Библиографическое описание:

Замятин А. М. Портрет современного управленца в образовании [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 38-39.

В настоящее время в условиях модернизации на всех уровнях российского образования меняется стереотип управления образовательным учреждением. В условиях рыночных отношений образовательное учреждение является не только общественным институтом, который ориентирован на формирование и развитие социально-профессиональной составляющей личности, но и «поставщиком» образовательных услуг. Поэтому современное общество ориентировано на предоставление более качественного уровня образовательных услуг. В связи с этим меняется и портрет современного управленца в образовании.

Главной задачей современного управленца в образовании, является ежедневное управление образовательным учреждением в целях предоставления высокого качества образовательных услуг, востребованных развитием общества в условиях ограниченности материальных ресурсов; привлечение материальных ресурсов в виде инвестиций, необходимых для инноваций и повышения качества предоставления образовательных услуг. Выполняя эту задачу, современный управленец должен выполнять следующие функции:

-                   осуществлять руководство коллективом;

-                   организовать и планировать деятельность коллектива и своей собственной работы;

-                   распределять задания и инструктаж подчиненным;

-                   осуществлять контроль предоставления качественного образования;

-                   устанавливать контакты с партнерами и властями;

-                   урегулировать и преодолевать внутренние и внешние конфликты;

-                   создавать комфортные условия труда (работники) и получения образовательных услуг (студенты);

-                   осуществлять подготовку и чтение отчетов;

-                   выполнять проверку и оценку результатов работы;

-                   ознакомление со всеми новинками в мире техники и технологии образовательного процесса;

-                   выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений развития учреждения;

-                   решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;

-                   проведение собраний и представительство;

-                   стимулирование повышения квалификации работников;

-                   подготовку образовательного учреждения к учебному году.

Выполняя свои функции, современный управленец в образовании должен обладать следующими качествами: высокий интеллектуальный уровень развития (аналитические способности), профессионализм, справедливость во всех отношениях, коммуникабельность, организаторские способности, владение современными информационными технологиями.

Управленец в образовании должен иметь личное желание занять пост руководителя и, соответственно, быть готовым брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Управленец должен быть активным, стремиться к испытаниям, полностью отдавать себя работе, обладать четкими жизненными установками, быть требовательным к себе и окружающим, стремиться к совершенству. Такой управленец постоянно находится в «гуще жизни», непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь, риска и ответственности.

Активный управленец ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность продвигать свои идеи. Активный управленец должен быть лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства (в рамках министерства образования и заменяющего органа) и неофициальное — у подчиненных и студентов.

Современный управленец должен уделять особое внимание инновационным процессам образования. В рамках данного направления следует учесть следующие направления:

1.                  Развитие технической инфраструктуры образовательного учреждения:

-          компьютеризация образовательного процесса, с учетом необходимости;

-          автоматизация рабочих мест, сопровождения учебного процесса (разработка автоматизированных систем управления, внедрение систем дистанционного образования);

-          развертывание локальной вычислительной сети, с возможностью удаленного доступа всех участников образовательного процесса.

2. Развитие информационной составляющей:

-          создание и продвижение веб-сайта образовательного учреждения;

-          создание и развитие системы предоставления информации (информационные табло, внутреннее вещание, мини издательство);

-          повсеместное использование скрытой инфо-рекламы.

3. Внедрение инновационных методов преподавания:

-          вебинары;

-          телеконференции;

-          компьютерное моделирование;

-          использование технологий виртуализации;

-          развитие системы зарубежного обмена студентами

-          внедрение системы дистанционного обучения;

-          внедрение систем и программ образования для различных категорий людей (в том числе для людей с ограниченными возможностями).

Важное направление в деятельности управленца — это подготовка взаимозаменяемости и преемственности кадров, кадровой политики, в том числе административно-управленческого персонала. В связи с этим управленец должен иметь стратегические цели развития образовательного учреждения, стремление к положительной динамики предоставления и спроса образовательных услуг.

Подводя общий итог, можно сделать выводы:

Управление образовательным учреждением — это очень сложный процесс, который требует не только соответствующее образование, но и стремление к самообразованию, познанию и практического применения полученных навыков и знаний. В связи с этим современный управленец должен быть высокообразованным и любознательным с предпринимательской жилкой.

Литература:

1.         Аверченков В. И. Инновационный менеджмент / В. И. Аверченков, Е. Е. Ваинмаер. — Москва: Флинта, 2011. — 293 с. — То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ibooks для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

2.         Карташова Л. В. Организационное поведение: учеб. / Л. В. Карташова — Москва: ИНФРА-М, 2011. — 156 с.

3.         Круглов В. Н. Управление инновационным развитием отрасли: автореф... д-ра наук: 08.00.05 / В. Н. Круглов; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). — Москва, 2012. — 51 с.

4.         http://www.nsportal.ru

5.         http://www.rusobr.ru

6.         http://www.edu.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle