Библиографическое описание:

Анбрехт Т. А., Пяткова Ю. С. К вопросу о реформировании законодательства о социальном обслуживании: предпосылки, реалии и перспективы [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 112-114.

Развитие института социального обслуживания граждан представляется актуальным, так как достигается одна из главных целей социальной политики — повышение качества жизни граждан. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это в полной мере соответствует требованиям важнейших международных правовых актов. В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства [1].

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный Закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2]. Актуальность подготовки и принятия федерального закона, регулирующего общественные отношения в сфере социального обслуживания населения, не вызывает сомнения. Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» не отвечали современным потребностям общества, содержали неопределенные и противоречивые правовые нормы, что на практике не позволяло в полной мере удовлетворить потребности граждан в социальных услугах [3]. Принятие Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» должно создать правовую основу реформирования системы социального обслуживания.

Представляется важным обратиться к основным новациям закона. Так, в соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» система социального обслуживания включает в себя наряду с организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти и организациями социального обслуживания, находящимися в ведении субъекта Российской Федерации, и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги. Как отмечает А. Вовченко создание негосударственного сектора социального обслуживания позволит государству направлять деньги на оказание социальных услуг не только государственным учреждениям, но и некоммерческим, а также частным организациям [8].

Таким образом, к субъектами социального обслуживания выступают получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуального предпринимателя, осуществляющего социальное обслуживание.

В субъектах Российской Федерации должен быть сформирован регистр получателей социальных услуг и реестр поставщиков социальных услуг, подлежащий опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Приказом Министерства труда России от 25.07. 2014 г. № 484н утверждены рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг [4]. Ведение регистра получателей социальных услуг осуществляется в соответствии с Приказом Министерства труда России от 25.07.2014г. № 485н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг» [5].

Следует отметить, что Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не содержит понятия «трудная жизненная ситуация». Согласно ст. 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии определенных обстоятельств. К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию.

Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут быть установлены иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Социальные услуги согласно ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг — обязательный характер. Индивидуальная программа должна включать указание на форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2014 г. № 874н утверждена форма договора о предоставлении социальных услуг, а также форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг [6].

По мнению Д. А. Муратовой проводимая реформа законодательства в сфере социального обслуживания должна обеспечить возможность каждому участвовать в формировании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а также самостоятельно выбирать набор услуг, а также того, кто эти услуги будет исполнять [10].

Кроме того, в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях [2].

Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже, либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации, если же этот размер превышен, то социальные услуги предоставляются на платной основе [7].

Следует согласиться, что отдельными недостатками Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является наличие в нем категорий оценочного характера и иных юридико-лингвистических неопределенностей. Основная тенденция в реформировании законодательства о социальном обслуживании, так или иначе, должна идти в направлении перехода от традиционного воплощения института социального обслуживания, который действует как вспомогательный институт, адаптационный по своему характеру к новой модификации института социального обслуживания [9].

Таким образом, реформирование законодательства в сфере предоставления социальных услуг гражданам в Российской Федерации, направлено на развитие системы социального обслуживания граждан, повышение его уровня, качества и эффективности.

 

Литература:

 

1.         Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998.

2.         Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ.2013. N 52 (часть I). Ст. 7007.

3.         Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // «Российская газета». N 243. 1995(утр. силу с 01.01.2015); Федеральный закон от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета. № 150. 1995. (утр. силу с 01.01.2015).

4.         Приказ Минтруда РФ от 25.07.2014г. № 484н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2014. № 12.

5.         Приказ Минтруда РФ от 25.07.2014г. № 485н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2014. № 12.

6.         Приказ Минтруда РФ от 10.11.2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» // Российская газета. 2015. № 1.

7.         Письмо Минтруда РФ от 05.02. 2014 г. № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8.         А. В. Вовченко Интервью на круглом столе, посвященном обсуждению положений федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Электронный ресурс [http://social.gov39.ru/index.php/ministerstvo/social/arkhiv-novostej/item/1142-zamministra-aleksej-vovchenko-vazhno]

9.         Зубарев С. М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере: обсуждаем проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»// Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 6. С.31–34.

10.     Муратова Д. А. Минздравсоцразвития России представило проект нового Закона об основах социального обслуживания населения // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle