К вопросу о «ювенальной» проблеме нового Федерального закона об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 04.10.2015

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Бороздин М. С. К вопросу о «ювенальной» проблеме нового Федерального закона об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8795/ (дата обращения: 19.06.2018).



 

В статье излагается основная «ювенальная» проблема нового Федерального закона об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, даются предложения о совершенствовании законодательного акта.

Ключевые слова: социальное обслуживание, ювенальная проблема, Российская Федерация, федеральный закон, совершенствование.

 

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». [1] Принятию акта предшествовала кропотливая работа по разработке и по согласованию законопроекта с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественностью до внесения в Государственную Думу ФС РФ [2] и после внесения. [3] На стадии обсуждения и согласования законопроекта нередко высказывались мнения о его доработке в связи с непринятием так называемых «ювенальных технологий», которые в итоге не были полностью исключены из законопроекта и продолжают существовать в положениях действующего Федерального закона об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

Наличие «ювенальных технологий» в Федеральном законе связано с новым понятием «социальное сопровождение». Поэтому, несмотря на достоинства нового Федерального закона об основах социального обслуживания граждан, обозначенные в письме Минтруда РФ от 05.02.2014 № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», [4] принятый законодательный акт имеет серьезный недостаток в виде недоработки понятия «социальное сопровождение». С одной стороны, положения о социальном сопровождении вроде бы укладываются в русло решения, принятого на заседании Госсовета РФ, посвящённом политике в области семьи, материнства и детства, Президентом РФ (изменение вектора развития семейной политики с работы по заботе о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в социальной защите, в сторону создания условий для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи, её общественного престижа, работы по борьбе с причинами проблем), так как направлены на профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании. [5] С другой стороны, введённые изменения о социальном сопровождении прямо противоречат смене вектора семейной политики, так как могут повлечь адресное вмешательство в дела российских семей, включая благополучные семьи.

В пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона закреплена норма-дефиниция, которая под социальным сопровождением широко определяет содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. В пункте 23 статьи 8 Федеральный закон устанавливает, что в компетенции органов государственной власти субъектов РФ находится утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения. Пункт 9 статьи 9 определяет право получателей социальных услуг на социальное сопровождение, причём делается отсылка на статью 22 Федерального закона. Пункт 7 части 1 статьи 12 определяет обязанность поставщиков социальных услуг осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона. Часть 1 статьи 16 определяет, что мероприятия по социальному сопровождению должны отражаться в индивидуальной программе. Основной статьей о социальном сопровождении является статья 22 Федерального закона, где указывается, что социальное сопровождение оказывается при необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. А статья 28 Федерального закона устанавливает, что механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению является неотъемлемой частью регламента межведомственного взаимодействия. Положения Федерального закона дают основания говорить о том, что основной «ювенальной» проблемой ФЗ об основах социального обслуживания граждан является отсутствие механизма социального сопровождения.

Для социального сопровождения не предусмотрен заявительный характер, что может повлечь вмешательство в дела благополучных семей. В связи с этим предлагаем в пункт 13 части 2 статьи 7 Федерального закона внести изменение, полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти дополнить полномочием по утверждению формы заявления о предоставлении социального сопровождения. Аналогичные изменения о заявительном порядке предоставления социального сопровождения необходимо внести в часть 1 статьи 22 Федерального закона, исключив слова «при необходимости».

Отсутствие механизма социального сопровождения в положениях Федерального закона влечёт разную правоприменительную практику в субъектах РФ по предоставлению социального сопровождения, а также представляет собой коррупциогенные факторы в виде отсутствия или неполноты административных процедур и выборочного изменения объема прав (в одних случаях органы власти будут вмешиваться в дела семьи, в других — не будут, по личному усмотрению), выявленные в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6]. Устранить коррупциогенные факторы представляется возможным с помощью изложения механизма социального сопровождения, включая заявление о предоставлении социального сопровождения.

В статье 22 Федерального закона в соответствии с указанной Методикой выявлен коррупциогенный фактор в виде определения компетенции по формуле «вправе», так как гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) при необходимости. Точные основания для предоставления социального сопровождения в Федеральном законе не установлены. Иными словами, органы власти в одних случаях могут предоставить социальное сопровождение, в других — не предоставить. Заменив в статье 22 слова «при необходимости» заявительным порядком, предлагаем одновременно исключить коррупциогенный фактор из Федерального закона.

Более того, обозначенная проблема обнажает недоработку федерального законодателя по неизложению принципов социального сопровождения в статье 4 Федерального закона. Именно в пункте 5 части 2 статьи 4 Федерального закона добровольность обозначена как принцип социального обслуживания. Предлагаем дополнить статью 4 положениями о принципах социального сопровождения.

Заслуживает внимания позиция А. Г. Азаровой о том, что ювенальная юстиция отнюдь не является российским изобретением, [7] соответственно является чуждой для российской юридической действительности, в том числе для нового Федерального закона об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

На сегодняшний день единственные изменения коснулись положений Федерального закона об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации относительно вопросов проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования, [8] разработано всего три законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон об основах социального обслуживания граждан в РФ [9]. Из них частично наши предложения учитываются лишь законопроектом № 715379–6 (в части уточнения оснований для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и порядка предоставления социального сопровождения), где предлагается закрепить заявительный порядок для предоставления социального сопровождения в части 2 статьи 22 Федерального закона, что не совсем логично, так как основная содержательная составляющая о социальном сопровождении находится в части 1 статьи 22, также в законопроекте не учитывается необходимость изменений в пункт 13 части 2 статьи 7 и статью 4 Федерального закона. На указанный законопроект имеется заключение Правительства Российской Федерации, которое возражает против внесения изменений в статью 15 Федерального закона и умалчивает о своей позиции относительно содержания изменения в статью 22 Федерального закона. [10]

На основании изложенного предлагаем Правительству Российской Федерации разработать проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в части уточнения механизма и принципов предоставления социального сопровождения) и внести его в Государственную Думу ФС РФ.

 

Литература:

 

  1.      Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 295. 30.12.2013.
  2.      Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2012 год и на период до 2014 года // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. –режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/3. — Проверено: 21.09.2015.
  3.      Законопроект № 734791–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew %29?OpenAgent&RN=734791–6&02. — Проверено: 21.09.2015.
  4.      Письмо Минтруда РФ от 05.02.2014 № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Социальный мир. № 9. 01–09.03.2014.
  5.      Материалы заседания президиума Госсовета, посвящённого политике в области семьи, материнства и детства (г. Череповец, 17 февраля 2014 года) // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/20265/work. — Проверено: 21.09.2015.
  6.      Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 27.11.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 02.12.2013. № 48. Ст. 6278.
  7.      Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. — М.: «КОНТРАКТ», 2012. 256 с. // СПС «КонсультантПлюс». 2015 год.
  8.      Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» // Российская газета. № 169. 30.07.2014.
  9.      Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/systems/law/?name= %D0 %BE+ %D1 %81 %D0 %BE %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B0 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %BE %D0 %BC+ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %81 %D0 %BB %D1 %83 %D0 %B6 %D0 %B8 %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B8&sort=date. — Проверено: 21.09.2015.
  10. Законопроект № 715379–6 «О внесении изменений в статьи 15 и 22 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в части уточнения оснований для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и порядка предоставления социального сопровождения) // Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ %28SpravkaNew %29?OpenAgent&RN=715379–6&02. — Проверено: 21.09.2015.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное сопровождение, социальное обслуживание граждан, Российская Федерация, социальное обслуживание, внесение изменений, часть, государственная власть субъектов РФ, межведомственное взаимодействие, Государственная Дума ФС РФ, социальная помощь.

Похожие статьи

Проект Федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации»

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы (на примере взаимодействия по вопросу сохранения объекта культурного наследия федерального значения)

К вопросу о проблемах применения Федерального закона от 21.07.2014 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»

Основные направления подготовки субъекта Российской Федерации к реализации нового федерального закона о социальном обслуживании граждан (на примере Оренбургской области)

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей и дошкольного образования в Российской Федерации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проект Федерального закона «Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации»

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы (на примере взаимодействия по вопросу сохранения объекта культурного наследия федерального значения)

К вопросу о проблемах применения Федерального закона от 21.07.2014 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»

Основные направления подготовки субъекта Российской Федерации к реализации нового федерального закона о социальном обслуживании граждан (на примере Оренбургской области)

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей и дошкольного образования в Российской Федерации

Задать вопрос