Библиографическое описание:

Денисов Р. М., Смердов Е. В. Применение методов проектной деятельности хормейстером в хоровом классе в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения в урочной и внеурочной деятельности в муниципальных общеобразовательных учреждениях [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 195-197.

С началом XXI века становится всё более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Следовательно, обучение школьников и студентов специальными знаниями, а так же развитие у них умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске — одна из основных практических задач современного образования [1. c. 76]. Связи человека с окружающими людьми, с окружающей природой и с окружающими техногенными объектами постоянно перестраиваются. В связи с этим, проблема сохранения роли академического искусства в воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность.

Внедрение новых образовательных стандартов привело к развитию новых современных образовательных технологий. Многие из них базируются на всем хорошо известной советской школе. Разве раньше не было кружков или секций по интересам? Было, только теперь мы это называем иначе внеурочная деятельность. Разве раньше не были самодеятельные коллективы, которые на исполнительском уровне сейчас могли бы соперничать с профессиональными? Были, так вот они то и являются той самой проектной деятельность в сфере культуры. Ведь самодеятельность исходит из важного и фундаментального процесса — самостоятельности [2]. Каждый в таком самодеятельном коллективе был ответственным, самостоятельным, а конечная цель достигалась по средством выполнения определенных задач: самостоятельного изучения партий, совместных репетиции, подготовительная работа к концерту и других.

С периодом перестройки и многочисленных реформ и экономических кризисов в России многое изменилось. Так если вспомнить, то раньше при каждом заводе был свой собственных хор, инструментальный ансамбль (на крупных заводах оркестр) и танцевальный коллектив.

Каждый год из стен консерваторий и музыкальных колледжей выпускаются будущие хормейстеры, для которых поиск места работы, часто приводит к смене основных принципов работы. Работать необходимо по новому, но при этом сохранять все качества одной из лучших образовательных систем мира — советского музыкального образования [2].

Мир современной школы после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений. Во внеурочной деятельности создается среда увлеченных детей и педагогов, которая формирует настроенных на успех будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки и техники.

Маленькая окраина города Астрахани — поселок Казачий. Здесь своя история, свои традиции. Бабушки помнят казачьи песни и лихо их напевают своим внукам. На стенах домов висят пожелтевшие от времени фотографии дедов-казаков. На центральной улице Казачьего бугра неподалёку друг от друга, стоят две школы: «Белая школа» и «Красная школа». (Так называли их еще в военные годы жители поселка). «Белая школа» — МБОУ «СОШ № 66», «Красная школа» — «Детская музыкальная школа № 20».

Отсутствие культурно-досугового и спортивного учреждений в поселке, ограничение возможностей развития творческого потенциала, заметно отражается в поисках новых образовательных форм с целью организации и проведения активной творческой жизни.

Администрация двух школ провела большую подготовительную работу в создании экспериментальной площадки. Как и всякое коллективное дело, оно не только вдохновляло, но и тревожило, так как генеральная идея эксперимента — создание модели школы, создающей благоприятные условия для воспитания нравственной и эстетически развитой личности.

С 2005 года в нашей школе был создана экспериментальная площадка по внедрению ФГОС — эстетический класс.

Занимаясь по программе эстетического класса у детей развиваются такие качества как: аккуратность, тактичность, доброжелательность, прогрессивность во взглядах и уважение чужого мнения, критичность и креативность мышления. В целом, программа по внеурочной деятельности способствует росту духовного богатства (чувствительность к красоте мира, человеческих взаимоотношений); свободы (способность к самоопределению в жизни, независимость суждений в сочетании с высокой ответственностью); гуманности (доброта, милосердие, любовь ко всему живому, требующему участия и заботы); гражданской активности (интерес ко всему, что происходит в окружающей жизни, проявление своей гражданской позиции).

Достаточно высокий образовательный уровень специалистов (артисты музыкального театра, педагоги художественной школы, хореографы, учителя с высшим образованием и высшей категорией) позволяли строить многовариантные содержательные программы концертной деятельности. Использовались разные формы организации занятий: индивидуальные (ИЗО-студии, вокал, музыкальные инструменты), групповые (хореография, иностранный язык, детский театр).

Первыми шагами совместной проектной деятельности двух школ был «Осенний бал». Он проходил в период золотой осени. В проектную деятельность были вовлечены не только дети, но и их родители рисовали декорации, оформляли сцену, шили костюмы. Дети уже в октябре показали замечательный праздник для всех детей школы.

«...Нарядные артисты под звуки полонеза поднялись на сцену. Видно было, как волнуются малыши, родители, да и педагоги тоже. Но вот на сцену вышла Золотая Осень (артистка музыкального театра). Дети забыли, что они на сцене. Осень играла с ребятами, танцевала и пела осенние песни. Вальс осенних листьев, танец с зонтиками покорили сердца зрителей. На смену Осени на сцене появились дед с бабкой, и началась сказка «Колобок».

В постановке хоровой сказки «Колобок» участвовали все дети. В конце праздника все ребята получили осенние подарки, Никому не хотелось уходить после концерта. И родители решили в ближайший выходной день отвести детей в осенний лес, чтобы они увидели красоту падающих листьев, послушали тишину природы, понаблюдали за насекомыми, животными, рекой.

Таким образом, одновременно с хоровой и вокальной деятельностью дети активно участвовали в развитии школьного-экологического мониторинга окружающей среды в микрорайоне школы. Итогом исследований стало выполнение исследовательских работ учащимися школы, с которыми они выступают на школьных, городских, областных и международных конференциях. Для перехода общества к модели устойчивого развития необходимо повышение уровня экологической культуры детей и молодежи через эффективную систему непрерывного экологического образования и воспитания детей и подростков, в том числе с ограниченными возможностями. Федеральный государственный стандарт образования отводит особое внимание роли экологического воспитания личности.

Таким образом, современный хормейстер — это не только руководитель хора, он должен обладать широким спектром профессиональных знаний и смежных специальностей [4. с. 12].

Развитие проектной деятельности хорового коллектива в старших классах основывается на принципах создания сольного академического концерта, в котором в качестве «солиста» выступает будущий дирижёр.

Когда детям было дано задание, организовать свой собственный хоровой концерт, то многие восприняли идею с большим энтузиазмом. Однако, как это всегда бывает на практике, весь запал начинает быстро гаснуть, как только начинаются трудности.

Какие взять хоровые номера? А можно ли сделать своё переложение? Как провести свою репетицию, так чтобы она была запоминающейся (как у великих)? Как работать с хором? Как сделать правильно афишу? Такими вопросами были увлечены участники проекта. А если мы работаем по ФГОС, то как хормейстеры мы просто обязаны использовать современные информационные технологии [3]. А это значит, что дети могут попробовать не просто спеть, а создать свои музыкальны и хоровые клипы, которые будут размещены в Интернете, а значит каждый может стать «звездой».

Когда возникают такие грандиозные идеи, то не многие преподаватели даже высшей школы со всем этим соглашаются. «Как можно передать хор в руки не опытному дирижёру?»..., «На это всё просто нет времени, у нас и так много концертов по плану, а тут ваши проекты!»..., «Если в хоре нет дисциплины — это уже не хор!»..., однако стоит помнить, что всё это лишь доводы и демагогия. Ведь для того, чтобы сохранялась дисциплина и был опыт, вы как учитель во время всех «самостоятельных» репетиций не вмешиваетесь в процесс, а являетесь его направляющим вектором [4. с. 13].

По новым ФГОСам у нас нет понятия учитель — у нас появляется понятию тьютор, которые не учит, а лишь даёт тот самый вектор направления.

Создание хорового проекта будет возможно, если перед тем как дать идею в хору, будет составлена примерная программа. В этой программе должны быть учтены примерные сроки работы, её формы и те методы, которые будут направлены на достижение конечного результата, профессиональные понятия, предметные, личностные и метапредметные результаты, а также универсальные учебные действия. Создание такой программы, это не очередная бумажная работа, а настоящая творческая лаборатория хормейстера.

Если, мы попробуем напеть любую современную песню, то мы долго будем вспоминать её, а мотив такой песни часто напоминает «речитатив под музыку», однако классические вокальные и хоровые произведения всегда легко вспоминаются и поются с душою. Ученики работающие над проектом своего «сольного» хорового академического концерта, должны всегда помнить, что в памяти останется на долго лишь то, что сделано качественно и с душою.

Вот почему проектная деятельность не может рассматриваться как моментально полученный результат. Большой ошибкой будет стремление «что либо слепить», ведь плохой результат, тоже результат. Когда ученик готовит свой собственный проект, и у него он не получается, как правило это может связано с желание сделать проектную работу формально, и вновь заниматься по «старинке», то на практике такая работа может привести к психологическому и эмоциональному срыву как руководителя, так и его учащихся [5 с. 46].

Музыкальный звук должен быть благородным, особенно вокальный. Он не должен быть форсированным, так же как и fне должно быть «кричащим», гласные должны быть прикрытыми [6. с. 95]. Работа над звуком, фразой, интонаций — вот это те самые краткосрочные проекты. Те проекты, результат которых мы жаждем получить сейчас. Таким образом работа над одним большим проектом, может включать себя многочисленные маленькие проекты, работающие над ними хормейстеры, словно ювелиры, которые обтачиваю драгоценные камни.

Личностное ориентирование в хормейстером может быть достигнуто путём проведения внеурочных занятий. Необходим создать атмосферу дружбы, взаимопонимания, когда хор будет единой семьёй. В каждом хоре, есть те кто ведут за собой партию — корифеи, и те кто постоянно следую за ними, тем кому нужна помощь хормейстера, он ни когда не должен уходить от проблем хористов, это может быть профессиональная педагогическая или психологическая поддержка.

Все дети хотят быть хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых дел и слов, становятся ими. Это наши дети сегодняшнего дня, и они своим поведением, во многом подтверждают педагогическую заповедь: добро воспитывается добром, зло — злом, грубость — грубостью. Не рождаются дети ни добрыми, ни злыми, — такими их создают родители и учителя. Необходимо следовать логике самодеятельности, соединенной с игрой [6. с. 96].

Итогом хорового проекта, становятся восторженные отзывы детей и их родителей, коллектива творческих педагогов. «...Смешные роли, маленькие герои… Мы смотрим спектакли и забываем, что перед нами не артисты, а дети. Среди всех дарований, данных человеку, главным можно назвать любознательность, воображение, стремление к творческой деятельности. Как можно оценить ребенка за то, что он научился в обычной капельке росы увидеть бриллиант, а падающие листья напоминают ему музыку вальса. Увидеть необычное в обычном, услышать музыку природы, научиться ее слушать и подпевать ей, стремление стать лучше и приносить людям радость. Так пусть же в детстве ребенок поймет, что любовь, доброта, великодушие — сильнее зла».

Литература:

1.       Буянова Н. Б. Специфика профессиональной деятельности дирижера. // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания / гл. ред. Н. А. Кушаев. — М.: — №.11(67). — 2010. С. — 76.

2.       Джорж О'Конор. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий» в Санкт-Петербург. Творческие индустрии в России, М., 2004. С. — 46.

3.       Ержемский Г. Л. Дирижеру XXI века: психолингвистика профессии / Г. Л. Ержемский. — СПб.: ДЕАН, 2007. — 240 с.

4.       Кебец С. А., Методика работ с творческим коллективом (типовая программа) минское государственное музыкальное училище им. М. И. Глинки, Минск 2011, С. 12–14.

5.       Литвиненко Ю. А. Моделирование проблемных ситуаций в процессе подготовки музыкантов к публичному выступлению // № 1 (35), 2010 “Культурная жизнь Юга России”. 46 с.

6.       Эшенбах К. Ф. «Музыка должна идти от сердца»: [беседа с дирижером] /; беседу вел А. Соболев // Музыкальная академия: Научно-теоретический и критико-публицистический журнал / гл. ред. Ю. С. Корев; В. А. Гаврилин. — 2011. — №.3. — С.95–96.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle