Библиографическое описание:

Чиниев Д. А. Защита прав и интересов собственника — необходимое условие осуществления права собственности [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 151-155.



 

Тенденция мирового развития однозначно свидетельствует о преимуществе экономики, основанной на частной собственности. Не отрицая значения предпринимательской деятельности некоторых публичных субъектов, следует признать главенствующую роль в развитии экономики любой страны субъектов частного предпринимательства.

Поэтому преодоление имеющихся трудностей при реализации гарантий осуществления и защиты права частной собственности, необходимость их осмысления, создание более отлаженных и эффективных механизмов их обеспечения предопределяют необходимость гармонизации актов законодательства с требованиями экономической действительности.

В этой связи, Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отмечал, что «Основная и самая большая цель, приоритетное направление проводимых реформ — это формирование класса настоящих собственников в Узбекистане. Все наши указы, постановления, законы, вся наша работа направлена на обеспечение этой цели. Не решив этой главной задачи, нельзя рассчитывать на достижение серьезных результатов, желаемых изменений в экономике, во всей нашей жизни» [1, с.285].

В связи с чем, было начато формирование нормативно-правовой базы проводимых реформ. Так, одним из первых законов регламентировавшего новые отношения собственности был Закон от 31 октября 1990 года «О собственности в Республике Узбекистан», которая закрепила собственную экономическую модель нашего государства на пути перехода к рыночным отношениям, стала основным форпостом развития частной собственности. До принятия данного Закона в актах законодательства применялось понятие личной собственности, а понятие частной собственности не было известно законодателю.

Другим нормативно-правовым актом, ставшим катализатором построения новых экономических отношений, явился Закон от 19 ноября 1991 года «О разгосударствлении и приватизации», которая отвергла главенствующую роль государственной собственности в экономической жизни страны и как отмечают ученые, «создало материальные возможности для формирования частной собственности»[2, с. 169].

В формировании частной собственности решающим этапом явилось принятие Конституции Республики Узбекистан. Основной закон страны на конституционном уровне утвердил нормы принятых в то время законов, касающихся частной собственности и стал основным фундаментом для принятия последующих.

В частности, статья 36 Конституции, закрепило основную идея цивилистической мысли всех времен и народов, а именно то, что «Каждый имеет право на собственность», которая может выражается только в форме частной собственности.

Закрепление данного положения в качестве основного принципа построения новых экономических отношений имело свои положительные моменты. Так как, закрепление этой статьи на конституционном уровне и получение признания и защиты естественного права человека на собственность, наряду с государственной собственностью, явилось в то же время и главным аргументом в решении социально-экономических проблем общества.

Наряду с тем, что ««Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством» установление правила о том, что «Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом», также стало дополнительной гарантией осуществления и защиты права граждан на собственность.

Данное обстоятельство сыграло решающую роль в появление класса собственников, что также послужило толчком для появления малого бизнеса и частного предпринимательства, от прогрессивного развития которых усматривается в настоящее время и будущее нашей страны.

В подтверждение наших слов, академик Х. Р. Рахманкулов, справедливо отмечает, что в силу вышеуказанных нововведений, каждое лицо в качестве собственника, на основе своей собственности наделяется возможностью заняться предпринимательством, работать в различных отраслях социально-экономической жизни [2, с. 169–170].

Те направления, которые заложили Конституция Республики Узбекистан и Закон «О собственности», в последующем проводились в жизнь посредством реализации комплекса организационных мер, а также путем принятия нормативно-правовых актов.

К числу которых относится также Указ Президента Республики Узбекистан от 21.01.1994 г. № УП-745 «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства». Согласно этому документу была разрешена реализация сферы обслуживания с земельными участками, на которых они размещались, юридически лицам, в том числе иностранным, без декларирования источников средств, используемых ими для приобретения приватизируемых объектов.

Принятием же Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.04.1995 г. № 126 «О порядке реализации в частную собственность объектов торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены, и земельных участков в пожизненное наследуемое владение», была регламентирована сама процедура передачи данных объектов в частную собственность.

Для дополнительного укрепления гарантий выдаваемых государством частной собственности, являющейся основой рыночных отношений, был принят Закон от 24 сентября 2012 года «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников». Следует отметить, что данный Закон в отечественной законодательной практике стал первым специальным законом, посвященным частной собственности, что наделило собственника наиболее полными возможностями для реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, что также. Кроме того, принятием данного Закона были заложены экономические и правовые возможности для реализации конституционного принципа о том, что «каждое лицо, вправе быть собственником», и что он может свободно и с пользой для себя использовать право на частную собственность.

Принятый 15 мая 2015 года Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» безусловно, стал логическим продолжением реформ, проводимых в данной сфере.

Основной целью принятия данного Указа является кардинальное повышение роли и места частной собственности в экономике республики, ликвидация преград и ограничений на пути развития частной собственности и частного предпринимательства, сокращении государственного присутствия в экономике, обеспечение последовательного роста доли частной собственности в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала.

Вместе с тем, проблемы правового регулирования отношений собственности, установления и закрепления действенных гарантий осуществления и защиты права собственности и механизмов их реализации во все времена имели особую актуальность.

При этом, первостепенными задачами укрепления законности в государстве являются усиление гарантий прав и законных интересов его граждан, действенная защита в случае нарушения этих прав. Более того, одним из квалифицирующих признаков состояния развития правового демократического государства и сильного гражданского общества выступают состояние и степень гарантированности прав граждан на окружающие их материальные блага, т. е. гарантированность прав каждого на собственность.

В этой связи, для того чтобы гарантировать собственникам абсолютность и исключительность их прав в отношении присвоенной собственности, цивильное право развитых капиталистических стран начало вырабатывать различные механизмы защиты нарушенных прав и интересов собственников в судебном порядке. И в целом, можно констатировать, что вся эволюция западной цивилистики, непосредственно связана с развитием института защиты прав и интересов собственников.

Примерами этому могут служить Французский гражданский кодекс 1804 года и Германское гражданское уложение 1896 года.

Вышеприведенные кодификации цивилистической мысли, снабдили собственника исключительными гарантиями, которые позволили ему свободно и беспрепятственно от государства и действий иных лиц, осуществлять и защищать право на свою собственность.

Так, Французский гражданский кодекс придал особое значение индивидуальной частной собственности, не регламентируя подробно даже отношения общей собственности. Был утверждён абсолютность права собственности, и как отмечают эксперты, был очищен от феодальной иерархии собственников и от большей части родовых и других дореволюционных обременений [3].

Согласно требованиям норм данного Кодекса, собственнику принадлежало неограниченное право по распоряжению вещью. Собственник вправе был совершать в отношении своей собственности любые юридически значимые действия, например, продать, подарить, уничтожить и др.

Однако, нормы Кодекса, в частности статья 544 предусматривала также ограничения в пользовании собственником вещью, которые устанавливалась законом или регламентами. Между тем, установленные ограничения, имели исчерпывающий перечень и поименно перечислялись в нормах о сервитутах.

Воспроизводя статью 17 революционной Декларации прав человека и гражданина, в статье 545 Кодекса специально устанавливалось, что «никто не может быть принужден к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение» [3].

А §905 ГГУ снабжало собственника участка даже такой примечательной гарантией: Он мог потребовать, чтобы на соседних участках не возводились или не сохранялись такие сооружения, относительно которых можно с достоверностью утверждать, что существование их или пользование ими будет иметь своим последствием недопустимое воздействие на его участок [4].

Следует отметить, что установленные в актах законодательства в то время гарантии полного и беспрепятственного осуществления и защиты права собственности, в том числе специальные государственные гарантии реализации основных прав и свобод человека рассматриваются как важнейшие признаки правового демократического государства, к строительству которого всегда стремились развитые на сегодняшний день западные страны.

Вместе с тем, законодательное регламентирование отношений собственности проходит через сложный процесс соответствующих процедур рассмотрения, принятия и опубликования необходимых законодательных актов, после прохождения которых, нормы законодательства о праве собственности получают правоустанавливающее воздействие, как в отношении собственников, так и всех его контрагентов.

При этом, «Хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его [5, с.32]. По мнению И.Бентама «Собственность и закон вместе родятся, вместе и умирают. Пока не было законов, не было и собственности. Уничтожьте законы, исчезнет и собственность» [6, с.338]. Институт собственности в современной правовой теории и конституционной практике, как правило, рассматривается в качестве специфической системы установленных норм и отношений [7, 8].

Иными словами, право на собственность — это институционализированные государством при помощи закона отношения.

Помимо этого, обеспечение прав и интересов собственников обеспечивается путем создания со стороны государства гарантий осуществления права собственности, и ее защиты, что также достигается путем закрепления в актах законодательства специальных правил, обязывающих как государственные органы власти и управления, так и других субъектов общественных отношений собственности способствовать реализации права собственности.

Из чего, следует, что жизненно важные интересы общества и государства заключаются в обеспечении гарантий осуществления и защиты прав интересов собственника, свободы экономической деятельности и предпринимательства, что являются непременным условиями его эффективного функционирования и развития.

Кроме того, гарантии осуществления права собственности подразумевают под собой обеспечение свободной реализации правомочий правообладателя имущества, а также их защиту от нарушений и восстановления прежнего до нарушения состояния права на собственность.

Гарантии осуществления и защиты права собственности широкое законодательное закрепление получили также и в Конституциях государств мира. Так, в §13 Конституции Венгерской Республики и статье 14 Основного закона Федеративной Республики Германия указано, что право собственности гарантируется, а в статьей 62 Конституции Португальской Республики кроме этого гарантируется передача права на частную собственность при жизни и после смерти, в статье же 42 Конституции Итальянской республики сказано, что помимо «признания и гарантии частной собственности, законом определяется способы ее приобретения и пользования…», кроме того, в соответсвии со статьей 5 Основного закона Австрии от 21 декабря 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете»«Собственность неприкосновенна.».. [9, с.48, 369; 10, с.537–538, 429–430, 93].

В статье 33 Конституции Испании, статье 16 Конституции Бельгии, статье 16 Конституции Великого Герцогства Люксембург указано, что никто не может быть лишен своей собственности, а в статье 73 Конституции Королевства Дании указано, что «Право собственности неприкосновенно. Никто не может быть принужден отказаться от своей собственности…». В соответствии же со статьей 43 Конституции Ирландии «…государство гарантирует, что не примет закона, направленного на уничтожение права частной собственности или общего права передавать, завещать или наследовать собственность.»... Кроме того, статья 17 Декларации прав человека и гражданина Франции, принятой Национальным Собранием 26 августа 1789 года гласит: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее.».. [9, с.242; 10, с.185, 458, 311–312, 352–353, 686].

В статье 64 Конституции Республики Польша сказано, что «Каждый имеет право на собственность, на другие имущественные права … В статье 35 Конституции Российской Федерации сказано, что «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» [9, с.110, 280].

Следует констатировать, что защита права собственности как составная часть гарантии осуществления права собственности находится под пристальным вниманием и международного права. Так, в статье 17 «Всеобщей декларации прав человека», Генеральной ассамблеей ООН провозглашено: «1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими». «2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества». Государство Узбекистан, следуя данному принципу, гарантировало защиту права собственности на конституционном уровне [11].

Кроме того, в соответствии с подпунктом «с» п.3 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматриваются три вида права на защиту: право защищать себя лично; право обеспечивать свою защиту через представителя; оказание бесплатной юридической помощи за счет государства [12].

Вопросы охраны и защиты права собственности красной строкой прослеживаются в Конституциях зарубежных государств. Так, согласно статье 17 Конституции Греции «Собственность находится под защитой государства, в статье 21 Конституции Республики Польша сказано, что «Республика Польша охраняет собственность…», а в статье 64 указано, что «Собственность, другие имущественные права… подлежат равной для всех правовой защите [10, с.251; 9, с.100, 110].

В статье 35 Конституции Российской Федерации сказано, что «Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». А в соответствии со статьей 29 Конституции Японии «Право собственности не должно нарушаться» [9, с.280, 362].

И в гражданском законодательстве защита права собственности имеет актуальное значение. Так, согласно §123 ГК Чехии Все собственники наделены законом равными правами и обязанностями и пользуются одинаковой правовой защитой [13]. Собственник имеет право на защиту против незаконного посягательства на его право собственности, в частности он вправе истребовать вещь у лица, неправомерно удерживающего ее у себя (§126 ГК Чехии) [13, с.217].

Согласно швейцарскому гражданскому праву, реальное содержание права собственности проявляется в значительной степени в зависимости от того, какими способами защиты своего права от иных лиц располагает собственник, что вправе он требовать от этих лиц. Помимо права на виндикационный и негаторный иски собственник может требовать признания своего права или воспользоваться правом предъявления владельческого иска (если, разумеется, вещь не выбыла из его владения) [13, с.224].

И в мусульманском праве защите права собственности отводится особая роль. Так, в Коране закреплены гарантии защиты права собственности. В частности, сказано: «Воистину, ваша кровь, ваше имущество и ваша честь — запретны» [14]. Дальнейшее свое развитие основополагающие принципы Корана нашли свое отражение и в других правилах: «приказ, предусматривающий распоряжение имуществом другого лица, недействителен», «никто не может распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения», «никто не может овладевать чьим-либо имуществом без правового основания» [15].

Исходя из этого различные школы мусульманского права (масхабы) выработали ряд норм, направленных на защиту права собственности. Преследуя задачу обеспечить целостность и сохранность имущества частных собственников, правоведы отрицали утрату права собственности в силу давности; не признавали находку основанием возникновения права собственности (утерянная вещь, где бы она ни находилась, должна быть возвращена собственнику без каких-либо притязаний нашедшего на вознаграждение) [16].

Основным средством защиты являлось хакк даъво — право притязания [17], которое по аналогии можно приравнять к виндикационному иску в римском праве. Истцом мог быть только собственник, не имеющий фактического владения, а ответчиком — как добросовестный, так и недобросовестный владелец, независимо от того, находились ли имущество в их владении в момент предъявления иска [18].

Само слово «защита» (от англ. — defence, protection) означает комплексную систему мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая: судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданских прав [19].

Действительно, первое право, которое должно защищать государство, — право на частную собственность. А дальше это естественным образом переходит на неприкосновенность личности и т. д. В конечном счете, государство должно было взять на себя функцию защиты прав человека. Такое понимание закреплено в большом числе международных документов, которые обязывают государство это делать [20].

Поэтому, защита права собственности является одним из важных функций государства, от эффективности реализации которой зависят как развитие экономики государства, так стабильность самого общества.

Кроме того, государство в качестве регулятора отношений собственности устанавливает правила игры, в котором оно указывает необходимые и дозволенные правила поведения, как для собственника, так и для остальных игроков сферы отношений собственности, тем самым запрещает одни действия, разрешает другие, поощряет третьи, устанавливает меры ответственности за допущенные нарушения установленных правил.

При этом, объективные отношений собственности возникают как следствие действий самих игроков сферы отношений собственности и не зависят от публичной воли. Государство только лишь фиксирует уже устоявшиеся отношения собственности в актах законодательства.

В связи с этим, отношения собственности упорядочиваются в юридические нормы, которые дают возможность определить законность действий собственника и иных лиц, установить меры ответственности к нарушителям, позволяют защитить и восстановить нарушенные права и интересы собственники и обеспечить ему полное и беспрепятственное осуществление его прав на собственность.

В этой связи на первый план выступает право на защиту права собственности, применение которой требует от противостоящих собственнику лиц, придерживаться своих обязанностей по недопущению нарушения прав и интересов собственника, причем, данные правоотношения свойственны для всех разновидностей отношений собственности.

Таким образом, защита права собственности как комплексная система юридических норм и правил, направлено на обеспечение полного и беспрепятственного осуществления правомочий собственника, что служит гарантией стабильности, как гражданского оборота, так и экономики в целом.

 

Литература:

 

  1.      Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому требование времени. Т.5. //Формирование класса собственников — основной критерий успеха реформ (Выступление на очередном заседание Межведомственного совета по экономическим реформам, предпринимательству и иностранным инвестициям при Президенте Республике Узбекистан, 6 февраля1997 года). -Т.: Узбекистан, 1997, -С.285.
  2.      Раҳмонкулов Ҳ.Инсонпарвар давлат конституцияси. — Т.: “Янги аср авлоди”, 2014. -Б.169.
  3.      Жюллио де ла Морандьер. Т.1. -М., 1958. -С.112; Электронный ресурс: http:// www. wikipedia.org/wiki. Режим доступа- свободный.
  4.      Grazhdanskoe-ulozhenie-germanskoj-imperii-1896. Электронный ресурс: http://www. radnuk.info/ros-pidrychnuk/istoriya-stran. Режим доступа- свободный.
  5.      Гуменюк Т. А. О едином правовом пространстве как условии формирования правового государства. -М., 1994. -С.32.
  6.      Бентам И. Избранные сочинения. Т.1. -СПб., 1867. -С.338.
  7.      Шакирова М. Л. Становление и развитие учения о собственности в России (историко-правовое исследование): Автореф. дис... канд.юрид.наук. -СПб., 2000.
  8.      Канюков С. К. Генезис права собственности в контексте эволюции российской правовой традиции: Дис. … докт.юрид.наук. -СПб., 2002.
  9.      Конституции мира. Сборник конституций государств мира. Том 7. //Составители, авторы вступительных статей к конституциям — доктора юрид. наук, профессора Таджиханов У., Саидов А. Х. -Т., 1997. -С.48.
  10. Конституции государств Европейского союза //Под общей ред. и со вступ. статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Окунькова Л. А. -М.: Издательская группа Норма-Инфра, 1999. -С.537–538.
  11. Адилходжаева С. М. Теоретические проблемы государственно-правового регулирования реформы отношений собственности в Узбекистане. Дис.... канд. юрид. наук. -Т.: ТГЮИ, 1999. -С.54.
  12. Степин А. Б. Понятие и общая характеристика института защиты частного права в российском законодательстве //Российская юстиция. № 7. Июль 2011. -С.11.
  13. Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование /Руководитель авторского коллектива докт.юрид.наук Залесский В. В. -М.: Норма, 1999. -С.217.
  14. Аль-Бухари. Сахих в кратком изложении (на ар. яз.). -Эр-Рияд, 1999. -С.27.
  15. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. I. Античность и восточные цивилизации. -М., 1999. -С.688.
  16. Караходжаева Д. М. Проблемы развития и совершенствования законодательства о праве собственности юридических лиц в Республике Узбекистан: Дис.... докт. юрид. наук. -Т.: ТГЮИ, 2008. -С. 45–46.
  17. Шарль Р. Мусульманское право. -М.: Иностранная литература, 1959. -С.78.
  18. Саипова Ю. Б. Правовой режим недвижимости как имущественной основы предпринимательской деятельности: Дис. …канд. юрид. наук. -Т.: ТГЮИ, 2010. -С.25.
  19. Юридическая экциклопедия /Под ред. Тихомирова М. Ю. -М., 1997. -С.169.
  20. Смоленский М. Б. Конституционное государственное право России. -Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. -С.120.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle