Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Лапин И. А., Ерохин Е. Н., Козырева О. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 733-736. — URL https://moluch.ru/archive/52/6764/ (дата обращения: 19.12.2018).

Поливариативность социального знания уникальна, способы модификации и реконструкции моделей социализации определяют качество и устойчивость формирования ценностей и способов преобразования объективного внутри человека и социальной среде. Процесс и результат построения (моделирования) определений и использования их в создании педагогических средств, фасилитирующих постановку и решение проблем социально-педагогического генеза в системе многозначных отношений и ролей, раскрывают значимость и своевременность изучения и изменения объектов социальной природы, где человек является и продуктом культуры, цивилизации, эволюции и субъектом всех начинаний, изменений, преобразований. В такой системе представления данных попытаемся обозначить дефиниции категории «социализация», отразить педагогические условия социализации подростков и выявить особенности социализации мальчиков-подростков в структуре занятий регби.

Под социализацией в общем смысле будем понимать принятие обществом того или иного субъекта через продукты деятельности и общения в структуре показателей гуманистического и продуктивного начала в антропологическом ракурсе изучения основ жизнедеятельности человека (объекта-индивида-субъекта-личности-универсума) [1].

Социализация — это продукт мультисредового пространства, определяющийся в процессе опосредованного, ситуативного, позитивного преобразования внутреннего мира личности и принятия ее микро-, мезо-, макро- и мегасредой в структуре продуктов ее жизнедеятельности (в нашем случае — регби) и контексте усвоенных и репродуцируемых эталонов общения в духовно-нравственном поле становления личности и взаимодействия [1].

Или другими словами, под социализацией в регби будем понимать субъектную и групповую востребованность игрока и игры в целом в социокультурном пространстве и учреждениях дополнительного образования, физической культуры и спорта, предопределяющих результат саморазвития, взаимодействия и самореализации спортсмена-регбиста как специфических профессиональных черт, ценностей, качеств личности, определяющей продукты своего становления и развития через деятельность и общение, направление которых в нашем случае непосредственно связаны со спортом и игрой в регби, а опосредованно со всеми другими направлениями самовыражения, самореализации и взаимодействия в социально-профессиональной среде [1].

Попытаемся выделить педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби.

Под педагогическими условиями будем понимать систему ограничений и выбора субъектного и средового генеза, фасилитирующих оптимальное протекание процесса, согласованное, корректное и многофункциональное действие механизма, гибкое и продуктивное использование средства или метода, выбор личностно ориентированных и здоровьесберегающих составных педагогического инструментария, трансформирующих согласно границам-ограничителям качество и результат исследуемого явления, процесса, феномена и пр. [1].

Педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби:

I. Соблюдение норм и правил спортивного набора и отбора в спортивную секцию занятий регби для мальчиков-подростков.

II. Реализация идей исторического и дихотомического выбора в структуре тренировочного процесса, построенного на принципах здоровьесберегающей педагогики и педагогики наивысших спортивных достижений.

III. Использование современных достижений в области физической культуры и спорта (ФК и С) для организации тренировочного процесса и занятий в различных формах и условиях тренировки и соревнований.

IV. Создание позитивных, комфортных, толерантных, гуманно-личностных отношений в коллективе спортсменов-регбистов и обучение их основам психологической разгрузки и снятия напряжений мышечного, интеллектуально-психического, морально-нравственного и пр. генеза.

V. Работа с родителями и лицами, заменяющих родителей, в формировании культуры и потребностей личности-спортсмена, направленная на обогащение социального опыта спортсмена-регбиста и его гармоничного включение в мультисредовые взаимоотношения.

VI. Расширение кругозора, формирование общей культуры и патриотизма, сплоченности и ценностей гуманно-личностных отношений в иерархии общих и профессиональных компетенций, а также пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ).

VII. Уточнение и определение многовариативных форм и модели самовыражения, самореализации личности, включенной в тренировочный и соревновательный процесс игры регби, как специфических характеристиках социализации и результате деятельности спортсмена-регбиста.

VIII. Учет особенностей становления и развития личности подростка и ситуативная коррекция отклонений от нормы и правил отношений и поведения с привлечением узких специалистов (социальный педагог, психолог, медик и пр.).

IX. Уточнение, реконструкция и трансформация системы принципов социально-педагогического взаимодействия со спортсменами-регбистами как этапа и формы мультивозрастного становления (имеется в виду биологический, интеллектуальный, морально-нравственный и пр. возраст, определяющие выбор средств, методов и форм педагогического взаимодействия для достижения цели и решения задач педагогического взаимодействия).

В связи с проблемой выявления специфики социализации мальчиков-подростков через занятия регби была использована следующая анкета:

Анкета

Фамилия Имя Отчество

Дата рождения:          число              месяц             год рождения

Как Вы стали заниматься регби? Кто повлиял на этот выбор?

Какие достижения у Вас есть в регби?

Как давно Вы занимаетесь регби?

Сколько лет Вы занимаетесь в СДЮСШОР «Буревестник»?

Каким видом спорта Вы занимались до регби? И с какого возраста (если занимались)?

Что вы делаете в свободное время?

Какие предметы Вам интересны?

Есть ли у Вас нелюбимые предметы в школе? Какие?

Как Вы думаете — занятие регби помогает молодым людям в жизни?

Какие качества формирует регби у молодых людей?

Поощряют ли родственники Ваш интерес к регби?

Чем Вы планируете заниматься после окончания спортивной карьеры в регби?

Вы бы посоветовали молодым людям заниматься регби? Почему?

В анкетировании принимали участие 20 мальчиков-подростков, воспитанников СДЮСШОР «Буревестник».

Таблица 1

Как Вы стали заниматься регби? Кто повлиял на этот выбор?

Самостоятельно, из СМИ и др. источников информации

Педагоги, тренеры, учителя

Родственники, друзья, знакомые

Количество, чел.

0

5

15

Относительный результат, %

0

25

75

Таблица 1 иллюстрирует особенности подросткового возраста, где предпочтение отдается друзьям, знакомым, в меньшей степени взрослым.

Из таблиц 2 и 3 следует, что даже за период, меньший года, половина подростков имеют достижения на уровне городских соревнований, а это немаловажно для процесса социализации и условий самоутверждения через занятия спортом.

В таблице 3 мы совместили два вопроса анкеты, т. к. различия ответов не наблюдалось, т. е. занятия регби мальчиков-подростков начиналось с СДЮСШОР «Буревестник».

Таблица 2

Какие достижения у Вас есть в регби?

Нет достижений

Есть достижения

Количество, чел.

3

17

Относительный результат, %

15

85

Таблица 3

Как давно Вы занимаетесь регби? Сколько лет Вы занимаетесь в СДЮСШОР «Буревестник»?

До года

От года до трех лет

Количество, чел.

6

14

Относительный результат, %

30

70

Таблица 4

Каким видом спорта Вы занимались до регби?

Занимались

Не занимались

Количество, чел.

13

7

Относительный результат, %

65

35

Данные таблицы 4 отражают специфику набора в СДЮСШОР «Буревестник», особенно важно занятие спортом для подростков, которые не занимались ни каким видом спорта, а таких 35 процентов.

Вопрос свободного времени у подростков на 90 % в ответах состоял из ответа «гуляю, играю в компьютерные игры, смотрю телевизор» и 10 % ответили, что читают книги, занимаются дополнительно по предметам.

Наличие интересных, любимых предметов отметили 100 % подростков, наличие нелюбимых предметов — 85 %. Полным составом (100 %) подростки ответили, что регби помогает молодым людям в жизни, выделили качества, которые формируются в структуре занятий регби. Все подростки отметили положительные рекомендации к занятиям регби, также как и тот факт, что их начинание приветствуется родителями, друзьями и знакомыми.

Профессиональное становление подростков определяется перспективами следующих профессий: тренер-преподаватель по регби, работа спасателя в МЧС, работа полицейского (ОМОН), профессия доктора (врача), что говорит о достаточно хорошей опосредованной профориентационной работе и высоком уровне притязаний подростков, занимающихся регби.

Отражая необходимость социализации, саморазвития, самореализации, самоутверждения подростка через регби, мы попытали проиллюстрировать на выборке в 20 человек особенности распределения социальных отношений и предпочтений в структуре занятий регби и учета мнений о свободном времени подростка.

Нельзя не сказать о возможности трансформации и модификации моделей социализации и самореализации подростка, т. к. опыт занятий регби (как и любого вида спорта) говорит, что из-за различных жизненных ситуаций приходится менять личности и тип трудовой деятельности, и ее специфику, и особенности построения моделей отношений и преобразования объективной реальности.

Результаты, полученные в ходе анкетирования мальчиков-подростков, занимающихся регби, и анкетирования девушек, занимающихся регби [2], еще раз подтверждают хорошую подготовку и работу тренеров СДЮСШОР «Буревестник», которые сами включены в систему непрерывного профессионального образования и которые очень хорошо понимают подростков и молодежь, ведущих активный образ жизни, занимающихся спортом и формирующих свой интеллектуальный потенциал через спорт, культуру, искусство, чтение, занятие разнообразными науками и техническим творчеством.

Литература:

1.         Лапин, И. А. Педагогические условия социализации мальчиков-подростков в регби / И. А. Лапин, В. С. Умнов, О. А. Козырева // Актуальные вопросы современной педагогики (III): материалы Международной заочной научной конференции. — Уфа: Лето, 2013. — С. 6–8.

2.         Баранова, Е. А. Специфика моделирования и статистической обработки анкет (на примере СДЮСШОР «Буревестник») / Е. А. Баранова, А. М. Филинова, О. А. Козырева, Е. В. Соловьева // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы Международной заочной научной конференции. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С.117–120.

3.         Редлих, С. М. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования / С. М. Редлих, О. А. Козырева, А. А. Кошелев // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — За матеріалами VІ Міжнародної науково-практичної конференції „Інноваційні процеси в освітньому просторі: доступність, ефективність, якість”, присвяченої 10-річчю Українського відділення МАНПО. — № 22 (257) листопад 2012. — Частина VІ. — С. 84–91.

Основные термины (генерируются автоматически): регби, относительный результат, какой вид спорта, структура занятий регби, занятие регби, таблица, педагогическое взаимодействие, свободное время, тренировочный процесс, оптимальная социализация мальчиков-подростков.


Похожие статьи

Педагогические условия социализации мальчиков-подростков...

Педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби: I. Соблюдение норм и правил спортивного набора и отбора в спортивную секцию занятий регби для мальчиков-подростков.

Педагогические условия социализации и самореализации...

Под педагогическими условиями социализации и самореализации подростков, занимающихся регби, будем понимать многоуровневый, полисистемный процесс и продукт постановки и решения задач оптимизации тренировочно-соревновательной работы в регби...

Некоторые особенности социализации, самореализации...

Под продуктивной социализаций мальчиков-подростков, занимающихся регби, будем понимать процесс и результат получения наивысших результатов в игре регби, которые принимаются и высоко оцениваются всем обществом в целом.

Модели и условия самореализации и саморазвития подростков...

Особенности построения педагогического процесса в структуре тренировочных занятий регби уникальны, т. к. в субъектно-средовом определении модели и условий социализации, самореализации, саморазвития подростков всегда присутствуют личностный...

Сравнительный анализ особенностей социализации подростков...

занимающееся регби, регби, игра регби, структура анализа, команда регбистов, возможность социализации, вид спорта, самостоятельный выбор, всесторонний анализ, процесс.

Педагогические условия самореализации подростков...

Под самореализацией подростка, занимающегося регби, будем понимать процесс самостоятельного поиска вершин микро- и мезогруппового взаимодействия в структуре подготовки (тренировочный процесс) и игры (соревновательный процесс)...

Особенности социализации, самореализации и саморазвития...

Одной из последних анкет, которая была разработана в СДЮСШОР по регби «Буревестник» — была анкета, позволяющая выявить особенности социализации, самореализации и саморазвития в структуре занятий регби.

Педагогические условия самореализации и саморазвития...

Принцип управляемости педагогическими процессами в структуре занятий регби

Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби.

Средства и методы силовой подготовки квалифицированных...

Регби представляет собой синтез таких видов спорта как футбол, баскетбол и спортивная борьба, поэтому этот зрелищный, силовой вид спорта нашел признание в России и за рубежом. В структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов макроцикл...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогические условия социализации мальчиков-подростков...

Педагогические условия оптимальной социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби: I. Соблюдение норм и правил спортивного набора и отбора в спортивную секцию занятий регби для мальчиков-подростков.

Педагогические условия социализации и самореализации...

Под педагогическими условиями социализации и самореализации подростков, занимающихся регби, будем понимать многоуровневый, полисистемный процесс и продукт постановки и решения задач оптимизации тренировочно-соревновательной работы в регби...

Некоторые особенности социализации, самореализации...

Под продуктивной социализаций мальчиков-подростков, занимающихся регби, будем понимать процесс и результат получения наивысших результатов в игре регби, которые принимаются и высоко оцениваются всем обществом в целом.

Модели и условия самореализации и саморазвития подростков...

Особенности построения педагогического процесса в структуре тренировочных занятий регби уникальны, т. к. в субъектно-средовом определении модели и условий социализации, самореализации, саморазвития подростков всегда присутствуют личностный...

Сравнительный анализ особенностей социализации подростков...

занимающееся регби, регби, игра регби, структура анализа, команда регбистов, возможность социализации, вид спорта, самостоятельный выбор, всесторонний анализ, процесс.

Педагогические условия самореализации подростков...

Под самореализацией подростка, занимающегося регби, будем понимать процесс самостоятельного поиска вершин микро- и мезогруппового взаимодействия в структуре подготовки (тренировочный процесс) и игры (соревновательный процесс)...

Особенности социализации, самореализации и саморазвития...

Одной из последних анкет, которая была разработана в СДЮСШОР по регби «Буревестник» — была анкета, позволяющая выявить особенности социализации, самореализации и саморазвития в структуре занятий регби.

Педагогические условия самореализации и саморазвития...

Принцип управляемости педагогическими процессами в структуре занятий регби

Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби.

Средства и методы силовой подготовки квалифицированных...

Регби представляет собой синтез таких видов спорта как футбол, баскетбол и спортивная борьба, поэтому этот зрелищный, силовой вид спорта нашел признание в России и за рубежом. В структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов макроцикл...

Задать вопрос