Библиографическое описание:

Умаров С. З., Клочкова И. В. Анализ зарубежных медико-логистических технологий в госпитальном звене [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 94-97.

Основной целью функционирования любого лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) является обеспечение условий для сохранения и поддержания здоровья пациентов. На достижения этой цели направлены все процессы, выполняемые как медицинским так и немедицинским персоналом. Такая структура предполагает наличие отлаженных и взаимоувязанных лечебно-диагностических процессов, включая диагностику, лечение и уход. Однако даже наличие высококвалифицированного персонала, современных медицинских методик и соответствующего оснащения не позволит добиться высокой эффективности без проведения ряда дополнительных мероприятий как медицинского так и немедицинского характера. Эти вспомогательные процессы собственно и составляют сущность госпитальной логистики, позволяя решать вопросы лекарственного обеспечения, лабораторной диагностики, питания, размещения, административного регулирования и др.

Следует отметить, что логистические процессы в госпитальном звене до настоящего времени недооценены и соответственно недостаточно изучены. Между тем в общих расходах на здравоохранение доля затрат на лекарственное обеспечение составляет более 20 % средств бюджета ЛПУ и эффективность работы медицинских учреждений во многом зависит от рационального использования выделенных средств. Высокий уровень таких расходов требует их оптимизации в том числе на основе современных логистических методов. Однако прежде чем реализовать упомянутые методы на практике необходимо рассмотреть основные факторы, определяющие необходимость организации обеспечения лекарственными препаратами на принципиально новой основе.

Ведущим фактором в данном случае, как свидетельствует опыт зарубежной медицины, является проблема медицинских ошибок. Роль влияния фактора медицинской и фармацевтической ошибки на безопасность и эффективность лекарственного обеспечения подтверждается тенденциями мировой практики. Так по данным Американского института проблем медицины (Institute of Medicine — IOM), от 44000 до 98000 американцев умирают по причинам, связанным с ошибками медицинских работников. При этом более 78 % таких ошибок непосредственно относятся к нерациональному назначению и применению лекарств. Что касается финансовых затрат, то на устранение таких ошибок ежегодно расходуется около 3,5 млрд. долл. [1; 2, с. 30; 3].

Госпитальное звено медицинской службы ряда зарубежных армий сталкивается с целым рядом проблем, включая проблему в области обеспечения предметами медицинского назначения, составными частями которой является рост объемов потребления, обеспечение качества, вопросы безопасного применения лекарственных препаратов, оптимизация затрат на приобретение лекарственных препаратов (ЛП) и медицинских изделий (МИ), совершенствование технологических процессов.

Одним из таких примеров внедрения автоматизированных решений является аптека армейского медицинского центра Уолтера Рида (Walter Reed Army Medical Center, USA), в которой использована технология «Omnicell». Ядром технологии является система управления запасами, регулирующая работу автоматизированного склада и обеспечивающая весь цикл обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий от их назначения до комплектации заказа (накладной). Благодаря такой технологии госпитальная аптека имеет возможность еженедельно обрабатывать до 11 000 амбулаторных рецептов при условии обеспечения значительного числа пациентов, находящихся на стационарном лечении.

Благодаря внедрению автоматизированного склада, затраты времени на сбор и подготовку имущества для лечебных отделений сократились на 50 %. Достаточно компактные размеры при высокой плотности хранения позволили вдвое сократить складские площади, увеличив за их счет площадь рабочего места для фармацевтических специалистов, тем самым улучшив условия их труда в совокупности с производительностью [7, с. 10].

Технология «Omnicell» использует систему штрих-кодирования для распознавания конкретного предмета. Специалисту достаточно выбрать наименование ЛП (МИ) как работ, обслуживающий автоматизированный склад безошибочно находит искомый предмет и подает на рабочее место для комплектования. Штрих-кодирование в совокупности с традиционной текстовой маркировкой гарантирует точность и оперативность подготовки лекарственной терапии для конкретного пациента. Система штрих-кодирования используется и на автоматизированных постах распределения лекарственных препаратов (АПРЛП), установленных непосредственно в лечебных отделениях. По истечении нескольких месяцев после внедрения технология «Omnicell» эффективность процессов принятия решений увеличилась многократно. В новых условиях персонал аптеки готов принимать и обрабатывать заказы в круглосуточном режиме при минимуме затрат ручного труда [5, с. 2].

В Национальном военно-морском медицинском центре США (National Naval Medical Center) внедрен целый комплекс автоматизированных решений. В основе внедренных решений лежит система штрихового кодирования. Штриховое кодирование является ключевым элементом в системе современных технологий, ориентированных на оперативность и снижения ошибок при вводе (считывании) данных на различных этапах обращения ЛП. В тесной взаимосвязи с системой штрихового кодирования функционирует система электронного документооборота (ЭДО), заменившая огромный массив бумажных документов. Штрих-кодирование реализовано не только в документах, но и непосредственно на упаковке ЛП и МИ. Это, в свою очередь, позволило внедрить технологии автоматизированного дозирования жидких и твердых лекарственных форм с нанесением этикеток и подготовки так называемых «персональных доз». Ежемесячный объем работы по лекарственному обеспечению оценивается примерно в 30 000 прописей, реализовать которые без применения современных технологий не представляется возможным и в противном случае может привести к ошибкам лекарственной терапии [6, с. 3]..

В медицинских учреждениях ВВС США работы по внедрению технологий в области подготовки и принятия решения по обеспечению медицинским имуществом были начаты еще в 2001 году и их завершение планируется в ближайшее время. Причиной, побудившей к внедрению новых технологий, стала необходимость стандартизации в области подготовки и принятия решения по обеспечению ЛП и МИ. Ранее каждый госпиталь ВВС США использовал собственную систему, что создавало определенные проблемы для медицинских и фармацевтических специалистов во время их ротации и существенно удлиняло время вхождения в должность. К настоящему времени автоматизированные системы установлены в более чем 130 госпиталях ВВС США. В пяти самых крупных медицинских учреждениях установлена роботизированная система распределения ЛП «RobotХ», которая отличается высокой производительностью и малыми размерами. Остальные госпитали используют программное обеспечение для поддержки принятия решения фармацевтическими специалистами «Symphony+», которая в перспективе может быть интегрирована с роботизированной системой «RobotХ». В настоящее время в госпитали ВВС поступает сканирующее устройство типа «Eyecon», которое не только распознает текстовую (кодифицированную) информацию, но и позволяет определить количество препарата в упаковке. Основной эффект от внедрения систем заключается в резком снижении (в 10–15 раз) числа медицинских ошибок, обусловленных неверным (неразборчивым) составлением лекарственных назначений [6 с. 4].

В последнее время зарубежные медицинские учреждения все шире применяют новейшие технологии в области принятия решений по обеспечению медицинским имуществом. Одним из вариантов является система комплексной автоматизации «ScriptPro», установленная более чем в 200 госпиталях, включая такие как Lakenheath AFB (Великобритания) и Военно-морской госпиталь Вашингтона (США). Технология «ScriptPro» постоянно обновляется, что исключает многие проблемы для пользователей системы. Кроме того пользователям предоставляются полноценные руководства, в которых детально описаны все производственные процессы.

Технология «ScriptPro» построена по модульному принципу и включает следующие блоки — центральный блок управления рабочими процессами и блок телефармации. Центральный блок управления рабочими процессами позволяет фармацевтическим специалистам отслеживать состояние каждого лекарственного назначения в режиме он-лайн. Блок телефармации обеспечивает постоянный контроль за наличием и необходимостью пополнения запасов медицинского имущества на отделениях, для чего используются аудио- видео каналы, а также системы обмена данными внутри локальной сети [4]

Отдельного упоминания заслуживает новое решение, предложенное американской фирмой «Pickpoint», известное под названием «Умная аптека» («intelePharmacy») представляющее собой систему выдачи медицинского имущества, основанную на световой идентификации упаковки с медицинским имуществом, предназначенным для конкретного пациента [4].

Военно-медицинские учреждения армии США являются ключевыми клиентами фирмы «Omnicell», создавшей систему «WorkflowRx». Подобная система инсталлирована в центральном военном госпитале США им. Уолтера Рида (Walter Reed), а также еще в 120 госпиталях департамента по делам ветеранов. Преимуществом подобной системы является ее адаптация к особенностям обращения лекарственных препаратов (медицинских изделий) в системе военно-медицинской службы, в частности, использующей нескольку иную систему штрихового кодирования. Одной из последних разработок фирмы «Omnicell» является программный продукт под названием «SinglePointe», обеспечивающий управление лекарственными назначениями через АПРЛП. Отличительной особенностью такого решения заключается в том, что оно охватывает практически все виды лекарственных форм, а не только твердые ЛП, как это имело место ранее. Таким образом система «SinglePointe» представляет собой единую точку доступа для всех препаратов, назначенных конкретному пациенту, безопасно и надежно сохраняя их на АПРЛП.

Следующей новинкой от фирмы «Omnicell» стал подвижный пост распределения лекарственных препаратов (ППРЛП). Так как АПРЛП стационарно расположен на отделении, то на период перемещения ЛП (МИ) к пациенту контроль утрачивается. Для того, чтобы сохранить управляемость процесса и было предложено использовать ППРЛП.

Аналогичную систему предлагает компания «Cardinal Health», решение которой под названием «Pyxis MedStation» реализовано в ряде медицинских учреждений.

Отличительной чертой упомянутого решения является адресность т. е. один бокс соответствует одному пациенту, а возможность доступа к содержимому имеет место быть только после того как в систему будут введены личные данные пациента [7, c.10].

Также определенный интерес представляет программно-аппаратное решение для распознавания рукописных лекарственных назначений и перевод их в цифровой формат, удобный для обработки средствами автоматизации. Данное программно-аппаратное решение, известно под названием «Pyxis Connect». «Pyxis Connect» реализует систему управления заказами медицинского имущества на отделения, которая не просто распознает рукописный текст, но и формирует цифровой рецепт (требование) и направляет его непосредственно для исполнения в аптеку. Это значительно ускоряет процесс получения пациентом лекарственного назначения [8, c.344].

Не менее сложная проблема качественного ведения инфузионной терапии решается с помощью автоматизированных систем внутривенного введения. Подобная автоматизированная система обеспечивает универсальность процессов инфузионной терапии. Система снабжена тремя независимыми каналами, каждый из которых может быть настроен для введения конкретного препарата. Кроме того система имеет калькулятор величины дозы и доступ к библиотеке лекарственных средств. Оперативность обеспечивают быстрая клавиша программирования режима инфузии. Конструкция узла фиксации обеспечивает крепление системы в любом месте нахождения пациента. Крючки на задней панели позволяют размещать два пластиковых пакета с растворами по 1000,0 мл. каждый. Незначительная масса в 5,1 кг. обеспечивает эксплуатацию системы как в стационарных условиях, так и на любом транспорте, включая и авиационный. Аккумулятор обеспечивает непрерывность работы в течение 6-ти часов при скорости инфузии 125 мл/час. [8, c.345]

 

Литература:

 

1.          Панов. А. В. Высокотехнологичное лечение с врачебными ошибками [Электронный ресурс] /А. В. Панов.-Электрон.дан.-2009.- Режим доступа: http://pravo-med.ru/articles/medical_mistake/380/

2.          Перхов, В.И К вопросу о перспективах создания электронного здравоохранения и освобождения медицинских учреждений от отчетов// В. И. Перхов.- Менеджер здравоохранения.- № 3.- 2010 с. 26- 34

3.          Шарабчиев, Ю. Т. Врачебные ошибки и дефекты оказания медицинской помощи: социально-экономические аспекты и потери общественного здоровья [Электронный ресурс] / Ю. Т. Шарабчиев.- Электрон.дан.-2007.- Режим доступа: http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=301

4.          About Lehigh Valley Hospital and Health Network [Электронный ресурс] / Электрон.дан.-2007.- Режим доступа: http:/ www.lvhn.org/

5.          Colen, H. B. Trends in Drug Distribution and Medication Safety// H. B. Colen, Janknegt R.- EJHP Practice.- v.5.- N 5.- 2006.- p.2

6.          Dijstelbloem- de Jong, Y. Centralised Automated Drug Dispensing System // Y. Dijstelbloem- de Jong, H. W. Harting.- EJHP Practice.- v.5.- N 5.- 2006.- p.3–4

7.          Krings, A. W. The Role of Unit-Based Cabinets// A. W. Krings.- EJHP Practice.- v.5.- N 5.- 2006.- p.9–11

8.          Simborg D. W., Derewicz H. J. A highly automated hospital medication system: Five year's experience and evaluation.// D. W. Simborg, H. J. Derewicz. — Ann. Intern. Med.- v. 83.- 1975.- p.342–346

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle