Библиографическое описание:

Миннибаев Б. И. Особенности системы государственного управления Австралии [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 131-133.

Ключевые слова: Австралия, Палата представителей, Сенат, Парламент, Конституция, Королева Великобритании, Генерал-губернатор.

Государство на материке Австралия, острове Тасмания и прилегающих островах.

Австралия — федеративное государство, входящее в Содружество, возглавляемое Великобританией. Оно состоит из 6 штатов и двух территорий Северной и Австралийской столичной. В каждом штате есть губернатор, назначаемый Королевой Великобритании, парламент, правительство, судебные органы [7, с. 1].

Конституция Австралии принята 9 июля 1900 г. и вступила в силу в январе 1901 г. По форме правления Австралия — конституционная парламентская монархия. Политический режим — демократический. Главой государства считается Королева Великобритании, которая осуществляет свои полномочия через назначаемого ею Генерал-губернатора [7, с. 1].

Законодательная власть возложена на двухпалатный Парламент, избираемый всеобщим голосованием. В составе верхней палаты (Сената) — 76 человек (по 12 от каждого штата и по 2 от территорий), избираемых путем прямых выборов по системе пропорционального представительства. Сенаторы от штатов избираются на 6 лет (от территорий — на 3 года) со сменой половины состава каждые 3 года. В Палате представителей — 148 членов (по Конституции общее число членов этой Палаты должно быть примерно в два раза большим, чем в Сенате). Депутаты нижней палаты также избираются путем прямых выборов и представляют субъекты федерации пропорционально численности их населения. Срок полномочий депутатов — 3 года, но по решению Генерал-губернатора палата может быть распущена досрочно. Первая сессия Парламента созывается не позднее чем через 30 дней после выборов. В составе Парламента действуют различные комиссии, как постоянные (большинство из них занимается внутрипарламентскими делами), так и временные, создаваемые для определенных целей (к примеру, комиссия парламентских расследований). Полномочия палат практически одинаковы (за исключением сферы финансового законодательства — Сенат лишен права вносить поправки в финансовые законопроекты) [7, с. 1].

Законодательная деятельность парламента протекает следующим образом. Обычно законопроект (билль) подготавливается парламентским советником, получившим задание от министра или члена Парламента. Затем он передается инициатору данного билля, который дополняет и исправляет его, и только после этого — на рассмотрение палат Парламента. В каждой палате законопроект проходит несколько чтений. Первое — ознакомление депутатов с текстом проекта, второе — разъяснение его смысла и целей членам Парламента. Затем законопроект обсуждают и направляют в комиссии, где он дорабатывается. В ходе третьего чтения билль должен быть одобрен обеими палатами Парламента. Ни одна из палат не может внести в него изменения, не одобренные другой палатой. В случае если палаты не приходят к общему мнению, они назначают своих представителей для выработки общего решения. После того как законопроект будет одобрен обеими палатами, он передается на утверждение Генерал-губернатору [7, с. 2].

На основании ст.51, Конституции Австралии, Парламент наделен полномочиями принятия законов, направленных на мир, порядок и управление во благо Австралийского союза, относительно:

-          коммерции и торговли с другими странами и между штатами;

-          налогообложения; но без дискриминации штатов или их частей;

-          субсидий на производство или экспорт товаров, но таким образом, чтобы данные субсидии были унифицированы на территории всего Австралийского союза;

-          займов денежных средств под кредит, предоставляемый правительству Австралийского Союза;

-          почтовых, телеграфных, телефонных и других подобных услуг;

-          военно-морской и военной защиты Австралийского союза и штатов, а также контроль над военными силами для выполнения и поддержания законодательства Австралийского союза;

-          маяков, плавучих маяков, бакенов и буев;

-          астрономических и метеорологических наблюдений;

-          карантина;

-          рыболовства в австралийских водах вне земельных границ;

-          переписи населения и статистики;

-          валюты, чеканки монеты и законных платёжных средств;

-          банковского дело, за исключением банковского дела штатов; но включая банковское дело штатов, выходящее за пределы данных штатов, объединения банков и выпуска бумажных денег;

-          страхования, за исключением страхования в штатах; но включая страхование в штатах, выходящее за пределы данных штатов;

-          мер и весов;

-          векселей и долговых обязательств;

-          банкротства и неплатежеспособности;

-          авторских прав, патентов на изобретения и проекты, а также торговых марок;

-          предоставления прав гражданства и иностранцев;

-          иностранных корпораций, торговых или финансовых корпораций, созданных в пределах Австралийского союза;

-          брака;

-          разводов и дел о разводах; и, кроме того, связанных с ними дел в отношении родительских прав, опеки и опекунства детей;

-          пенсий по старости и инвалидности;

-          обеспечения пособиями по беременности и родам, пенсиями по утере кормильца, материального обеспечения детей, безработицы, фармацевтической продукции, болезней и больничным льготам, медицинского и стоматологического обслуживания (но в целях санкционирования любую форму гражданской воинской повинности), студенческих льгот и пособий многодетным семьям;

-          обеспечение и выполнение Австралийским союзом гражданского и уголовного судопроизводства и приговоров судов штатов;

-          признание Австралийским союзом законов, публичных актов и записей, а также судебных разбирательств штатов;

-          людей какой-либо расы, для которых необходимо принимать особые законы;

-          иммиграции и эмиграции;

-          наплыва преступных элементов;

-          вопросов внешней политики;

-          отношений Австралийского союза с островами Тихого Океана;

-          приобретения собственности какого-либо штата или лица на справедливых условиях в целях, в отношении которых Парламент может принимать законы;

-          управления железными дорогами относительно перевозок в военно-морских и военных целях Австралийского союза;

-          приобретения, с согласия штата, любых железных дорог, принадлежащих штату, на условиях, оговоренных между штатом и Австралийским союзом;

-          строительства и расширения железных дорог по территории любого штата с согласия этого штата;

-          согласительных процедур и арбитража для предотвращения и урегулирования индустриальных споров, выходящих за пределы одного штата;

-          вопросов, в отношении которых данная Конституция содержит соответствующее положение, за исключением случаев, когда Парламентом будет предусмотрено иное;

-          вопросов переданных на рассмотрение Парламенту Австралийского союза Парламентом или Парламентами любого штата или штатов, однако таким образом, что подобный закон распространяется только на штаты, связанные с данным вопросом, или на те, которые впоследствии примут данный закон;

-          исполнения на территории Австралийского союза, по просьбе или с согласия Парламентов всех штатов, непосредственно относящихся к данному вопросу, любого полномочия, которое, при введении данной Конституции в силу, может исполняться только Парламентом Объединенного Королевства или Федеральным Советом Австралазии;

-          вопросов, несущественных для выполнения какого-либо полномочия, которым данная Конституция наделила Парламент, любую из его Палат или Правительство Австралийского союза, либо же федеральную систему судебных органов, любой департамент или должностное лицо Австралийского союза [2].

Исполнительная власть возложена на британскую Королеву и осуществляется от ее имени назначаемым ею на 5 лет Генерал-губернатором. Среди полномочий Генерал-губернатора можно выделить следующие: он имеет право созыва и отсрочки парламентских сессий, роспуска Палаты представителей; он одобряет принятые Парламентом законы, а также вправе возвратить закон в Парламент со своими поправками; он назначает на государственные должности, осуществляет право помилования и является верховным главнокомандующим [7, с. 2].

Генерал-губернатор назначает консультативный орган — Федеральный исполнительный совет, который, согласно ст.62 Конституции, создается «для оказания помощи Генерал-губернатору в осуществлении им своих функций в управлении государством». В состав Федерального исполнительного совета входят 2 или более министра и другие лица, назначаемые Генерал-губернатором на такой срок, какой он сочтет нужным. Деятельность Федерального исполнительного совета контролируется Парламентом [7, с. 2].

Представители Королевы в штатах — губернаторы — независимы от Генерал-губернатора; их деятельность им не контролируется. Они действуют в пределах предоставленной компетенции. Срок их полномочий также равен 5 годам [7, с. 2].

Правительство Австралии образуется из представителей партии, получившей большинство мест в Парламенте, и возглавляется Премьер-министром. Им становится лидер победившей на выборах партии, который формирует Кабинет и представляет список на утверждение Генерал-губернатору. Роль Кабинета достаточно велика. Он определяет основные направления государственной политики, обладает законодательными полномочиями, используя делегированное ему Парламентом право на издание законодательных актов, наделен квазисудебными функциями. Кроме того, он реализует полномочия, формально закрепленные за Генерал-губернатором. Каждый из министров, входящих в Кабинет, отвечает, как правило, за один департамент, однако один министр может руководить и несколькими департаментами одновременно. Правительство несет коллективную ответственность перед нижней палатой федерального Парламента [7, с. 2].

Литература:

1.         Вайль И. М. Австралия: федерализм и высшие органы власти. М., 1970.

2.         Конституция Австралии. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/23 (Дата обращения: 25.12.2013).

3.         Малаховский К. В. Австралия. Время перемен? М., 1988.

4.         Малаховский К. В. История Австралийского Союза. М., 1976.

5.         Миннибаев Б. И. Особенности системы государственного управления Китайской Народной Республики // Журнал научных и прикладных исследований. 2013. № 4. С. 13–14.

6.         Миннибаев Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Алжир // Молодой ученый. — 2013. — № 5(52). — С. 522–524.

7.         Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.1–8.

8.         Altkin D., Jinks B. Australian Democracy in Theory and Practice. Melbourne, 1991.

9.         Derham D. P. Introduction to Law. 6th ed. Sydney, 1991.

10.     Gifford D. J. Our Legal System. 2nd ed. Sydney, 1983.

11.     Sykes E. I. and Pryles M. C. Australian Private International Law. Sydney, 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle