Библиографическое описание:

Нагдиев Т. Х., Завьялова Я. Е., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби, как социально-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 165-167.

Особенности самореализации личности в контексте идей и практики социальной педагогики, акмепедагогики и здоровьесберегающей педагогики представляют интерес в полисистемном понимании рассматриваемого феномена и процесса, т. е., с одной стороны, мы рассматриваем самореализацию с позиции философского понимания значимости и состоятельности явления, а, с другой стороны, процессуальная основа детерминации позволяет выявить педагогические возможности и условия организации, коррекции, реконструкции и детализации описываемого с точки зрения современного педагогического знания явления.

Под самореализацией будем понимать многовариативный, личностный поиск вершин и возможностей субъекта деятельности и культуры в самостоятельном понимании важности определения и решения субъектно-средовых противоречий в микро-, мезо-, макро- и мегасредах и ресурсах воспитательно-образовательного или культурно-исторического пространства, определяющих возможность и качество продуцирования, состоятельность продукта и его ценность в различных системах отсчета (нормы культуры) и эталонах преобразований (пространственно-временные ограничения), возможность многократного, самостоятельного пересмотра основ и практики описываемого нами процесса.

Под самореализацией подростка, занимающегося регби, будем понимать процесс самостоятельного поиска вершин микро- и мезогруппового взаимодействия в структуре подготовки (тренировочный процесс) и игры (соревновательный процесс) как критериев и показателей успешности ведущей деятельности спортсмена, занимающегося регби.

Под продуктивной самореализацией подростка, занимающегося регби, будем понимать процесс определения и получения высоких достижений в командной игре регби, где сам подросток выполняет роль игрока, обеспечивающую получение в конечном счете побед в тех или иных соревнованиях команды.

Под педагогическими условиями будем понимать совокупность положений современной педагогической теории и практики, определяющих эффективность, способы, формы, методы, приемы, ресурсы, технологии, средства оптимизации педагогически корректируемой и модифицируемой, детализируемой и верифицируемой, определяемой и сравниваемой величины или характеристики педагогического процесса или явления.

Попытаемся выделить педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби, определив приоритеты и способы исследования [2–4], качество и результативность, продуктивность и состоятельность деятельности подростка, занимающегося регби, в условиях полисистемных требований социальной, профессиональной и личностной самоидентификации и самореализации.

В структуре методов исследования самореализации подростков, занимающихся регби, будет использованы методы анкетирования и методов портфолио.

Под портфолио обучающегося, занимающегося регби, будем понимать созданную им презентацию, определяющую в визуальной форме приоритеты, смыслы, ценности, достижения личности обучающегося в различных направлениях деятельности, его взгляды на процессы и факты, на события и явления в социальном и естественно-научном ракурсах понимания рассматриваемого, его отношение к спорту, науке, искусству, культуре в целом и в частности, объяснение целостного восприятия личностью обучающегося приоритетов формирования личности и выбор в данной системе регби как средства и продукта социализации и самореализации, самосовершенствования и саморазвития.

Цель портфолио обучающегося, занимающегося регби, — самостоятельное представление данных о личности обучающегося, занимающегося регби, в структуре сформированных потребностей, приоритетов, достижений, где регби определяет одно из ведущих направлений получения высоких достижений и подтверждения данного факта в медалях, грамотах, кубах и пр.

Результативность сформированности продуктивной самореализации обучающегося, занимающегося регби, легко и объективно изучается в структуре проведения научно-практических конференций, например, — в заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» [6], проводимой в Кузбасской государственной педагогической академии с целью выявления специфики и качества социализации и самореализации обучающихся в структуре различных направлений формирования и развития личности, включенной в процессы самопознания, самодетерминации, саморазвития, самореализации и социализации, продуцирующих определенные ресурсы и качества в структуре развиваемых и формируемых с точки зрения педагогики и психологии структур личности.

Вопросы анкеты, фасилитирующей процесс изучения качества и специфики самореализации подростков, занимающихся регби:

-          Какие кружки и секции Вы посещали за период обучения в школе?

-          Чем Вы любите и любили заниматься в свободное время?

-          Какие предметы в школе Вы изучаете с удовольствием, получая по ним высокие оценки?

-          Какие предметы Вам нравятся, но получаемые оценки Вас пока не устраивают?

-          Какие предметы школьной программы Вам даются нелегко?

-          По какому критерию Вы определяете нелюбимые предметы в школе (не интересно, плохо успеваете, не любите саму теорию предмета, не нравятся качества педагога, ведущего данный предмет и пр.)?

-          Перечислите нелюбимые предметы.

-          Как Вы стали заниматься регби?

-          Кто Ваш тренер по регби?

-          На каких соревнованиях Вы уже выступали?

-          Какие достижения у Вас есть в игре регби?

-          Что бы Вы хотели достичь в игре в регби в ближайшее время? А что через несколько лет?

-          Как относятся к Вашим выступлениям Ваши друзья и родственники?

-          Что Вы понимаете под самореализацией в регби? Какие особенности самореализации можете выделить в своей практике игры?

-          Регби формирует какие качества у личности?

-          Какие виды регби Вы знаете?

-          Объясните правила игры в регби.

-          Кем бы Вы хотели стать в будущем?

-          Сколько раз в неделю Вы тренируетесь?

-          Какие планы Вы стоите себе на ближайший год?

-          Что планируете до окончания в школы?

-          Куда собираетесь пойти учиться после окончания школы?

-          Связываете ли Вы своё будущее с игрой в регби?

-          Что бы Вы пожелали начинающему в игру регби?

Совокупность вопросов определяют направление исследования специфики самореализации подростков, занимающихся регби. Кроме того, следует отметить, что анкета и портфолио применяются в одной группе испытуемых, реализуя идею комплексного исследования особенностей и возможностей самореализации подростков, занимающихся регби.

Попытаемся уточнить педагогические условия самореализации подростков, занимающихся регби, в структуре определения специфики и возможностей самоидентификации и самоопределения, самосовершенствования и самореализации подростков:

1.         Формирование и развитие интереса подростка к тренировочно-соревновательной деятельности в игре регби, где качество сформированных мотивов и продукты деятельности согласованно обеспечивают постановку и решение перспектив самореализации личности, включенной в командную игру регби, а уровень притязаний личности определяет перспективы самосовершенствования и саморазвития, что, в конечном счете, сводится к продуктам самореализации подростка, выступающего в команде игроков-регбистов.

2.         Формирование потребности в победе на соревнованиях определенного уровня, определяющего перспективы выступлений команды на соревнованиях следующего уровня (районный, городской, областной, зональный, федеральный и пр.).

3.         Формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, обеспечивающей систематизацию и поиск, применение и дополнение получаемых знаний, формируемых компетенций и возможность их вариативного построения и верификации в различных ситуациях личностной и социальной, профессиональной и досуговой практике; уровневое построение процесса формирования культуры самостоятельной работы обучающегося обеспечивает включение личности в условия непрерывного профессионального образования, гарантирующего социальную востребованность личности в структуре профессиональных и социальных приоритетов и поддержки, помощи и реабилитации.

4.         Включение личности обучающегося, занимающегося регби, в систему профессионального самоопределения и условий непрерывного профессионального образования, где училище и техникумы олимпийского резерва, а также педагогические вузы и вузы физической культуры и спорта с их программами и особенностями обучения могут создавать условия для включения личности в систему получения профессионального образования по индивидуальным учебным планам.

5.         Формирование потребности смены видов деятельности и своевременное удовлетворение потребности в отдыхе.

6.         Получение качественного образования за счет создания условий оптимального использования ресурсов спорта, науки, искусства, культуры в постановке и решении субъектно-средовых противоречий в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

7.         Расширение кругозора обучающегося, включение его в активный поиск новых способов и форм решения субъектно-средовых противоречий в структуре реализации идей гуманизма, здоровьесбережения, продуктивности и акмедостижений.

Совокупность определяемых положений мы проиллюстрируем в следующих работах, определяющих необходимость всестороннего развития личности обучающегося, занимающегося регби, где подростковый возраст играет решающее значение в специфике выбора, форме самоутверждения и модели самореализации личности.

Литература:

1.         Нагдиев, Т. Х. О. Возможности самореализации в регби как условие социализации и здоровьесбережения / Т. Х. О. Нагдиев, Е. В. Соловьева, О. А. Козырева // Проблемы становления профессионала: материалы Международной научно-практической конференции 25–26 сентября 2013 г. — Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», издательский центр «Социосфера», 2013. — С. 71–73.

2.         Руковицын, Н. А. Понятие самоидентификации и самореализации личности в контексте моделирования портфолио обучающегося / Н. А. Руковицын, О. А. Козырева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции 5 ноября 2013 г., Чебоксары / гл. ред. О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. — С. 62–64.

3.         Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учеб. пособ. /А. А. Кошелев, О. А. Козырева.– Новокузнецк: КузГПА, 2011.- 38 с. [+прил. на DVD].- ISBN 978–5-85117–615–9.

4.         Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2012. — 113 с. — ISBN 978–5-85117–675–3.

5.         Бурдин, А. С. Возможности и специфика анкетирования подростков, занимающихся регби, в структуре изучения основ социализации и самореализации / А. С. Бурдин, Н. В. Шалунов, О. А. Козырева //Ероховские чтения. Актуальные проблемы высшего профессионального образования в условиях модернизации: матер. XI межвуз. науч.-практ. конфер. (29–30 мая 2013 г.): сб. науч. стат. / сост. О. Ю. Шишкина. — Череповец: ООО «Издательский дом ПРИНТ». — 2013. — С.201–207.

6.         http://vk.com/portfolioxxi

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle