Библиографическое описание:

Суслова К. М. Особенности рассмотрения дел о международном усыновлении (удочерении) детей-сирот, являющихся гражданами РФ [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 119-120.

Семейное законодательство РФ предусматривает институт усыновления в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 124 Семейного кодекса РФ говорит о том, что усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, либо родственникам детей независимо от места их проживания [1]. Также согласно статье 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» государства обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны [2].

1 января 2013 года, в России вступил в силу Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [3] (далее — Закон), который запрещает усыновление российских детей-сирот гражданами США. Вячеслав Никонов (первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам и член фракции «Единая Россия») предложил дать название документу «Закон Димы Яковлева» — в память умершего 8 июля 2008 года в США из-за халатности своих приемных родителей российского сироты Димы Яковлева.

Однако теперь статья 4 закона запрещает усыновление детей, являющихся гражданами РФ, американскими гражданами. Кроме того, организациям запрещается вести деятельность на территории РФ, связанную с подбором и передачей детей на усыновление.

Как заявлял в сентябре 2013 года уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов, Россия ведет международное усыновление только с двумя странами, с которыми заключены соответствующие договоры, — с Италией и Францией. При этом он сослался на разъяснения президиума Верховного суда РФ от 29 августа 2013 года о том, как судам применять положения Федерального закона № 167, который запрещает усыновление детей в те страны, где разрешены однополые браки. Также Астахов обратил внимание на то, что готовятся договоры об усыновлении с Великобританией и Испанией [4].

Так, вследствие принятия закона международное усыновление было ограничено, но не полностью запрещено. Поэтому, чтобы избежать дальнейших ошибок и дети-сироты, усыновленные иностранными гражданами, обрели полноценную и счастливую семью, необходимо тщательно осуществлять подготовку дел об усыновлении к судебному разбирательству в РФ. Рассмотрим некоторые особенности этой подготовки.

Во-первых, согласно гл. 27, 29 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) [5] дела об усыновлении (удочерении) относятся к особому производству и рассматриваются судом по общим правилам искового производства. В ходе судебного разбирательства судье предстоит выяснить соответствие усыновления интересам ребенка. Для этого судья обязывает органы опеки и попечительства но месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. При этом органы опеки и попечительства не должны допустить ухудшения положения ребенка.

Однако в настоящее время нередки случаи злоупотребления должностных лиц органов опеки и попечительства или формальный подход к заключению, что является большим недостатком. Следовательно, в законе должны быть четко сформулированы требования к заключению органа опеки и попечительства, например, способность усыновителя обеспечивать ребенку безопасность, медицинскую помощь, образование. спорт, жилищные условия и другие потребности. В ч. 2 ст. 272 ГПК РФ перечислены документы, которые прилагаются к заключению. И именно судье надлежит проверить, выданы ли они компетентными органами.

Во-вторых, уделяется внимание состоянию здоровья ребенка и усыновителя. В отношении ребенка это должно быть подтверждено медицинским заключением экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка. Что же касается усыновителей, то чаще заключение о состоянии здоровья, представленное ими, было выдано в иностранном государстве, гражданами которого они являются. Поэтому суды обязывали заявителей наряду с имеющимся заключением врачей иностранного государства представить дополнительное медицинское заключение, полученное в порядке, установленном для граждан РФ.

В-третьих, должен быть документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документ, подтверждающий невозможность передачи ребенка в семью граждан РФ.        Также судья должен проверить, с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном банке о детях, предлагался ли он на воспитание в семьи граждан РФ, и если предлагался, то по каким причинам лица отказались от принятия ребенка на воспитание. Для всесторонней проверки суд вправе допросить родственников как свидетелей, лиц, которые знакомились со сведениями о ребенке и отказались от его воспитания [6].

В-четвертых, статья 273 ГПК РФ устанавливает перечень обязательных участников судебного разбирательства: усыновитель (усыновители), представитель органа опеки и попечительства, прокурор, ребенок, достигший 14 лет. Если заявителем является иностранный гражданин, то суду следует выяснить место его работы, жительства, обстоятельства знакомства с заявителем.

Подготовка дела к судебному разбирательству завершается вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству, в котором указывается время и место слушания в закрытом судебном заседании

Усыновление детей в России представляет собой комплекс проблем как национального, так и международного уровня. Для того чтобы у детей-сирот было достойное будущее, благополучная семья и счастливая жизнь, нужно уделять особое внимание процедуре подготовки к усыновлению органами опеки и попечительства, а именно контроль за их деятельностью, особой проверки судьей документов при подготовке к судебному разбирательству. Однако главной целью остается совершенствование законодательства для максимальной защиты ребенка.

 

Литература:

 

1.         «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014)//СПС «Консультант плюс».

2.         «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// СПС «Консультант плюс»;

3.         ФЗ от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»//СПС «Консультант плюс».

4.         Материал размещен на сайте информационного агентства РОСБАЛТ http://www.rosbalt.ru/.

5.         «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013)//СПС «Консультант Плюс».

6.         Чекмарева А. В. Некоторые особенности подготовки к судебному разбирательству дел о международном усыновлении (удочерении) ребенка // Арбитражный и гражданский процесс, 2013.- № 4. -С. 46–47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle