Библиографическое описание:

Крушинская А. В. Туристические возможности и проблемы развития малых исторических городов Украины [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 204-207.

Украина – урбанизированное государство, более чем 60 % ее население проживает в городах, из них около 40 % - в малых городах. Очевидной является разница коммунальных и социальных стандартов для обитателя больших и малых городов. В значительной степени эта ситуация заранее определена предыдущей политикой Советского Союза, которая формировала зависимость экономики малого города от деятельности нескольких предприятий. Для большинства из них стал вопрос разработки собственных стратегий развития в новых экономических и социальных условиях. Позитивом является то, что Украина является страной, чьи рекреационные возможности, историческое и культурное наследие является колоссальными ресурсами развития. Исходя из актуальности данной темы и основной цели исследования, необходимым есть решение следующих заданий:

    • определение малого исторического города и характерных для него признаков;

    • изучение проблем, которые препятствуют развитию туризма в малых городах;

    • формирование предложений усовершенствования управления туристическим потенциалом малых исторических городов.

Вопросы развития малых исторических городов исследовались в работах М. Бевза, Э. Клюшниченко, М. Ксеневича, Н. Лещенко, В. Мельника, Ю. Мигущенко, В. Нудельмана, О. Панухник, В.Тимохина и других ученых. По нашему мнению, исторический и нормативный критерии определения малых исторических городов не достаточно глубоко проанализированы, одновременно с этим нет комплексного рассмотрения проблем их функционирования и возможностей развития.

Малый город как самый распространенный вид городских поселений является специфической территориальной системой, которая характеризуется, кроме количественных поселенческих показателей, такими особенностями: узкофункциональным направлением развития хозяйственной системы; особенной ролью в интеграции пространственного развития окружающих сельских поселений; усиленными возможностями использования потенциала территориальной общины как первичного субъекта местного самоуправления; ограниченным собственным ресурсным потенциалом, особенно финансовым, для обеспечения развития городской системы [1, с.120].

Большинство малых городов Украины характеризуются низким уровнем социально-экономического развития, являются депрессивными, с низким уровнем деловой активности, однако владеют значительным туристическо-рекреационным, культурно-историческим и природным потенциалом. Содействие развитию туристической сферы в малых городах необходимо рассматривать как инструмент повышения уровня занятости населения, уменьшения трудовой миграции, усиления деловой активности, улучшения финансовых показателей деятельности предприятий, формирования позитивного туристического имиджа. Не считаясь с очевидным позитивным эффектом от развития туризма в малых городах Украины, до сих пор не существует законодательно закрепленного определения малых исторических городов, ведь одной из их основных функций будет сохранение историко-культурного наследия, которое должно быть отображено в структуре бюджета, и в специальных нормативно правовых актах, которые стимулируют привлечение частных средств к реставрации, сохранению и целевому использованию достопримечательностей истории и культуры.

Предлагаем определение, согласно с которым, малый исторический город – это город с общей численностью населения до 100 тыс. человек, характеризирующийся значительным количеством историко-культурных объектов, которые являются базой для развития туристического комплекса. Малые исторические города характеризуются:

- значительным количеством исторических достопримечательностей и, как правило, сохраненными давними культурными традициями. Эти достопримечательности выступают городосоздающим фактором, то есть формируют лицо города, который является ключевым для туристов. На территории Украины сосредоточенно 147 исторических городов, перечень которых утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины [2];

- инициативностью деятельности общественных организаций, в частности созданные Ассоциации малых исторических городов Западной Украины и Ассоциации развития курортных городов Украинского Причерноморья „Таврия”, Секции малых городов и Секции исторических городов в пределах деятельности „Ассоциации городов Украины”);

- перспективностью с точки зрения формирования специализированных туристических центров: лечебно-оздоровительных, исторических, рекреационных, горнолыжных, центров замкового, познавательно-культурного, паломнического туризма.

Статистика посещений страны позволяет сделать следующие выводы: организованные потоки иностранных туристов составляют лишь небольшую часть из общего количества пересекших границу; для уменьшения риска, который связан с отечественным сервисом, иностранные туристические фирмы отдают преимущество лишь нескольким известным и надежным туристическим центрам; процент путешественников, как иностранных так и отечественных, что путешествуют малыми городами Украины, незначительный в сравнении с количеством туристов, которые приезжают в большие города.

Анализ состояния и перспектив развития туризма и рекреации в малых городах Украины позволил обнаружить такие проблемы, которые препятствуют развитию туристическо-рекреационной сферы:

  1. Неудовлетворительное состояние общей инфраструктуры (дороги, водоснабжения, водоотводы, теплоснабжения) и коммуникационной инфраструктуры (уровень телефонизации, связи, транспортного соединения, информатизации).

  2. Анализ человеческого потенциала малых городов Украины показал значительные деформации в его структуре: отрицательное значение естественного прироста населения; рост удельного веса лиц пенсионного возраста; высокий уровень безработицы [3, с. 66].

  3. Отсутствие в туриндустрии квалифицированных кадров и низкое качество подготовки имеющихся специалистов, как на уровне на уровне предприятий (заведений размещения, питания и экскурсионного обслуживания), так и органов управления.

  4. Недостаточное информационное обеспечение и содействие промоции туризма. Органами государственного управления не создано ни одной комплексной маркетинговой стратегии продвижения туристических продуктов малых городов Украины, отсутствует государственная финансовая поддержка участия представителей малых городов на национальных и международных туристических выставочных мероприятиях.

  5. Проблемы сохранения и содержания в надлежащем состоянии культурно-исторических объектов, которые составляют туристическую ценность, как результат недостаточного государственного финансирования. Застройка исторических центров городов сегодня достаточно привлекательная для инвесторов. Так, за последние 10 лет около 60% исторических зданий в центрах исторических городов испытали архитектурно-строительные изменения, а количество объектов обслуживания и торговли увеличились сравнительно с 1990 г. в несколько раз &#;4, с. 149&#;. Однако проблемой является то, что эти инвестиции имеют низкий уровень регулированости в реставрационно-градостроительном аспекте. Принятая Методика охраны исторической застройки лишь частично обеспечила сохранение и реставрацию отдельных достопримечательностей и проведения преимущественно „косметических” ремонтов, строительство новых диссонирующих объектов без реставрационных работ научно-градостроительного характера.

  6. Нескоординированность нормативно методических документов планирования развития туристической сферы в малых городах с областными и общегосударственными программами и стратегиями развития;

  7. В программных документах правительства неоднократно указывалось на необходимость приоритетного развития малых и средних исторических городов, которые имеют необходимые для этого социальные, экологические и экономические условия &#;5, с 24&#;. В то же время большее количество средств для городского развития и строительства оседали большей частью в одних и тех же известных исторических центрах.

  8. Перечень сервисных ограничений передвижения, питания и размещения туристов, существенно ухудшается по мере продвижения от столицы. Для иностранных туристов неприемлемым является расхождение цены с уровнем комфорта и удобства обслуживания. Эти же вопросы волнуют и отечественного туриста, как показал опрос по поводу уровня туристических услуг в малых городах, 80 % респондентов им неудовлетворенны.

Важным из позиций обмена опытом является проект „Партнерство малых городов Украины и малых городов стран Вишеградской группы”, которые имеют позитивный опыт управления территориями и желания поделиться им является важным и актуальным для украинской стороны, поскольку позволит создать эффективные модели функционирования туризма.

С целью развития туризма в малых исторических городах Украины необходимо:

1. Создать туристические кластеры на образец уже существующих туристических кластеров в Хмельницкой области (кластер сельского туризма „Оберег”, туристический кластер „Каменец”, кластер „Экотур”).

2. Начать в малых городах Украины создания консалтингово-тренинговых центров с широким профилем деятельности, в том числе с курсами повышения квалификации и подготовки кадров для туристической сферы.

3. С целью создания сети туристических информационных центров часть средств от туристической отрасли направить на поддержку бесперебойной деятельности информационных центров. Как альтернативный способ их создания - вовлекать туристические фирмы в сотрудничество с соответствующим предоставлением льгот (например, при оплате коммунальных услуг).

4. Для детенизации деятельности туристических предприятий в малых городах пересмотреть ст. 15 Закона Украины „О внесении изменений в Закон Украины „О туризм” [6] относительно размеров обязательного финансового обеспечения гражданской ответственности для туроператоров и турагентов, поскольку в малых городах не каждое предприятие сможет предоставить соответствующую финансовую гарантию (2 тыс. Евро для турагентов; 10 тыс. Евро для туроператоров; 20 тыс. Евро для международных туроператоров).

5. Для сохранения культурно-исторических достопримечательностей Украины, в том числе тех, которые размещены в малых городах, и в связи с принятием Закона Украины „О перечне достопримечательностей культурного наследия, которые не подлежат приватизации” [7], потерей действия Закона Украины „О временном запрещении приватизации достопримечательностей культурного наследия” [8] необходимо разработать детальную процедуру приватизации исторических объектов, жесткие требования относительно их сохранения, доступа к ним туристов, а также возможность долгосрочной аренды.

6. Для формирования позитивного имиджа и продвижения культурно-исторического наследства малых городов в контексте подготовки к проведению чемпионата Евро-2012 с футбола целесообразно активно включать культурно-исторические, архитектурные объекты в туристические маршруты, которые будут разрабатываться в пределах акции „Семь наилучших „чудесных” маршрутов Украины”.

Таким образом, с целью содействия развитию сферы туризма и рекреации в малых городах необходимо активно стимулировать предпринимательскую инициативу, создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, вовлекать предпринимателей в создание туристических информационных центров, разработки новых туристических маршрутов, формирования туристической маркетинговой стратегии, использования инструментов финансовой помощи, грантовых программ для развития туризма.


Список литературы

  1. Панухник О.В. Теоретичні аспекти дослідження малих міст як складової частини територіально-господарської системи регіону / Панухник О.В. // Регіональні аспекти розвитку і розміщення продуктивних сил України. Зб. наук. праць. - 2000. – Вип. 4. – С. 120-126.

  2. Про затвердження Списку історичних населених місць України: Постанова Кабінету Міністрів України № 878 від 26 липня 2001 р. // Офіційний веб-сайт Верховної Ради України: [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://gska2.rada.gov.ua/pls/pt/reports.ptable? ptid = 2838.

  3. Панухник О.В. Зайнятість в малих містах як основа забезпечення стандарту життя їх населення / Панухник О.В. // Соціально-економічні дослідження в перехідній економіці. Зб. наук. праць. – Львів, 2000. – С. 64-68.

  4. Бевз М. Проблеми реґенерації заповідних територій історичних міст / Бевз М. // Вісник НУ „Львівська політехніка”. Архітектура. – 2001. – № 429. – С. 146–155.

  5. Лещенко Н.А. Реконструкція і сучасний розвиток історичної забудови малих міст Західної України / Лещенко Н.А. // Будівництво України. – 1996. - № 6. – С. 24-25.

  6. Про внесення змін до Закону України „Про туризм”: Закон України від 18 листопада 2003 р. // Відомості ВР України. – 2004. - № 13. - Ст. 180.

  7. Про Перелік пам'яток культурної спадщини, що не підлягають приватизації: Закон України від 23 вересня 2008 р. // Відомості ВР України. – 2009. - № 8. – Ст. 105.

  8. Про тимчасову заборону приватизації пам'яток культурної спадщини: Закон України від 1 лютого 2005 р. // Відомості Верховної Ради України. – 2005. - № 11. - Ст. 201.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle