:

‒ обеспечивает управление средним и младшим медицинским персоналом в учреждении здравоохранения;

‒ разрабатывает управленческие решения по повышению эффективности деятельности сестринской службы и обеспечение их реализации;

‒ анализирует работу среднего и младшего медицинского персонала, оценивает потенциальные возможности развития сестринской службы учреждения;

‒ внедряет в практику новые организационные формы и ресурсосберегающие технологии деятельности сестринского персонала;

‒ разрабатывает стратегию и осуществляет программы непрерывного профессионального образования и повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала учреждения;

‒ обеспечивает в учреждении благоприятные и безопасные условия для лечения и реабилитации пациентов путем улучшения качества и усиления профилактической направленности деятельности сестринского персонала;

‒ организовывает и обеспечивает квалифицированные уход за пациентами с использованием методологии сестринского процесса, оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях;

‒ осуществляет социально-психологическое регулирование в трудовом коллективе, содействует созданию деловой, творческой обстановки и поддержке инициативы сотрудников и т. д.

Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением [44]. В новые задачи здравоохранения входят:

‒ развитие первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;

‒ реструктуризация медицинских учреждений, обусловливающая оптимизацию сроков пребывания в стационаре;

‒ расширение объемов помощи на дому с использованием новых технологий ухода и сестринского процесса;

‒ совершенствование системы, форм и этапов реабилитационных мероприятий;

‒ формирование больниц или отделений сестринского ухода;

‒ развитие системы хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим, базирующейся на единстве медицинской, социальной систем и духовных институтов общества.

Литература:

  1. Бастрыкина Г. А. Этико-деонтологические основы деятельности среднего медицинского персонала.//Медицинская кафедра.-М., 2005.-№ 5- С.18–21.
  2. Бахтина И. С. Новые направления в совершенствовании непрерывного медицинского образования.//Сестринское дело.-М.,2006.- № 4.-С.11–16.
  3. Бахтина И. С. Сестринское дело: менеджмент и лидерство. СПб.: Синтез-Полиграф,2002.-128 С.
  4. Бражникова А. Ю., Камышина Н. Н. Изменения в сестринском образовании в Европейском Союзе.//Медицинская сестра.-М., 2007.-№ 3-С.34–37.
  5. Бурышева Н. В. Медицинская сестра как педагог-психотерапев.//Главная медицинская сестра.-М., 2005.-№ 5.-С.77–81
  6. Вартанян Ф. Е. Этические аспекты современного здравоохранения // Здравоохранение. Журнал для руководителя и главного бухгалтера.-М.,2008.-№ 3.-С.12–14.
  7. Взаимоотношения медицинской сестры и пациента.//Медицинская помощь.-М.,2009.- № 5.-С.42–46.
  8. ВОЗ. Европейское бюро. Копенгаген. Развитие сестринского дела: укрепление сестринского дела и акушерства в поддержку стратегии достижения здоровья для всех. — М., 2005.-162с.
  9. ВОЗ определяет Европейскую стратегию сестринского образования // Медицинская помощь. М., 2008.№ 2.-с.39.
  10. Гажева А. В., Камынина Н. Н., Лутиков А. С., Новожилов А. В. Индикаторы оценки качества деятельности сестринского персонала // Медицинская сестра.-М., 2006.-№ 3.-С.13–15.
  11. Генри Б., Зоренсен М., Гуршфельд М. Медицинские сестры — админист­раторы и руководители // Всемирный форум здравоохранения.-М.,2004. — № 2.-С.44–47.
  12. Глотова И. Г. Профессиональное поведение медсестры и его этическое регулирование.- Белгород: кооперативное образование,2000.-56 с.
  13. Глотова И. Г. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров и пути реформирования сестринского дела и образования в Белгородской области: Автореф. дис. канд. мед. Наук.-М.. 2008.-29 с.
  14. Глотова И. Г. Вопросы этики как элемент качества медицинской практики.//Главная медицинская сестра.-М., 2001.-№ 4.-С.95–98.
  15. Гольдинберг Б. М. Этика и деонтология среднего медицинского работника.// Мир медицины.-М., 2004.-№ 4.-С. 2–3.
  16. Гончарова Г. Н., Горбачев Н. А., Упатов В. В. Медико-социальный и психологический портрет организатора здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации.-М., 2002.-№ 6.-С.27–31.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинских сестер, сестринского дела, деятельности сестринского персонала, сестринской службы, медицинского персонала, руководителя сестринской службы, сестринских служб, сестринской помощи, этических принципов сестринского, младшим медицинским персоналом, медицинских учебных, сестринского процесса, медицинской помощи, поведение медицинских сестер, совет медицинских сестер, младшего медицинского персонала, этические принципы сестринского, кодексы медицинских сестер, кодекс медицинских сестер, Федерацией медицинских сестер.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос