Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Ситникова, С. А. Профилактика и предупреждение правонарушений, совершаемых трудными подростками / С. А. Ситникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 283-289. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5069/ (дата обращения: 26.04.2024).

Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей.

В настоящее время проблема асоциального поведения несовершеннолетних приобрела катастрофические масштабы. Растет число подростков, проявляющих те или иные формы асоциального поведения. Более того, лица, совершающие сегодня асоциальные поступки и потребляющие психоактивные вещества, стали значительно моложе, чем это было ранее понятие «девиантное поведение» является более общим по отношению к асоциальному поведению и рассматривается как отклонение от социальных норм Его вариантами являются аддиктивное (зависимое) и делинквентное, которое в отождествляется с преступным поведением [6, с.156]. Однако многие подростки, демонстрирующие нарушения поведения, не являются ни аддиктивными, ни делинквентными, так как не совершают явных криминальных действий и не проявляют признаков зависимости от психоактивных веществ. К их действиям применимо понятие «асоциальное поведение», которое трактуется как нарушение социальных норм, не носящее характер криминальных девиаций, но при этом уклоняющееся от выполнения морально-нравственных аспектов жизни, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.

В группу подростков с асоциальным поведением чаще других попадают дети с нарушениями развития, которые из-за своих клинико-психологических особенностей обладают повышенной чувствительностью к негативному воздействию среды.

Необходимо отметить, что условия жизнедеятельности несовершеннолетних также отличны от взрослых. Контакты с социальной средой сужены: семья, школа, дружеское окружение их почти исчерпывают. При этом не только родительская семья, но и учебный коллектив определяются по общему правилу, не зависящими от самого подростка обстоятельствами. Первичная социально-профессиональная дифференциация (выбор продолжения обучения, вида и конкретного учебного заведения либо поступления на работу) во многом чаще всего определяется внешними обстоятельствами. Специфику возрастного статуса дополняют и противоречивые социальные ожидания: ответственность, самостоятельность предполагаются при сохранении материальной зависимости, роли воспитуемого.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что основным фактором, влияющим на развитие самоотношения подростков, является семейное воспитание. По нашему мнению, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Сюда входит доверительная атмосфера между членами семьи. Положительный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на жизненно важные темы, и, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т. д.

Психологами и педагогами не раз было отмечено, что психическая депривация, характерная для ситуации помещения ребенка в интернат или в детский дом, приводит к тому, что его общее физическое, моральное развитие детей замедляется и затрудняется. Впоследствии создается эффект, который в американской практической психологии получил диагностическое название — «психосоциальная карликовость». Известно, что результатом пребывания ребенка в детском доме является заниженная самооценка, небогатый социальный опыт, неразвитость эмоций, неготовность к самостоятельной жизни и отсутствие интереса к ней.

В семье легче и эффективнее осуществляется индивидуальный подход к человеку, вовремя замечаются промахи в воспитательной деятельности, активно стимулируется проявляющиеся положительные качества. Также родители вовремя замечают отрицательные черты характера и борются с ними. Таким образом, значение семейного воспитания оказывается незаменимым компонентом среди других социальных институтов.

Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье. При всем многообразии факторов семейного неблагополучия выделение обстоятельств, объективно затрудняющих воспитание (структурная неполнота семьи, материальные, жилищные проблемы и т. п.) и обусловленных личностной позицией родителей, их отношением к воспитанию (пьянство, скандалы, безразличное отношение к детям, отказ от выполнения воспитательных функций, правонарушающее поведение в быту) показывает, что собственно криминогенное значение имеют субъективные факторы, а объективные лишь способны усугубить их проявление.

Те или иные дефекты внутрисемейной обстановки имеют место в значительной части семей. Специфика же неблагополучия родительских семей несовершеннолетних правонарушителей состоит в том, что типичным является наличие комплекса взаимосвязанных негативных характеристик. Примерно в 40 % этих семей способом разрешения внутренних конфликтов являются скандалы, драки; почти в 35 % — злоупотребляют алкоголем; до 80 — не выполняют функции надзора за детьми; члены каждой четвертой семьи подростков-правонарушителей привлекались к уголовной ответственности [8, с.150].

Сложнейший аспект семейной педагогики — сохраняется равновесие между жесткими и мягкими мерами, положительными и отрицательными стимулами. Набалованный ребенок, каждое желание которого родители и родственники спешили выполнять, часто становится нравственным уродом. Он мучает окружающих, так как сам не способен приобрести удовлетворенность и счастье в этом мире.

Грубость и жестокость родителей могут сформировать внешне послушного и исполнительного человека, который на уровне подсознания имеет колоссальный заряд зла, обиды и агрессивности. Все это при случае изливается на более слабых [7, с.313].

Серьезный аспект криминогенности семьи — утрата связи между детьми и родителями. Родители перестают пользоваться у детей авторитетом, между ними утрачивается доверительность. Ребенок становится практически неуправляемым. Главная причина утраты связи между детьми и родителями — дефицит общения. Преодоление таких разрывов — сложнейшая творческая педагогическая задача. Если родители не могут или не хотят тратить время и силы на ее решение, это оказывается отправной точкой отчуждения.

Кризисная семья становится все более значительным фактором риска и неблагополучия детей. По официальным данным МВД только в сфере профилактического воздействия органов полиции сегодня находятся 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, среди них 30 % систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40 % устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни.

О явном неблагополучии семейного воспитания свидетельствуют и другие данные. До 70 % всех детских травм имеют семейно-бытовой характер. Типичной для подростков — правонарушителей — продолжает оставаться семья, демонстрирующая и прививающая антиобщественные привычки, взгляды, потребности, не обеспечивающая контроля, эмоциональной поддержки и защиты от внешних негативных влияний и в силу этого вынуждающая подростка идти на поиск понимания и участия вне семейной среды.

Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно женщин, привели к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях жизни, к невротизации большой массы населения в целом, к нарастанию конфликтности взаимоотношений во всех сферах жизнедеятельности граждан.

Ученые подчеркивают, что динамика структуры преступности несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних напрямую связана с невовлеченностью детей и подростков в общественно полезную деятельность. Ежегодно в совершении преступлений участвует до 4–5 тыс. несовершеннолетних, официально признанных безработными, свыше 1 тыс. из них не имеют постоянного места жительства.

Мы составили статистические данные о неблагополучных семьях города Липецка и Липецкой области (см. Приложение). В таких семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. Так, по данным исследователей, от произвола родителей ежегодно страдает около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет каждый десятый из них умирает, а 20 кончает жизнь самоубийством. [11, с.145]. Как прямое следствие этого — стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми. Жестокость порождает жестокость.

Предупреждение преступности — это целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений.

Наряду с термином «предупреждение» часто употребляются другие: «профилактика», «предотвращение», «пресечение».

Одними авторами понятия «предупреждение» и «профилактика» трактуются как синонимы, другие — при трехчленном понимании «предупреждения» и имея в виду прежде всего предупреждение преступлений, а не преступности в целом — рассматривают профилактику как часть «предупреждения», относя к последнему также предотвращение и пресечение преступлений.

Индивидуальная профилактика преступлений — это, прежде всего, воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Объектами являются индивиды, поведение и образ жизни которых свидетельствуют о реальной возможности совершения ими преступлений. Взгляды, мотивы, система ценностных ориентации личности могут стать основанием для оказания на нее предупредительного воздействия лишь в том случае, когда эти взгляды, мотивы, ориентации проявились в антиобщественном поведении.

Суммируя сказанное, можно сформулировать следующее определение: индивидуальная профилактика преступлений — это деятельность государственных и образованных в соответствии с законом негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, по объективно установленным данным, можно ожидать совершения преступлений, и оказанию на них и окружающую их социальную микросреду позитивного корректирующего воздействия.

К общесоциальным видам предупреждения преступности несовершеннолетних относятся: а) развитие и совершенствование экономических отношений, учебных процессов и технического оснащения, что неразрывно связано с повышением жизненного уровня и материального благосостояния людей; б) повышение уровня культуры подростков, улучшения их образования, а следовательно, воспитанности, установления нравственных взглядов, основанных на всем том лучшем, что накопило человечество в данной области за весь период своего развития [4, с.71].

Немало внимания уделяется в литературе и отдельным видам преступности несовершеннолетних: рецидивной, корыстной, насильственной, корыстно-насильственной и другим.

Говоря о некоторых причинах вовлечения несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, в преступную деятельность В. А. Лелеков обращает внимание на следующее. «В январе 2013 года нами был проведен экспертный опрос сотрудников Воронежской школы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 39,5 % опрошенных считают, что после выпуска у воспитанников чаще всего возникают трудности с адаптацией к новым жизненным обстоятельствам. И это, по мнению 37,1 % экспертов, является одной из причин, объясняющих рост преступности данной категории несовершеннолетних. Так, по оценке специалистов, уже через год после выпуска из детского дома 20 % — становятся преступниками; 30 % –превращаются в бомжей; 10 % — заканчивают жизнь самоубийством». [10, с.119].

В ежегодном послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года Президент России особо отметил: «Нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей — их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе. Здесь велика роль не только педагогов, но и местных властей. Они могли бы, например, оплачивать расходы выпускников детских домов на посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования». [12].

Социальная адаптация детей сирот — одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе. Нужно с малых лет показать детям-сиротам, что они полноценные члены общества. При этом ребенок еще с детства должен видеть примеры поведения не только в коллективе, где он находится круглые сутки. Закрытый, ограниченный коллектив — это не лучший пример того широкого общества, в которое вступает ребенок, покинув дом, в котором он вырос. Адаптация каждого ребенка должна начинаться не после того, как ребенок покинет приют, а с первых дней пребывания там.

Положительные примеры уже есть: так, на базе Воронежского института МВД России по инициативе кафедры уголовного права и криминологии создан Ювенальный центр по правовому обеспечению реализации ювенальной политики в регионе. При Ювенальном центре с 2000 года работает специализированный детский правозащитный спортивно-оздоровительный лагерь «Ювеналист», который организует свою работу в каникулярный период для обучения основам ювенального права, правовой и социальной защиты различных категорий несовершеннолетних — лишенных родительского попечения, имеющих отклонения в поведении, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, детей-сирот, детей — социальных сирот и т. п. [10, с. 121].

Мы считаем, что именно воспитательный процесс, который складывается из физического, нравственного, трудового и патриотического воспитания позволит ребенку быть разносторонне развитым, грамотным и чувствовать себя равноправным членом общества, избежать пагубного влияния и пагубных привычек.

Еще одним моментом профилактики вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность является, по нашему мнению, отношение к детям-сиротам. Отношение к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, — это показатель развития гражданского общества и государства в целом.

Институт семьи в России переживает глубокий кризис. Максимальные показатели распада семей были отмечены в 2002 году, когда в России на 1000 зарегистрированных браков приходилось 837 разводов, а в 11 регионах — свыше одной тысячи (Рязанская область — 1154; Магаданская область — 1427 и др.). [13].

Положение осложняется ростом числа детей, родившихся у женщин, не состоявших в браке. Их удельный вес среди всех новорожденных достигает 30 %. Исследования показывают, что с одним родителем дети чувствуют себя «ущербными». Кроме того, часть из них по причине отсутствия должного контроля со стороны матери (отца) бывают вовлечены в преступную деятельность. Криминогенность неполных семей подтверждается судебной статистикой. Из числа ежегодно осуждаемых несовершеннолетних около половины воспитывались в семье с одним родителем (в 2009 г. — 45 %).

Почти как в условиях Гражданской войны в России растет сиротство детей. Это объясняется ростом лишений родительских прав, направлением родителей в места заключения за совершенные преступления, смертью родителей.

Российская практика сложилась таким образом, что большинство осиротевших (в том числе при живых родителях) детей передается под опеку родственникам, часть усыновляется посторонними лицами, в том числе гражданами зарубежья. За 15 лет было отдано в иностранные семьи 80 тысяч детей, из них 50 тысяч в США. [14, с.68].

К сожалению, практика усыновления детей в определенной мере приобрела «коммерческий» характер. Распространены факты побоев, насилия в отношении детей со стороны усыновителей как в зарубежных странах, так и в России.

Остается распространенным помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты и другие специализированные учреждения, которых в России насчитывается 2273, в них находятся 44830 детей.

Сирота — особая категория, требующая внимания со стороны государства, общества. В. А. Лелеков отмечает: «Сплошное анкетирование, проведенное нами в Ново-Оскольской воспитательной колонии для несовершеннолетних женского пола, показало, что 77,5 % детей, лишенных родительского попечения, имеют судимых близких родственников, 18 % воспитанниц сами дважды, а 17 % трижды и более раз судимы» [9, с.17].

В январе 2013 года был проведен экспертный опрос сотрудников Воронежской школы-интерната № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На вопрос, что необходимо сделать для улучшения работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в России, эксперты заявили: «Методы воспитания детей, содержащихся в интернатных учреждениях, бесконечно отстали от тех требований, которые предъявляет жизнь к современному человеку. Для того, чтобы помочь детям из детских домов, не дать повторить им судьбу своих родителей, адаптировать к условиям жизни после интернатного учреждения, не позволить стать на преступный путь, нужно избегать формального подхода к проблемам сиротства.

Необходимо модернизировать систему воспитания этой категории несовершеннолетних, организовать курсы повышения квалификации для педагогов, работающих в интернатах, с целью обучения их современным, инновационным технологиям воспитания подростков, необходимо увеличить штат психологов в помощь педагогам, повысить заработную плату персоналу, выделять дополнительные средства для содержания детей и помещений».

Обратимся к статистике. За десять лет (2000–2009 гг.) были осуждены за преступления 88240 воспитанников детских домов, школ -интернатов. Причем динамика удельного веса воспитанников детских домов среди всех осужденных несовершеннолетних вызывает особую тревогу: в 1996–1998 годах он был равен 5,3 %; в 1999 г. — 5,4 %; в 2000 г. — 5,5 %; в 2001–2007 гг. постоянно возрастал и достиг максимального значения — 12,8 %; в 2008 г. — 12,6 % и в 2009 г. — 12,3 % (незначительное снижение).

В России не ведется официальной статистики сиротства и о том, как складывается судьба выпускников интернатных учреждений в обществе, имеются лишь сведения эпизодического характера. Так, несколько лет назад Генеральная прокуратура Российской Федерации, обследовав группу областей Центрального региона, установила, что из выпускников государственных сиротских заведений 40 % после оставления детского дома становятся алкоголиками, 40 % — преступниками или обслугой преступников; 10 % — кончают жизнь самоубийством и только 10 % –устраиваются удовлетворительно в условиях самостоятельной жизни [14, с.71].

Выпускники детских домов являются наиболее уязвимыми перед жизненными трудностями. Они недостаточно адаптированы к самостоятельной жизни и часто становятся жертвами мошенников и равнодушия властей.

На 1 января 2010 года более 60 тысяч детей-сирот не были обеспечены жильем и фактически оставались на улице. 1068 тысяч судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам остались неисполненными.

Мы считаем, что представляется необходимым на региональном и федеральном уровнях рассматривать вопросы, связанные с сохранением жилья для выпускников детских домов и интернатов или сирот, отбывших наказание в местах лишения свободы, и обеспечением жильем тех, у кого его не было.

Сложно рассчитывать на снижение криминогенности «детдомовской среды» усилиями одних сотрудников этих воспитательных учреждений.

Для повышения эффективности воспитательной работы, организации досуга, контроля за поведением несовершеннолетних, подготовки к жизнедеятельности вне детского дома потребуются дополнительные финансовые затраты государства, участие всех общественных институтов, тесное взаимодействие органов образования, здравоохранения, внутренних дел, учреждений культуры, спортивных организаций, частного бизнеса.

Прогноз специалистов неутешителен: при непринятии чрезвычайных мер сиротство в России будет расти. В связи с этим экстренные меры, на наш взгляд, должны заключаться в следующем:

1.                   Повышение качества работы органов опеки и попечительства с учетом положительного отечественного и зарубежного опыта, сложившейся обстановки.

2.                   Проведение в учебных заведениях родительского всеобуча по вопросам профилактики и предупреждения правонарушений с привлечением психологов, сотрудников МВД, социальных работников.

3.                   Передача детей для усыновления в зарубежье должна осуществляться в исключительных случаях (наличие родственников в этой стране, потребность в лечении и т. д.)

4.                   Тщательный подбор и изучение семей, готовых усыновить ребенка. Постоянный контроль за условиями воспитания и проживания сирот в приемной семье.

5.                   Расширение практики создания семейных детских домов, их поддержка со стороны государства.

6.                   Всеобщая «ревизия» состояния воспитательной работы, материально — технической базы, кадрового состава детских домов и школ-интернатов.

7.                   Рассмотрение этих вопросов в правительстве России.

Необходимо приложить все усилия для того, чтобы сохранить для общества тех, кто в скором времени войдет во взрослую жизнь и станет его полноправным членом.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Сведения о состоянии семейного неблагополучия на территории Липецкой области в 2008-2013 годах

Лист № 1

состоит на учете неблагополучных родителей

снято с учета по исправлению родителей

материалов на лишение родительских прав

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2008

2009

2010

2011

2012

2013

По области

2368

2546

2523

2577

2732

2929

669

680

736

741

695

1066

567

573

568

593

599

720

УВД г. Липецка

864

835

949

921

1037

1181

205

322

326

307

268

375

246

253

251

249

263

316

Воловский район

72

75

77

74

75

69

30

5

32

28

18

12

7

5

7

5

6

5

Грязинский район

74

110

112

110

82

82

39

58

55

31

14

79

28

30

30

36

28

29

Данковский район

140

143

144

145

156

157

52

43

59

60

59

60

26

27

27

27

31

31

Добринский район

128

128

150

161

162

115

14

16

18

24

25

45

30

33

40

42

42

42

Добровский район

44

42

54

44

45

58

31

32

27

54

33

41

12

10

11

17

8

8

Долгоруковский

район

44

38

41

49

44

40

3

10

10

13

15

11

4

4

4

5

12

12

гор. Елец

260

297

299

299

308

310

63

49

49

53

72

92

80

72

53

40

52

75

Елецкий РОВД

75

33

67

67

78

65

8

5

24

15

17

39

7

24

26

24

25

42

Задонский район

134

140

68

111

112

174

29

25

24

18

12

32

8

9

13

1?

7

10

Измалковский район

64

72

69

75

73

70

0

0

9

14

26

28

10

10

9

9

10

10

Краснинский район

55

64

57

62

60

31

2

2

14

11

2

44

2

3

3

5

4

3

Лебедянский район

30

29

28

31

30

49

2

2

0

5

6

16

18

8

17

11

15

17

Лев-Толстовский район

36

45

36

33

44

44

12

12

21

17

7

7

10

10

16

70

16

19

Липецкий район

101

99

93

93

95

95

25

23

19

25

28

29

21

23

24

25

25

25

Становлянский район

70

55

64

67

80

104

5

5

7

6

8

47

13

10

7

10

4

18

Тербунский район

44

49

57

58

58

57

15

5

е

9

12

22

3

3

3

4

1

3

Усманский район

48

53

50

50

66

71

15

17

17

24

19

20

27

24

31

33

28

30

Хлевенский район

40

50

74

75

68

77

11

25

12

23

23

30

3

8

4

9

11

12

Чаплыгинский район

45

39

40

53

59

80

23

19

5

4

30

37

12

7

7

12

11

13


Сведения о состоянии семейного благополучия на территории Липецкой области в 2007-2012 годах

Лист №2

привлечено родителей к административной ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

привлечение родителей или законных представителей к уголовной ответственности по ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение родительских обязанностей)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2008

2009

2010

2011

2012

2013

По области

1204

1625

1855

2527

2632

4086

5

8

13

11

15

19

УВД г. Липецка

544

599

664

512

952

1643

2

2

4

4

1

1

Воловский район

33

53

64

72

69

70

1

1

1

2

Грязинский район

149

162

167

207

164

219

1

1

Данковский район

83

91

95

95

120

206

Добринский район

52

112

161

221

240

310

1

1

3

1

Добровский район

47

59

75

76

63

79

1

1

Долгоруковский

район

21

25

23

35

36

42

1

1

1

гор. Елец

79

79

101

111

123

212

3

1

1

2

Елецкий РОВД

11

37

43

17В

96

134

1

Задонский район

29

49

60

146

155

201

1

1

1

Измалковский район

31

39

41

43

49

60

4

1

5

Краснинский район

30

31

36

60

50

73

1

1

Лебедянский район

20

23

23

24

24

112

1

1

Лев-Толстовский район

28

29

48

54

51

45

1

1

Липецкий район

46

51

37

40

42

70

1

Становлянский район

41

42

43

128

90

192

Тербунский район

33

29

34

53

36

95

2

3

Усманский район

64

85

74

94

110

171

4

Хлевенский район

9

11

29

33

62

71

Чаплыгинский район

19

19

12

35

70

91

1


Литература:

1.                   Абрамов В. И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: Автореф. дис. докт. юрид. наук. Саратов: Саратовский университет, 2008.

2.                   Аванесов Г. А. Криминология. М.: Статут, 2007.

3.                   Антокольская М. В. Лекции по семейному праву. М.: Юрист, 2009.

4.                   Бабаев М. М. Борьба с преступностью как международная проблема // Преступность и общество: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2008.

5.                   Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография. — М.: ВНИИ МВД России, 2003.

6.                   Барсуков А. В. Структура самоотношения асоциальных подростков. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Психология и педагогика № 3 (3). Киров, 2009.

7.                   Гилинский Я. И. Криминология. Курс лекций. СПб: Питер, 2008.

8.                   Иншаков С. М. Криминология: Учебное пособие. М.: Статут, 2011.

9.                   Лелеков В. А. Воспитание несовершеннолетнего вне семьи как криминогенный фактор // Вестник Воронежского института МВД России № 1. 2013.

10.               Лелеков В. А. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов как криминогенный фактор// Вестник Воронежского института МВД России № 2 / 2013.

11.               Лисовский В. Т. Молодежь России в зеркале криминологии //Криминология — XX век. СПб.: Альфа, 2007.

12.               Материалы официального сайта Президента Российской Федерации. — URL:http://kremlin.ru /news/9637.

13.               Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: статистический сборник /Росстат. М., 2007.

14.               Рот Л. Г. Преступность несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения, и меры по ее предупреждению // Закон и право. 2008. № 9.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Россия, попечение родителей, родитель, асоциальное поведение, семья, Липецкая область, преступная деятельность, родительское попечение, самостоятельная жизнь.

Похожие статьи

ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная семья...

Асоциальное поведение. Заболевания родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка

попечение родителей, ребенок, приемная семья, попечительство, орган опеки, опека...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань...

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения... ребенок, особое внимание, учитель, дом, Россия, самостоятельная жизнь...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань...

семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского... попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское...

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения...

Однако, исходя из личной педагогической практики, здесь можно отметить, что тема семьи, дома, родителей является

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, особое внимание, учитель, дом, Россия, самостоятельная жизнь, детский дом, безусловное...

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Основные термины (генерируются автоматически): Социальное сиротство, ребенок, попечение родителей, родитель, семья, сирота, Социальный сирота, правовой акт, родительское поведение, специальный юридический документ.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство.

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот.

Особенности социально-психологической адаптации детей...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот. Социально-педагогическое сопровождение процесса...

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей...

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, родитель, ребенок, семья, владимирская область, Центр усыновления, воспитание детей, программа, жестокое обращение, социально-педагогическая подготовка.

Похожие статьи

ребенок, попечение родителей, родитель, семья, родная семья...

Асоциальное поведение. Заболевания родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка

попечение родителей, ребенок, приемная семья, попечительство, орган опеки, опека...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань...

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения... ребенок, особое внимание, учитель, дом, Россия, самостоятельная жизнь...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань...

семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского... попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское...

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения...

Однако, исходя из личной педагогической практики, здесь можно отметить, что тема семьи, дома, родителей является

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, особое внимание, учитель, дом, Россия, самостоятельная жизнь, детский дом, безусловное...

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Основные термины (генерируются автоматически): Социальное сиротство, ребенок, попечение родителей, родитель, семья, сирота, Социальный сирота, правовой акт, родительское поведение, специальный юридический документ.

Представление собственного педагогического опыта воспитателя...

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная жизнь, выпускник, социальная адаптация, проблема, ребенок, попечение родителей, социальная компетентность, постинтернатное сопровождение, детский дом, жизненное пространство.

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот.

Особенности социально-психологической адаптации детей...

попечение родителей, ребенок, Рязанская область, рязань, родительское попечение, детский дом, Российская Федерация, рязанский регион, школьный возраст, семейное устройство детей-сирот. Социально-педагогическое сопровождение процесса...

Социально-педагогическая подготовка замещающих родителей...

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, родитель, ребенок, семья, владимирская область, Центр усыновления, воспитание детей, программа, жестокое обращение, социально-педагогическая подготовка.