Библиографическое описание:

Сагинбеков К. С., Саткей Т. Б., Жунисалиев А. Т. Некоторые аспекты реализации негласных следственных действий в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 136-138.

В статье рассмотрены особенности реализации негласных следственных действий в нововведенном уголовно-процессуальном правовом законодательстве Республики Казахстан.

Ключевые слова: следственные действия, допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, оперативно-розыскная деятельность, государственные секреты.

 

В Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 24 августа 2009 года № 858, указано, что поскольку уголовная политика является одним из направлений правовой политики, ее совершенствование должно осуществляется путем совместной комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и иных законодательных актов [1].

Как нам известно, уголовная политика государства определяет основные направления и формы контроля над преступностью, нормы, методы, задачи и содержание деятельности органов государства, уполномоченных вести борьбу с преступными посягательствами. Так как, задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений [2].

Политика государства в области раскрытия преступления определяет цели и принципы, стратегию и направления, формы и методы деятельности государства в сфере уголовного процесса. А предметом правового регулирования уголовно-процессуального право является возбуждение, расследование, рассмотрение и разрешение судами уголовных дел, а также исполнение приговора.

Однако, утративший силу Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года, за время действия, как показывает научные исследование изменения и дополнение вносились неоднократно.

Необходимость модернизации современного уголовного и уголовно-процессуального законодательства продиктована новым этапом конституционного строительства. 21 мая 2007 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», которым провозглашены принципиально важные для страны новеллы. При этом в основном сохранились параметры казахстанской модели государственного устройства, выдержавшей проверку временем.

Но вместе с тем фундаментальные изменения, в процессе глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства

Как нам известно, подписанный Главой государства Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым в июля текущего года новый Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан, которые вступил в действие с 1-го января 2015 года, в полной мере соответствует положениям Концепции правовой политики на 2010–2020 годы, предусматривающей совершенствование уголовной политики путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Новый формат уголовно-процессуального законодательства в соответствии с новыми вызовами жизни, направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общества, а также обеспечение национальной безопасности.

Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года введен новый институт — негласные следственные действия. Законодателем в статье 231 УПК РК определены виды негласных следственных действий, а именно;

1)      негласные аудио- и (или) видеоконтроль лица или места;

2)      негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи;

3)      негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;

4)      негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации;

5)      негласный контроль почтовых и иных отправлений;

6)      негласные проникновение и (или) обследование места;

7)      негласное наблюдение за лицом или местом;

8)      негласная контролируемая поставка;

9)      негласный контрольный закуп;

10)  негласное внедрение и (или) имитация преступной деятельности.

А условия и основания проведения негласных следственных действий обозначено в статье 232 УПК РК, где негласные следственные действия производятся, если для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, сведения о фактах необходимо получить, не информируя вовлеченных в уголовный процесс лиц, интересы которых они затрагивают.

Безусловно, совершенствование институтов уголовного производства является актуальный и своевременный процесс, обусловленный велением времени в целях решение задач уголовного процесса.

Общеизвестно, что основоположники в уголовного процессе заложили «фундамент» следственных действий, а именно: допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого), очная ставка, обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, контроль и запись телефонных и иных переговоров, детализация звонков, освидетельствование, предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, назначение судебной экспертизы, получение образцов для сравнительного исследования [3].

На наш взгляд, задача уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности законодательно соединились в рамках УПК РК. Необходимо подчеркнуть, что действующий закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Казахстан регламентирует как гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, где отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер, направленный на добывание информации в целях решения задач ОРД а именно в ст. 2 Закона:

-        защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов граждан и собственности (независимо от форм) от противоправных посягательств;

-        содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укреплении его экономического потенциала и обороноспособности;

-        выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

-        осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законом;

-        выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций;

-        обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц;

-        обеспечение охраны государственной границы;

-        обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны;

-        поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы;

-        обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [4].

Отметим, что негласные оперативные мероприятия тщательно скрывается, или маскируется таким образом, чтобы лицо, в отношении которого они проводятся, не догадалось об истинных их целях.

На наш взгляд, в целях завершение очередного этапа реализации основных направлений развития уголовно-процессуального кодекса, необходимо модернизация Закона Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 349-I

«О государственных секретах», а именно название статьи 14. «Сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, относимые к государственным секретам Республики Казахстан» дополнить словами «сведения в области негласных следственных действий», а под пункт 15) сведения, раскрывающие силы, средства и методы ведения следствия по уголовным делам, затрагивающим интересы безопасности Республики Казахстан, дополнить «словами негласной следственных действий».

Именно такой подход на наш взгляд будет соответствовать к предъявляемым требованиям по обеспечению защиту прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, на наш взгляд важнейшим звеном правовой политики государства является уголовная политика, совершенствование которой осуществляется путем комплексной, взаимосвязанной коррекции уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, а также правоприменения. Оценивая современное состояние принятого уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, можно констатировать его поступательное развитие. Так как, в правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования

 

Литература:

 

1.                 О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года»: Указ Президента Республики Казахстан // www.akorda.kz/ru/

2.                 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан,Астана, Акорда, 4 июля 2014 года, № 231-V ЗРК

3.                 www.ru.wikipedia.org \.

4.                 Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года № 154-XIII Об оперативно-розыскной деятельности (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle