Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX веков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины

Опубликовано в

II международная научная конференция «Исторические исследования» (Чита, декабрь 2013)

Дата публикации: 23.10.2013

Статья просмотрена: 4191 раз

Библиографическое описание:

Изотов, И. В. Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX веков / И. В. Изотов. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/116/4354/ (дата обращения: 27.04.2024).

Казачьи семьи были многочисленны. Средняя численность детей-казачат в конце XIX — начале XX веков составляла девять-одиннадцать человек. История не оставила нам написанных правил и форм семейного и общинного воспитания казаков. У казаков не имелось и четко написанных рекомендаций в воспитании подрастающего поколения. Основой жизни казачества была охрана рубежей российского государства. Нелегкий военно-земельный уклад жизни требовал от казаков быть всегда в постоянной, боевой готовности, хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, нести одновременно тяготы военной и хозяйственной деятельности.

Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик — прибыток, семья получает земельный надел, а девочка — убыток, разорительница. Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома и отец в присутствии членов рода или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал — отрицал.

О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Крёстного подбирал отец — это должен быть человек надёжный, у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. Немаловажный фактор было и то, что и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка — жить недалеко от крестника.

Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг желательно хотя бы немного старше её возраста.

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного — он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

После крестин казачку клали шашку, кинжал или пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть — добрый будет казак, если же расплачется — есть над чем задуматься.

Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ухватился за гриву — быть казаком, расплачется — не быть казаку, а упадет — быть убитому в бою. Эту весть крестный держал втайне.

В годик мальчику первый раз стригли волосы и сжигали их в печи. И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели ребенка на священное место своей станицы — «урочище». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Посвящение в казаки происходило в 3–4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал сына на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице. Затем верхом везли казачонка в церковь, где служили молебен.

С этого времени казачонок мог сам ездить верхом, а пятилетние вовсю скакали по улице.

Детям с рождения постоянно внушались идеалы строгой доброты и послушания, совестливости, справедливости, прилежания к труду. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности.

С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежде, забить молотком гвоздь в доску забора, спутать и зануздать лошадь. В труде вырабатывались сноровка, сообразительность, крепость мышц. С семилетнего возраста на казачат возлагали посильные работы — уход за домашней птицей, прополку сорняков, уборку во дворе и по дому.

До 7–8 лет казачек жил на женской половине дома — куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основе ее лежала наглядность, личный пример старших. На стене в курене шашка отцовская или дедовская. Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких ребенку людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного.

И, естественно, вопросы: что это и зачем это. И ответы старших на них: лампас — это символ казака, шашка это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь — это друг и товарищ казака, кресты и медали — это отличие за участие и подвиги в военных компаниях. А ещё сказки, песни пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники, где казаки и казачки поют, пляшут — кто лучше. Состязания в кулачных боях, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании. Всё это происходит перед глазами мальчика-казака.

В этот период мужчины следили за тем, как формируется будущий казак. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!»

И тогда в ребенке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам.

Ну и, ко всему прочему, игру на улице со сверстниками. Игры были устоявшиеся веками, и естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных, хуторских стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.

Как только ребенок начинал понимать, ему старшие давали почувствовать привлекательность добра и прививали отвращение к злу. Духовно-нравственное воспитание на основах православной церкви становилось обязательным фактором. Приобщение к религии и осмысление веры в казачьих семьях начиналось с раннего возраста. Дети в 5–6 лет обязаны были перед сном вместе с дедушкой, бабушкой, отцом, матерью, стоя на коленях перед иконами читать молитвы с обращением к Богу. Все это делалось постоянно, в результате чего у детей в казачьих семьях с малолетства вырабатывалась вера в Божьи законы, восприятие жизненных проблем страх позора. Одновременно с этим детей учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости, свободу от рабства. Казаки с ранней поры приучались к семейной жизни, уважению старших по возрасту. «Почет к старшим и в особенности испытанным в боях воинам был обязанностью для молодого поколения. Молодежь не имела права садиться в присутствии стариков». Добрые семена воспитания уважения к старшим становились обязательным обрядом. Нарушений почтения и уважения к старикам-казакам в станицах не наблюдалось.

В 7 лет казачка переселяли в мужскую половину куреня. Бритоголовым он впервые с мужчинами шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. Они осматривали его одеяло и подушку и выбрасывали их, если оно оказывались слишком теплыми и мягкими. «Учись служить» — говорили ему, — «ты теперь не дите, а пол-казака». С этого времени начиналась подготовка ребенка к суровой мужской жизни. И еще: наступало время запрета ругать его женщинам.

С 7 лет главная роль принадлежала крёстному. Именно он по большому счёту обучал ребенка казачьей науке. Но кровный отец был как бы руководителем этого процесса. Крёстный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крёстный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крёстного, когда дело могло принять опасный оборот, а крёстный не давал отцу жалеть сына.

С семи лет начинали учить стрелять, рубить шашкой с десяти. Сначала спускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок под правильным углом резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи, на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому осёдланном. В это же время учили рукопашному бою. Передавая особые, в каждом роду хранящиеся приёмы.

С 12 лет казачонка начинали водить на круг — сход казаков и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача — смотреть и запоминать.

В это же время учили правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Конфликты могут быть не только семейными, но и при столкновении противоположных взглядов, стремлений, спорах, серьезных разногласиях. Такое положение дел учитывалось старшим поколением, и при воспитании казачат отмечалось, что все это зло и его следует избегать. С этой целью приводилось множество примеров из их семейного рода и тех предков, которые пользовались уважением всего станичного общества, учили быть похожими на них.

В это же время учили жить своим умом и сочувствовать близким. Детям внушали, что себялюбие может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Особенно зорко следили в каждом казачьем роду, чтобы ребенок не был заражен завистью.

С конца XIX века среди казаков получила распространение практика проведения лагерных сборов, на которых казак должен был являться на своей лошади, вооруженный с шашкой и пикой. Сборы проводились по специально разработанной учебной программе. На заключительной их стадии атаман отдела проверял подготовку казаков к предстоящей службе. По окончанию учебы командование военного округа устраивало инспекторские проверки в виде войсковых учений. Только после этого молодой казак, приняв присягу, мог оказаться на действительной службе.

По достижению призывного возраста, молодых казаков зачисляли в подготовительный разряд. Теперь главным занятием для них являлась подготовка к службе в строевых частях. Казаки приготовительного разряда за три года до выхода на службу изучали уставы, наставления, оружие и его боевое применение, проходили курс ведения боя в пешем порядке и конном строю, учились преодолевать сложные препятствия, овладевали приемами джигитовки и рубки лозы. Немало времени отводилось на обучение лошадей, на которых казакам предстояло служить. Полученные знания закреплялись на сборах в военно-полевых лагерях. Для этой цели от регулярных частей армии откомандировывались наиболее подготовленные офицеры, способные на высоком профессиональном уровне проводить занятия. Учебная программа сборов была максимально приближена к тому, чему обучали в действующей армии. Как правило, в конце сборов проводилось полковое учение, и объявлялся строевой смотр. Приобретенные умения и навыки оценивала специальная комиссия, состоящая из представителей командования казачьих войск и стариков станиц, откуда были родом призывники. После окончания лагерных сборов происходила жеребьевка, определялось, кому из казаков предстояло идти на службу в первоочередные полки.

Таким образом, по достижению 21 года казак являлся на службу «конно, при оружии», обладая уже необходимыми моральными и боевыми качествами, полученными в процессе становления казака воина.

Основные термины (генерируются автоматически): казак, ребенок, отец, время, казачок, казачонок, кровный отец, молодое поколение, родной отец, шашка.

Похожие статьи

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой...)

казачок, гость, девочка, ребенок, казачонок, Казак, казачья семья, семья, Отец, дед. Похожие статьи. Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX...

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на...

На занятиях знакомили детей с историей заселения Кубани, с народными обычаями и праздниками, с историей возникновения родного города, а также с символикой края.

Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки.

Военная миссия казачества и её отражение в языковом сознании...

Этого взгляда держатся «отец русской истории».

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой...) Цель: Знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о

Его никогда не называли «мальчиком», а только казаком, казачонком.

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

Казак без веры — не казак. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Приобщаем детей к народным традициям, воспитываем чувство уважения к старшим поколениям, расширяем знания детей о казачестве Белогорья...

Сходства и различия казачьей шашки и японской катаны

Легенды о казачьей шашке родились в непосредственной связи с теми, кто пользовался ею. Многие историки до настоящего времени уверены в том, что данный вид оружия родился именно среди казаков, и что в той же среде происходило усовершенствование, как конструкции, так и...

Гипотезы происхождения казачества | Статья в журнале...

Рубрика: История. Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

В дореволюционное время казачество стало одной из опор российской государственности.

Казаки всегда служили родной земле — Святой Руси, своему Народу и своему Государству...

Жить с верой, знать традиции Кубани, любить Отечество!

На уроках учителя активизируют знания учащихся о родной Кубани, ее природе и

Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи детей и помогут

На территории Гимназии № 44 выстроена хата казака, мельница, мост, колодцы, пасека, птичий...

Фатима Арсанова (историко-библиографический очерк)

Еще в детские годы не раз слышала Фатима рассказы о жизни отца в его родном ауле Новые Атаги. Арсанбек был в те времена молодым крестьянским парнем. Односельчане уважали его за прямоту, отзывчивость и честность...

Нравственное воспитание и профессиональный выбор выпускника...

Беседы, диспуты, дискуссии которые проводит отец Константин помогают ребятам постичь богатый мир Православия.

Любовь к труду, природе, родной земле прививается на таких школьных праздниках

Проводятся заседания юных казаков-экологов «Станица Заповедная».

Похожие статьи

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой...)

казачок, гость, девочка, ребенок, казачонок, Казак, казачья семья, семья, Отец, дед. Похожие статьи. Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX...

Сотрудничество родителей и ДОУ в воспитании детей на...

На занятиях знакомили детей с историей заселения Кубани, с народными обычаями и праздниками, с историей возникновения родного города, а также с символикой края.

Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки.

Военная миссия казачества и её отражение в языковом сознании...

Этого взгляда держатся «отец русской истории».

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой...) Цель: Знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о

Его никогда не называли «мальчиком», а только казаком, казачонком.

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

Казак без веры — не казак. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Приобщаем детей к народным традициям, воспитываем чувство уважения к старшим поколениям, расширяем знания детей о казачестве Белогорья...

Сходства и различия казачьей шашки и японской катаны

Легенды о казачьей шашке родились в непосредственной связи с теми, кто пользовался ею. Многие историки до настоящего времени уверены в том, что данный вид оружия родился именно среди казаков, и что в той же среде происходило усовершенствование, как конструкции, так и...

Гипотезы происхождения казачества | Статья в журнале...

Рубрика: История. Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

В дореволюционное время казачество стало одной из опор российской государственности.

Казаки всегда служили родной земле — Святой Руси, своему Народу и своему Государству...

Жить с верой, знать традиции Кубани, любить Отечество!

На уроках учителя активизируют знания учащихся о родной Кубани, ее природе и

Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи детей и помогут

На территории Гимназии № 44 выстроена хата казака, мельница, мост, колодцы, пасека, птичий...

Фатима Арсанова (историко-библиографический очерк)

Еще в детские годы не раз слышала Фатима рассказы о жизни отца в его родном ауле Новые Атаги. Арсанбек был в те времена молодым крестьянским парнем. Односельчане уважали его за прямоту, отзывчивость и честность...

Нравственное воспитание и профессиональный выбор выпускника...

Беседы, диспуты, дискуссии которые проводит отец Константин помогают ребятам постичь богатый мир Православия.

Любовь к труду, природе, родной земле прививается на таких школьных праздниках

Проводятся заседания юных казаков-экологов «Станица Заповедная».