Библиографическое описание:

Акашева В. В., Трифонова И. В., Ельмеева И. Г. Проблемы внедрения управленческого учета в сельскохозяйственных предприятиях [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 37-40.

Производимые в последнее десятилетие в нашей стране реформы в аграрном секторе должны были дать мощный толчок для насыщения рынков собственными продовольственными товарами и динамического развития агропромышленного комплекса в целом. Но избранная модель аграрной реформы, которая включала в себя изменение форм собственности, переход на слабо регулируемые рыночные отношения и игнорирование ее социально-экономических последствий, не принесла заметных положительных результатов, характеризующихся повышением эффективности и ростом объемов производства. Кроме этого в этом секторе нарастали и негативные явления, связанные с общим кризисом экономики, спадом производства, бюджетным дефицитом и финансовой нестабильностью. Производство продукции сельского хозяйства снижается из-за уменьшения посевных площадей, поголовья скота, сокращения фондооснащенности, фондовооруженности труда, трудовых ресурсов.

Выходом из сложившейся ситуации может стать лишь создание эффективной системы управления, благодаря которой возможно эффективное ведение производственной деятельности в сельском хозяйстве, выявление и мобилизация внутренних резервов в производстве, что является одной из самых актуальных задач любой сельскохозяйственной организации.

Основной информационной базой эффективного управленческого решения в системе управления сельскохозяйственным производством является управленческий учет. Он оказывает непосредственное влияние на результативность финансово-хозяйственной деятельности организации и выступает в качестве её внутренней информационной системы, которая:

-          обеспечивает принятие адекватных управленческих решений руководством экономических субъектов;

-          повышает их качество и оперативность;

-          позволяет анализировать различные хозяйственные ситуации;

-          позволяет контролировать и планировать результаты хозяйственной деятельности;

-          позволяет оценивать вклад каждого структурного подразделения в достижение конечного финансового результата. На большинстве российских сельхозпредприятий управленческий учет либо развит слабо, либо не ведется совсем. Сельхозпроизводители и фермеры не уделяет должного внимания его ведению, поскольку они слабо информированы о преимуществах, которые дает управленческий учет. Помимо этого сама отрасль в целом слишком консервативно воспринимает любые изменения. В связи с этим отечественное сельское хозяйство значительно уступает по своей эффективности западному.

Но все же основные проблемы в сфере управления сельскохозяйственными предприятиями, как правило, вытекают из неполноты информации для принятия решений. Так всякое управленческое решение должно базироваться на достоверной, правдивой, своевременной и полной учетной информации, которая в свою очередь требуют применения системного подхода и развития методических основ управленческого учета и анализа. А в Российской Федерации, как известно, отсутствуют методические рекомендации по организации управленческого учета в отдельных отраслях экономики и единая методологическая основа.

Вследствие нехватки информации предприятие получает значительные объемы потерянной или недополученной прибыли, а искаженные представления о себестоимости продукции приводят к ошибочным выводам относительно эффективности и рентабельности сельского хозяйства на разных участках.

В агропромышленном комплексе России на различных уровнях пока не существует специально организованной информационной системы управления, которая могла бы объективно и адекватно отражать разные тенденции и аспекты, и позволила бы предвидеть воспроизводственный процесс, а в итоге — оптимизировать деятельность организаций, отраслей, сфер подкомплексов, внутренних структурных подразделений и АПК в целом.

Для решения вышеупомянутой проблемы можно выделить две основные задачи: первая — использование и адаптация существующего опыта, в том числе советского, в новых условиях ВТО. Вторая — разработка новых параметров учета, необходимых для управления сельскохозяйственной организацией, создание системы для получения этих параметров и контроля финансовых и управленческих решений, применение новых подходов к анализу финансовых результатов и калькулированию себестоимости. [1]

Решив проблему создания устойчивой информационной системы управления, российские предприятия смогут непосредственно повысить конкурентоспособность данной отрасли, сделать её устойчивой к динамично меняющимся условиям рынка.

Поскольку вопросы организации и ведения управленческого учета официально не регулируются российским законодательством, они остаются наиболее сложными и востребованными в отечественной методологии учета. Но существующие на сегодняшний день теоретические исследования различных авторов не позволяют в полной мере использовать преимущества управленческого учета на практике. Это связано, во-первых, с тем, что в России определение управленческого учета до настоящего времени не получило в экономической литературе более или менее четкой и однозначной трактовки, а во-вторых, с тем, что авторы в большинстве случаев не учитывают отраслевые особенности хозяйствующих субъектов, и их исследования чаще всего опираются на западные технологии управления, которые достаточно сложно адаптировать к сложившимся традициям управления отечественными предприятиями, а тем более, сельскохозяйственными. Поэтому возникает необходимость проведения глубоких исследований экономической природы, сущности и содержания управленческого учета, его теоретических основ, для того чтобы руководители осознали роль управленческого учета в организации, достаточно четко понимали его цели и задачи. [2]

В основу организации управленческого учета должен быть положен рациональный порядок отражения данных на счетах учета. Построение управленческого учета в сельском хозяйстве должно быть направлено на нужды управления в информации и обеспечивать учет и контроль затрат по объектам учета: в растениеводстве — это сельскохозяйственные культуры (группы культур), в животноводстве — группы животных как по структурным подразделениям, так и по предприятию в целом, а также анализ, оценку и планирование направлений развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия. [4]

Внедрение управленческого учета невозможно без применения современного программного обеспечения и информационной технологии. Широкий выбор сельскохозяйственными предприятиями видов программного и технического обеспечения позволит эффективно использовать технические средства в практике управленческого учета. На наш взгляд, автоматизация учетных процессов и внутрихозяйственного планирования позволит наиболее эффективно координировать работу подразделений и решать значительный круг внутренних управленческих проблем предприятия. [3]

Мы полагаем, что концепция управленческого учета может основываться на следующих принципах:

-          управление предприятием через делегирование обязанностей и ответственности от центра и до первичных подразделений;

-          оплата труда по конечному результату каждого подразделения;

-          бизнес-планирование снизу вверх;

-          управленческий учет, основанный на контроле доходов и расходов отдельных подразделений и всего предприятия в целом.

Для организации управленческого учета предприятию, на наш взгляд, необходимо:

а) разработать элементы учетной политики для целей управленческого учета;

б) определить организационно-финансовую структуру предприятия путем выделения центров ответственности;

в) классифицировать затраты для целей управления;

г) создать систему бюджетирования на предприятии;

д) сформировать систему внутренней управленческой документации и отчетности;

е) автоматизировать учетно-аналитические процедуры.

В сельскохозяйственном производстве целесообразно создавать центры ответственности в зависимости от содержания и характера функций, которые выполняют службы предприятия, ответственные за использование в производстве соответствующих видов ресурсов. Центры ответственности за использование ресурсов могут создаваться на базе ведущих отделов, а центры ответственности за организацию производства и управления — путем подчинения соответствующих производственных подразделений и служб главному агроному, главному зоотехнику, главному инженеру или главному гидротехнику.

Центры ответственности за использование ресурсов, за организацию производства и управления должны отвечать также за размеры затрат, которые связаны с производственным потреблением. Понятия места возникновения затрат, центра затрат и центра ответственности в управленческом учете, по нашему мнению, необходимо рассматривать по трем направлениям их формирования: производственной — с точки зрения потребления ресурсов; организационной, с учетом целесообразности и наличия объективных условий организации контроля и регулирования расхода ресурсов; учетно-аналитической, исходя из возможностей учета и определения размеров затрат, их анализа и контроля.

Организационной основой места возникновения затрат, центров затрат и центров ответственности является реорганизационная структура производства и управления. С учетно-аналитических позиций центры затрат и центры ответственности определяются их методологическим единством. Издержки, связанные с производственным потреблением ресурсов, учитываются в разрезе центров затрат и центров ответственности, вплоть до места возникновения затрат на основе аналитической учетной информации. При этом аналитический учет в разрезе статей затрат может охватывать участок, цех, агрегат, рабочие места, а в некоторых случаях крестьянские хозяйства.

На рис. 1 представлена модель построения центров ответственности в управленческом учете при использовании производственных ресурсов в сельскохозяйственных организациях. Организация управленческого учета по производственным ресурсам обеспечивает условия для его детализации по центрам ответственности на всех уровнях управления, вплоть до рабочих мест.

Описание: http://www.ippnou.ru/images/article/2011/07/9761.jpg

Рис. 1. Модель построения центров ответственности в управленческом учете

Формирование центров ответственности на базе производственных подразделений-отделений (агроучастков), бригад, звеньев, арендных и семейных подрядов, крестьянских хозяйств и т. п. без конкретизации ответственности за использование отдельных видов ресурсов мало эффективна. Ответственность необходимо конкретизировать в разрезе соответствующих специалистов и должностных лиц. [4]

Кроме этого, для создания эффективного управленческого учета сельскохозяйственным предприятиям необходимо исследовать особенности функционирования и действенность бюджетирования как способа контроля и оценки эффективности управленческих решений. Бюджетирование объединяет в себе планирование деятельности структурных подразделений через составление операционных бюджетов, контроль их деятельности с помощью отчетов об исполнении бюджетов, а также мотивацию участников производственного процесса к достижению поставленных целей подразделения и в целом предприятия. Ключевыми моментами бюджетирования являются координация, адресность и оценка затрат. Бюджетирование должно иметь место в системе управленческого учета, так как позволяет руководству планировать производственно — финансовую деятельность предприятия, проводить оперативный анализ ее результатов и принимать эффективные управленческие решения.

Для сельскохозяйственных отраслей актуальность проблемы внедрения управленческого учета, как мы выяснили, очевидна. [5]. В настоящее время отечественные агропромышленные предприятия, функционируя в условиях конкуренции за качественную дешевую продукцию и борьбы за выживание, испытывают острую необходимость в организации действенной системы управленческого учета на основе единых принципов планирования, учета, оценки, калькулирования, анализа и контроля в управлении производством. Поэтому проблема внедрения управленческого учета приобретает первостепенное значение. Мы выяснили, что для организации управленческого учета на предприятии конкретной отраслевой направленности определяющим шагом является выделение центров ответственности определенного типа. В современных сельскохозяйственных предприятиях наиболее приемлемым типом является центр ответственности по затратам. В семеноводческих хозяйствах (опытных станциях и опытно — производственных хозяйствах) по экономико-организационным и технологическим параметрам центры ответственности целесообразно выделять по бригадам, звеньям и опытным участкам. Организация разработки и внедрение системы управленческого учета на сельскохозяйственных предприятиях должна проходить в постепенном, взаимообусловленном и обоснованном воплощении в практическую учетно-аналитическую деятельность идей управленческой ориентации.

Литература:

1.         Еремеев В. И. Управленческий учет — интегрированная внутрихозяйственная информационная система / В. И. Еремеев, В. А. Константинович, А. В. Гешель // АПК: экономика, управление — № 1, 2009 г.

2.         Маслова О. Г. Внедрение управленческой отчетности на сельскохозяйственном предприятии / О. Г. Маслова // Теория и практика формирования учетно-аналитической системы на предприятиях разных отраслей экономики: материалы международной научно-практической конференции (19–20 апреля 2010 г., Орел). — Орел: ОрелГТУ, 2010. — С.88–96

3.         Новоселова С. А. Организация управленческого учета на сельскохозяйственном предприятии / С. А. Новоселова, С. А. Склярова, Т. В. Леденева // Бухгалтерский учет, аудит и налоги: основы, теория и практика: Материалы III Всерос. науч. — практ. конф. / РИО ПГСХА.- Пенза, 2006.

4.         Раметов А. Х. Модель управленческого учета в сельскохозяйственных организациях / [Электронный ресурс] // http://www.ippnou.ru — Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009761

5.         Акашева В. В. Особенности учета биологических активов [Текст] / В. В. Акашева, Ю. В. Трунтаева // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С. 106–108.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle