Библиографическое описание:

Малимонова А. С. Анализ правового регулирования создания искусственных земельных участков в России и Германии [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 107-110.



 

Ключевые слова: искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок.

 

В наши дни тема создания искусственных земельных участков приобретает все большую актуальность. Земля — один из самых важных и необходимых ресурсов, который человек использует в своей деятельности. Проблема недостатка свободных земель остро стоит в небольших по территории странах, особенно в современных условиях быстрого роста народонаселения планеты. Несмотря на то, что Россия является страной, имеющей самые обширные территории, данный вопрос коснулся и ее. В частности, сейчас реализуется проект «Федерация» в г. Сочи, в Санкт-Петербурге реализуется проект «Морской фасад», эти проекты предусматривают создание искусственных островов.

Образование новых земельных участков и увеличение прибрежной полосы вследствие намыва грунта и песка водой известно еще со времен римского права под названием alluvio, а отрыв полосы земли и последующее ее сращивание с другой частью суши именовалось avulsio [1, с. 68]. В русской дореволюционной литературе намыв (alluvio) и отрыв (avulsio) считались способами приобретения права собственности на землю наряду с обнажением русла реки и возникновением островов [2, с. 144] либо способами естественного приобретения права собственности независимо от владения путем «приращения недвижимого имущества к недвижимому» [3, с. 413].

Данные латинские термины предполагают естественный намыв грунта и песка, т. е. действие сил природы: течение, изменение русла реки, отлив и другое. В результате происходило образование нового земельного участка и изменение границ водного объекта. Но на современном этапе человеческого развития образование новых территорий в большинстве случаев является следствием целенаправленных действий человека, т. е. такие участки создаются искусственным путем. [4, с. 470]

В связи с возросшим интересом к созданию искусственных земельных участков, обусловленным высокой инвестиционной привлекательностью и широкими возможностями в области градостроительства при их образовании, большое количество европейских стран приняли нормативные акты, регулирующие данный процесс. В данной работе рассматривается законодательство Российской Федерации и законодательство Германии, действующее в данной сфере.

Как известно, и Россия и Германия являются федеративными государствами, поэтому представляется интересным рассмотреть вопрос о полномочиях субъектов федерации в этой области. Согласно статье 72 Конституции РФ вопросы, относящиеся к земельному и водному законодательству, являются сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Что касается Германии, то в силу статьи 74 Основного закона Германии [5], на данные вопросы распространяется конкурирующая компетенция между федерацией и землями.

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об искусственных земельных участках»). Данный закон в статье 3 закрепляет понятие такого земельного участка: Искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности — сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. [6]

Нормативные правовые акты РФ содержат понятия искусственного земельного участка и гидротехнического сооружения, разграничивают их. Но при этом вопрос о двойственной природе такого объекта остается открытым. Так, Строительные нормы и правила 33–01–2003 [7] признают искусственные острова одним из видов гидротехнических сооружений, а Строительные нормы и правила 22–02–2003 [8] такими сооружениями признают искусственные пляжи.

Ко всему прочему, некоторые судебные постановления понятия «гидротехническое сооружение» и «искусственный земельный участок» понимают как синонимичные. Так, например, суд в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2013 N Ф08–3482/2013 по делу N А32–47120/2011 двояко трактует положение буны: то признает ее земельным участком, то указывает на признание данной буны гидротехническим сооружением. [9]

В Германии не существует какого-либо специального нормативного акта, регламентирующего создание искусственных участков. Эта область регулируется законами, относящимися к сфере водного хозяйства. Например, Водно-хозяйственный закон Германии содержит понятие сооружение, к которому относит строительные и портовые сооружения, здания причалы и другое. В то же время Положение «О морских сооружениях, ограничивающих немецкое прибрежное море» указывает на то, что искусственные земельные участки относятся к сооружениям, если они созданы для выработки энергии из ветра и(или) воды.

Таким образом, мы видим, что в России искусственные земельные участки одновременно признаются сооружениями и земельными участками, в Германии — сооружениями.

Из легального определения понятия «искусственный земельный участок» видно, что в Российской Федерации на законодательном уровне регулируется процесс создания таких участков только на водных объектах, находящихся в федеральной собственности. Законодательство Германии, в свою очередь, не содержит подобных ограничений, следовательно, там могут быть возведены искусственные земельные участки на водных объектах, находящихся в любой форме собственности, предусмотренной законом.

Примечательно, что в Германии водные объекты рассматриваются в качестве земельных участков. Такой вывод можно сделать, проанализировав статью 1а Закона «Об организации водного хозяйства» [10], принятого в 1957 году: «Право собственности на земельный участок не дает право на такие виды водопользования, которые предусматривают необходимость получения разрешения». Водные объекты могут выступать самостоятельными земельными участками либо являться частью прибрежных земельных участков в силу принципа приращения [11, с. 131]. При этом стоячий водоем является частью земельного участка. [12]

В России водные объекты определены как естественные или искусственные водоемы, в котором сосредоточение вод имеет признаки водного режима. Здесь мы видим серьезное различие: в нашей стране устанавливается собственность на водоем, а в Германии — на земельный участок, находящийся под водами, образующими водоем.

В обеих странах для того, чтобы начать строительство искусственного земельного участка, необходимо заключить договор. В России данный аспект урегулирован статьей 7 ФЗ «Об искусственных земельных участках», в которой указано, что одной из сторон данного договора является орган государственной власти или орган местного самоуправления. Следовательно, этот договор является публично-правовым и его можно отнести к правовым формам, которыми реализуется государственно-частное партнерство, по-другому данное явление называется сотрудничество публичных образований и хозяйствующих субъектов. Кроме того, договор является смешанным, т. е. содержит в себе элементы иных гражданско-правовых договоров, и заключается он, как правило, после проведения аукциона. В Германии вид договора, на основе которого осуществляется создание искусственного земельного участка, зависит от формы собственности водоема, на котором планируется строительство. Так, названные работы, выполняемые в границах «частного водоема» оформляются частно-правовыми договорами (например, договор подряда). Если же возведение такого участка производится на водоемах, не находящихся в частной собственности, то заключаются публично-правовые договоры (например, инвестиционный договор, концессионный договор, договор городского строительства (Städtebaulicher Vertrag) [13]).

Что касается права собственности на искусственно созданный земельный участок, то ФЗ «Об искусственных земельных участках» урегулировал этот вопрос следующим образом: такие участки принадлежат на праве собственности тому публично-правовому образованию, за счет средств бюджета которого осуществлялось создание искусственных земельных участков. Если же строительство осуществлялось физическим или юридическим лицом на основании договора о создании искусственного земельного участка, то этот участок признается собственностью застройщика.

В Германии решение данного вопроса напрямую зависит от того, является ли водоем, на котором возведен искусственный земельный участок, самостоятельным земельным участком или частью прибрежного участка. Так, Водные законы большинства земель Германии предусматривают следующее правило: если водный объект — самостоятельный земельный участок, то созданный искусственный участок принадлежит собственнику водоема; если водный объект — часть прибрежного земельного участка, то искусственно созданный участок принадлежит собственнику данного прибрежного земельного участка. Следовательно, в Германии, в отличие от России, не имеет значение на чьи средства осуществлялось возведение искусственного земельного участка.

Сравнительный анализ правового регулирования создания искусственных земельных участков позволил выявить сходства и различия в регламентации этого процесса в России и Германии. Представляется, что опыт законодательной регламентации возведения искусственных участков на водных объектах, находящихся в иных формах собственности, кроме федеральной (ФЗ «Об искусственных земельных участках» регулирует их создание только на водных объектах, находящихся в федеральной собственности) будет полезен для российской правовой системы и позволит заполнить пробелы в праве, возникающие в этой сфере.

 

Литература:

 

  1.              Тыжнов Ф. О приращении по римскому праву, сравнительно с французским и русским законодательствами. Казань, 1858.
  2.              Тютрюмов И. М. Гражданское право. Юрьев, 1922.
  3.              Мейер Д. И. Русское гражданское право. М., 2003.
  4.              Гринь Е. А. Искусственный земельный участок: проблемы терминологии [Текст] / Е. А. Гринь, А. С. Малимонова // Молодой ученый. — 2015. — № 19.
  5.              Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland vom 23. Mai 1949 (BGBl. S. 1)
  6.              Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ // СЗ РФ. 2011.№ 30 (ч. 1). Ст. 4594.
  7.              Строительные нормы и правила СНиП 33–01–2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения»: приняты Постановлением Госстроя РФ от 30.06.2003 N 137 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2003. N 11.
  8.              Строительные нормы и правила СНиП 22–02–2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»: введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 30.06.2003 N 125 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2003. N 11.
  9.              Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2013 N Ф08–3482/2013 по делу N А32–47120/2011.
  10.         Gesetz zur Ordnung des Wasserhaushalts (Wasserhaushaltsgesetz — WHG) vom. 27.07.1957 (BGBl 1957, 1110, 1386)
  11.         Гурин Н. В., Новицкая А. А. Создание искусственных земельных участков в границах водных объектов, находящихся в федеральной собственности. Предложения по совершенствованию законодательства// Закон. 2011. № 12
  12.         Wieling H. J. Sachenrecht. 5 Aufl. Berlin, 2007. S. 31
  13.         Baugesetzbuch in der Fassung der Bekanntmachung vom 23. September 2004 (BGBl. I S. 2414)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle