Библиографическое описание:

Ашмянская И. С. Сектор информационных технологий как платформа для построения инновационной экономики [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 17-20.

Необходимость инновационного развития экономики на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Инновация стала синонимом качественного и эффективного развития, а инновационная экономика противопоставляется экономике ресурсозависимой. При этом под инновациями понимается любое качественное улучшение экономических процессов, будь то производственные технологии или организационно-управленческие улучшения, заимствованные из-за рубежа или разработанные внутри страны.

Однако хотелось бы подчеркнуть, внедрение инноваций, т.е. построение инновационной экономики, должно происходить комплексно. Не имеют смысла и не принесут пользы в долгосрочной перспективе точечные улучшения. Такую комплексность может обеспечить некая платформа, инновационная в своей основе, которая будет распространяться на все отрасли экономики и далее во все сферы жизни общества.

Информационные технологии являются как раз такой платформой. Благодаря своей двуединой роли – инструмент модернизации для всех отраслей, но при этом и самостоятельная отрасль – информационные технологии пронизывают все общество, повышая конкурентоспособность экономических агентов и поднимая его на новый уровень развития.

Далее автор продемонстрирует, как и при каких условиях этот тезис реализуется на практике, но сначала необходимо определиться с самим понятием информационных технологий, или сектором информационных технологий, под которым автор понимает совокупность следующих производств и услуг:

  • Производство компьютерного оборудования, а также промышленной электронной техники;

  • Производство программного обеспечения, в том числе на заказ;

  • Создание и подключение локальных сетей и обеспечение доступа в Интернет;

  • Разработка, производство и внедрение систем информационной безопасности;

  • Разработка и внедрение автоматизированных систем управления предприятием, в том числе на заказ (это такие системы, как планирование ресурсов предприятия (ERP), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), система дистанционного обслуживания (СДО), система электронного документооборота (СЭД) и прочие).

Далее автор будет применять словосочетание «внедрение ИТ-систем», подразумевая создание на предприятии систем на основе всего приведенного выше спектра продуктов и услуг сектора информационных технологий.

Теперь приведем условный пример, когда сектор информационных технологий выступает в качестве рычага для повышения конкурентоспособности экономических агентов и способствует развитию всего общества:

Допустим, в неком городе N работают 10 банков по уже устаревшим процессам, которые негативно влияют на скорость и качество оказания услуг юридическим и физическим лицам. Но тут в город N приходит компания A, которая специализируется на внедрении информационных технологий в операции банков. Менеджер Банка №1, осведомленный о положительном эффекте такой модернизации, обращается к компании А для осуществления процессов информатизации деятельности своего банка. Процессы Банка №1 проходят этап усовершенствования на базе информационных технологий, эффективность оказания услуг повышается. Банк №1 расширяет свою клиентскую базу за счет клиентов других банков и становится очевидным лидером на рынке города N.

Стремясь повторить историю успеха Банка №1, остальные игроки рынка также будут искать пути внедрения инноваций. Часть из них обратится к компании А, а часть воспользуется услугами конкурентов, которые неизменно появятся у компании А.

В итоге через определенное время в городе N будет функционировать ряд банков, оказывающих услуги современного уровня своим клиентам. При этом, велика вероятность, что, при прочих равных условиях, состав игроков рынка банковских услуг и их доли существенно поменяются, так как неэффективные банки, не сумевшие провести модернизацию, будут вынуждены уйти. Более того, в городе N будет функционировать уже целый ряд компаний, специализирующихся на предоставлении услуг в области информационных технологий. То есть сформируется новая отрасль, которая создаст дополнительные рабочие места в городе N, а также будет осуществлять налоговые отчисления в городской бюджет и вносить свой вклад в валовой региональный продукт.

Если упрощенно, то именно по такой схеме протекают процессы внедрения информационных технологий в различные сферы экономики. Успешной реализации данной схемы способствует ряд особенностей сектора информационных технологий:

  • услуги сектора информационных технологий необходимы в той или иной степени всем организациям, вне зависимости от их размера или сферы деятельности;

  • барьеры для выхода на рынок компаний, специализирующихся на внедрении информационных технологий, очень низкие, по сути, главным активом таких компаний являются квалифицированные сотрудники и грамотный менеджмент;

  • при правильном внедрении ИТ-систем всегда будет положительный экономический эффект для предприятия, на котором осуществляется модернизация.

Попробуем определить, за счет чего возникнет положительный экономический эффект при внедрении ИТ-систем в масштабах предприятия, а затем вернемся к условию «правильного внедрения».

Положительный эффект от внедрения ИТ-систем для конкретного предприятия достигается за счет оптимизации ресурсов, как трудовых, так и материальных (оборудование и готовая продукция), возможной благодаря интеграции информации об актуальных бизнес-задачах и о доступных ресурсах. При этом положительный эффект скажется в, как минимум, одном из следующих направлений:

  • повышение качества продукции / оказываемых услуг,

  • повышение качества управления внутренними процессами,

  • повышение производительности труда.

Существует несколько методов оценки экономической эффективности модернизационных проектов на предприятии, и в частности проектов внедрения ИТ-систем [1]. Основные из них: финансовые (они же количественные), качественные, а также вероятностные. Но последняя группа на практике крайне редко применяется к оценке перспективной эффективности ИТ-проекта, так что здесь мы рассматривать эту группу не будем.

Финансовые методы основаны на принципе дисконтирования, при этом ставка дисконтирования применяется как к потокам доходов, так и к потокам расходов. Инструменты анализа, которые используются при финансовых методах, - это чистый дисконтированный доход NPV (Net present value), внутренняя норма доходности IRR (Internal rate of return), величина срока окупаемости проекта.

Можно выделить два основных подхода при использовании финансовых методов:

  1. оценка величины прироста выгоды, т.е. рассчитывается разница между увеличением доходов, планируемыми к получению в результате эксплуатации ИТ-системы на протяжении некоторого периода времени, и расходами на ее разработку, внедрение и эксплуатацию в течение этого же периода времени;

  2. оценка чистого сокращения издержек, т.е. рассчитывается разница между ожидаемым сокращением издержек в результате внедрения ИТ-системы за определенный период (период окупаемости), и расходами на ее разработку, внедрение и эксплуатацию в течение этого же периода времени.

Комплексное применение этих двух подходов даст более полное представление о перспективной эффективности внедрения ИТ-системы, однако отсутствие точной информации и, как следствие, приблизительность оценок может исказить расчет.

Для коррекции, а также проверки и подтверждения результатов, полученных финансовыми методами, применяются качественные методы оценки эффективности ИТ-проекта. Основные два подхода качественных методов следующие:

  • оценка ИТ-проекта на соответствие приоритетным проектным критериям, которые изначально заданы руководством компании (при этом эти критерии могут быть как качественного характера (например, оценка приобретаемых конкурентных преимуществ), так и количественного (например, срок окупаемости проекта));

  • оценка ИТ-проекта на соответствие стратегии развития ИТ-подразделения компании; здесь используется адаптированная для ИТ-отдела сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard — BSC), которая для каждого из направлений влияния ИТ-систем на деятельность предприятия подразумевает определенные показатели, запланированные для достижения ИТ-подразделением.

Но следует учитывать, что эффективное применение качественных методов возможно только при хорошо налаженных процессах качественной оценки проектов на предприятии в целом и обязательно в совокупности с количественными методами.

Теперь вернемся к условию «правильного внедрения» ИТ-системы. Как видим выше, существует большое количество методов оценки эффективности внедрения ИТ-системы, основанных на различных подходах и часто дополняющих друг друга. Такое обилие связано со значительной степенью риска внедрения ИТ-систем. Эти риски проистекают из следующих весьма распространенных ошибок [2, 3]:

  • отсутствие долгосрочной стратегии развития предприятия с применением ИТ-систем и, как следствие, отсутствие в краткосрочном периоде четкого понимания последующего применения внедряемой ИТ-системы;

  • ошибки при выборе/разработке ИТ-системы для конкретного предприятия при недостаточной информированности разработчика/интегратора о существующих проблемах внутри бизнес-процессов предприятия, подлежащих автоматизации;

  • ограниченное внедрение ИТ-систем (то есть лишь в отношении части одного бизнес-процесса предприятия), что не позволяет с помощью автоматизации существенно повысить эффективность этого бизнес-процесса;

  • внедрение ИТ-системы без достаточного и всеобъемлющего обучения персонала, что ведет к использованию преимуществ внедренной ИТ-системы не на полную мощность;

  • для долгосрочного успешного функционирования ИТ-системы на предприятии на этапе ее внедрения должна быть заложена опция модернизации ИТ-системы под возможные изменения в деятельности предприятия.

Все эти ошибки при планировании процесса внедрения ИТ-систем ведут к недостижению запланированных показателей, и как следствие, к убыткам для предприятия.

В то же время успешное внедрение ИТ-систем даст значительный положительный эффект, прежде всего, на такие процессы предприятия, как управление поставками, производительность труда, оборачиваемость средств. Ниже в таблице приведены среднестатистические мировые показатели величин положительного эффекта от внедрения ИТ-систем на эти и другие процессы предприятия [1].

Среднестатистические мировые показатели эффекта от внедрения ИТ-систем

Показатель /эффект/

Среднее значение эффекта

Максимальное значение эффекта

Количество задержек при поставках продукции заказчикам / снижение/

90%

97%

Количество неснижаемых остатков на складах материалов / уменьшение/

30%

45%

Оборачиваемость запасов / повышение/

20%

30%

Незавершенное производство / сокращение/

17%

25%

Оборачиваемость средств в области реализации готовой продукции / повышение/

12%

21%

Производительность труда и оборудования / повышение/

10%

17%

Величина затрат на закупку материалов и комплектующих / снижение/

4%

6%


Таким образом, мировой опыт внедрения ИТ-систем показывает, что наибольший положительный эффект от их внедрения достигается в процессах поставки продукции заказчикам, а также управления товарно-материальными запасами.

Мы показали положительный эффект от внедрения ИТ-систем на экономику предприятия при правильном подходе к их внедрению. Это очень важно для понимания макроэкономического эффекта от этого процесса.

В масштабах экономики региона или страны эффект от внедрения ИТ-систем на предприятии и соответственного повышения эффективности и увеличения прибыли оценивается как добавленная стоимость. При этом валовая добавленная стоимость увеличивается также и за счет развития новой отрасли – сектора информационных технологий. В данном случае будет наблюдаться мультипликационный эффект, тем более сильный, чем большую долю в экономике страны или региона будет составлять сектор информационных технологий.

Точно так же, как важны предпосылки для успешного внедрения ИТ-систем на предприятии, равным образом следует обратить внимание на ряд макроэкономических предпосылок для успешного развития сектора информационных технологий в национальной экономике [4, 5]:

  • развитие квалифицированных кадров: как уже говорилось, кадры – основа бизнеса в секторе информационных технологий, поэтому этой предпосылке следует уделять внимание на всех уровнях – и высшего образования, и повышения квалификации;

  • проработанное законодательство: для успешного развития сектора информационных технологий необходимо законодательное закрепление авторских прав, а также развитое патентное законодательство;

  • комплексность мер поддержки: государственные субсидии, налоговые льготы, стимулирующие режимы, частные инвестиции в сектор – все эти меры должны быть комплексно проработаны, чтобы положительный эффект от одних мер не нивелировался отрицательным эффектом от других мер.

Именно эти аспекты должны получать повышенное внимание со стороны государства и частных инвесторов, чтобы информационные технологии успешно трансформировались в платформу для построения инновационной экономики.


Литература:

  1. Галкин Г. Методы определения экономического эффекта от ИТ-проекта / Intelligent Enterprise/Корпоративные системы №№ 22, 24, 2005.

  2. Архипкина С. Когда автоматизация невыгодна / Финансовый директор № 9, 2007. http://www.fd.ru/reader.htm?id=26756#

  3. Буянова Е. 13 правил внедрения IT-систем / Forbes Russia 4 мая 2010 http://www.forbes.ru/column/49040-13-faktov-o-vnedrenii-it-tehnologii-kotorye-nuzhno-znat-vladeltsu-biznesa

  4. Ашмянская И. Аутсорсинг: новые горизонты для глобальной экономики / Азия и Африка сегодня № 1, 2008. С. 18-23

  5. Ашмянская И. С. Аутсорсинг как новый способ производства в глобальной экономике / Мировое и национальное хозяйство, 2008 — №2 (5). http://www.mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=70.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle