Библиографическое описание:

Гаврилова И. В., Каблукова А. А., Колосова К. С. Развитие малого бизнеса в сфере туризма в России // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 659-663.



Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма в частности, а также анализируются тенденции и перспективы развития сферы туризма в России.

Ключевые слова: малый бизнес, туризм, нормативно-правовая база, туристская сфера деятельности, перспектива развития.

Малый бизнес как один из важных и неотъемлемых элементов рыночной экономики обеспечивает рабочими местами часть населения, включая самих предпринимателей. Дополнительными экономическими преференциями малого и среднего предпринимательства являются рост валового внутреннего продукта, налоговых поступлений и экономического потенциала страны в целом. А также, повышение качества жизни граждан, поскольку данные предприятия ориентируются на наиболее актуальные пробелы и запросы рынка, с целью их удовлетворения.

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6]. Уровень развития малого и среднего бизнеса в России в значительной мере отстает от данного сектора в промышленно-развитых странах, о чем свидетельствуют данные Таблицы 1. Подобная ситуация вызвана более длительным периодом становления рыночных экономических отношений на постсоветском пространстве [5].

Таблица 1

Основные показатели развития малых исредних предприятий вмире 2011 год

Показатель

Микропредприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Численность МСП**, единиц

Россия (данные за 2011 г.)

1594 + 2490 ИП*

243

16

Европа

19143

1357

226

США

3803

1109

85

Китай

Более 12500 предприятий

Доля МСП** от общего числа малого исреднего бизнеса,%

Россия

36,7 + ИП* 57,4 %

5,5

0,37

Европа

92,1

6,6

1,1

США

76,1

н/д

1,8

Китай

н/д

ИП* — индивидуальные предприятия

МСП **– малые и средние предприятия

Таблица составлена автором на основе данных из статьи «Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом», Ларичева Е. А.,Скляр Е. Н. БГТУ, 2013 год и на основе данных с официального сайти Росстата.

По данным таблицы за 2011 год можно сделать вывод о том, что количество малых и средних предприятий в России в 5–10 раз меньше, чем в промышленно-развитых странах Европы и Азии.

По состоянию на 1 января 2013 г. в Российской Федерации зарегистрировано 6037 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 17 844,8 тыс. человек (по данным Росстата и ФНС России) [7]. Комментируя отраслевую структуру принадлежности хозяйствующих субъектов малого предпринимательства важно отметить, что значительная часть экономического потенциала отводится сфере услуг, причем, в большей степени — туристических услуг.

Туризм — это важная отрасль экономики государства, которая обеспечивает население рабочими местами, приток валюты в страну, загрузку гостиничных комплексов, отельных зон и развлекательных центров, улучшение инфраструктуры и экономический рост в целом [3]. Индустрия туризма основана на использовании и применении локальных туристических ресурсов, при которых вместе с предпринимателями и государство получает доход.

В России сфера туризма регулируется Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в котором определены цели, принципы, приоритетные направления развития и расширения, а также способы государственного регулирования деятельности предприятий сферы туризма [6]. По законодательству в России оказывается неоценимая поддержка в развитии внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Для повышения привлекательности туристических услуг среди предпринимателей каждое государство разрабатывает определенную политику. В Российской Федерации реализуется Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» [8]. Реализация Программы нацелена на повышение конкурентоспособности отечественного рынка туристических услуг, удовлетворяющих потребности российских и иностранных туристов в качественных и необходимых туристических услугах; на создание условий и развитие инфраструктуры, и наиболее важное — привлечение инвестиций. Это Программа также позволит продвинуть национальный туристский продукт не только на внутреннем, но и на международном рынках. В рамках данной Программы создаются туристические особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса [8]. На сегодняшний день внутренний и въездной туризм в России активно развивается. За последние несколько лет уже виден прогресс адаптации туристских зон под нужды российских и иностранных граждан. Резиденты России уже понемногу привыкают к той мысли, что необязательно выезжать из страны, чтобы отдыхать у моря, наслаждаться хорошим сервисом и съездить на различные экскурсии. Российские туристы, безусловно, и раньше ездили отдыхать на разные курорты своей страны, но активность в этом направлении была невысокой. В настоящий момент ситуация изменилась, причиной чего оказался целый ряд внутренних и внешних факторов. К причинам, послужившим толчками для определенных отраслевых изменений, в первую очередь можно отнести финансовый кризис 2014–2015 годов. Он повлек за собой ухудшение экономической обстановки в России, вызванноевалютным кризисом, начавшимся в середине 2014 года, который усугубил структурный кризис российской экономики. Поэтому стремление к выездному отдыху, да и вообще, к растратам на отдых за последние пару лет снизилось. Следующая причина — это валютный кризис, который входит в общий финансовый кризис, упомянутый выше. Резкое и многократное укрепление доллара и снижение цен на нефть сказались в первую очередь на российской национальной валюте, что повлекло девальвацию и ослабление рубля. Другими словами, жизнь в России стала дороже в 2, а то и в 3 раза, что, безусловно, явилось в определенной степени неожиданностью для домашних хозяйств. Третья причина, но не менее важная, это санкции Запада. Причем санкции заключаются не только в материальном выражении, но и в личном отношении к России и ее гражданам. В лидирующих европейских странах: Германии, Франции, Великобритании население считает, что на международной арене Россия занимает положение «агрессора». Бытует мнение о виновности России во внутригосударственном конфликте Украины. Эти домыслы влекут за собой закрытие границ Европы на въезд для российских граждан, обращение с российскими туристами, как с нежелательным гостями и другие негативные аспекты. Финальная причина — это гражданская война в Украине. Она является косвенным началом всех остальных причин. Она легла в основу и финансового кризиса, и валютной неразберихи, и западных санкций. Вместе с тем, эта причина позволила расширить границы России путем возвращения полуострова Крым в состав субъектов РФ, что имеет следствием целый ряд положительных и отрицательных моментов политического, экономического и международного характера.

Непростая экономическая ситуация открывает большие возможности для роста внутреннего туризма. Подтверждением тому является увеличение в 2014 году доли внутреннего туризма на 40 % (по данным Таблицы 2). Дополнительно это связано с подорожанием туров на заграничных курортах и с возросшим уровнем патриотизма среди местного населения [9].

Таблица 2

Информация отурфирмах (количество единиц).

Внут. туризм (кол-во предприятий)

М/н въездной туризм (кол-во предприятий)

Российская Федерация

2010

1 858

566

2011

1 833

656

2012

1 889

580

2013

2 421

225

2014

2 626

161

Таблица 2 была заимствована с официального сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы.(www.fedstat.ru)

Многие крупные туроператоры, которые обычно специализировались на заграничных турах (Библио-Глобус, Pegas Touristik, Coral Travel, Anex tour) уже заявили о запуске новых программ, ориентированных на внутренний туризм. Так, Coral Travel предлагает пакетные туры в Сочи и Анапу из тридцати городов России. Аналогичный турпродукт, а также автобусные маршруты формирует и «Библио-Глобус», охватив при этом еще и города Сибири и Урала. А Pegas Touristik сообщил о продаже турпакетов в Симферополь, Сочи и Минеральные Воды [1].

Внутренний туризм в России развивается повсеместно, но есть особо популярные направления, которые больше всего любят посещать российские и иностранные туристы. Передовиками внутреннего и въездного туризма России являются: Симферополь, Сочи, Краснодар, Минеральные Воды.

Таблица 3

Рост поисковых запросов билетов в 2015 году

Направление

Рост в%

Симферополь

600

Анапа

150

Минеральные воды

126

Адлер

89

Таблица составлена автором по данным сайта поиска и покупки туристических путевок и авиабилетов www.momondo.ru

Несмотря на то, что полуостров Крым еще не готов к такому количеству гостей на своих немногочисленных курортах, российских туристов сложно остановить в их желании посетить крымское побережье. Есть несколько причин, объясняющих поведение местного населения. Но наиболее важным является желание людей отдохнуть в Крыму по «старым» тарифам. Многие предприниматели, и не только резиденты, понемногу захватывают рынок туристских услуг на этом привлекательном полуострове, как это произошло после Олимпийских игр в Сочи. И простые граждане теперь не могут себе позволить поездки в «жемчужину» Краснодарского края из-за слишком высоких цен на туристические продукты.

Таким образом, на сегодняшний день, полуостров Крым — основное направление для развития малого предпринимательства в России. Но Крым только начал свое «перерождение» как курорт России, поэтому малое предпринимательство сталкивается там с рядом проблем, которые препятствуют быстрому развитию региона. Одной из главных проблем является недоступность финансовых ресурсов. В Крыму пока нет крупных банков, которые могли бы выгодно кредитовать предпринимателей. Кроме того, перед крымскими бизнесменами стоит задача интегрирования в российскую правовую среду (различие в налогообложении, проблемы с получением лицензий и др.) Также на первый план выходит и фактическая изоляция Крыма. Санкции Евросоюза и США повлекли за собой много ограничений для полуострова: парализована работа международных морских портов, аэропорт Симферополь из международного превратился в местный, прекращены все экспортно-импортные операции, пострадала банковская сфера и другое.

Однако, в числе приоритетных направлений экономического развития субъектов Российской Федерации, Крымский полуостров занимает одно из важных мест. Закон Республики Крым от 17 июля 2014 г. N 30-ЗРК «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым» уже вступил в силу [6]. В соответствии с законом, устанавливаются особенности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым в приоритетных социально-экономических сферах: инновации и промышленное производство, сельскохозяйственная деятельность, санаторно-курортная и туристическая сфера, народные художественные промыслы и ремесла. Для развития данного региона как курортного, Правительство РФ оказывает господдержку предпринимателей. В прошлом году Правительство РФ оказало государственную поддержку малому и среднему предпринимательству в Крымском округе на сумму приблизительно 200 млн руб. Для компаний, которые зарегистрированы в первые три года работы свободной зоны, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (они уменьшены с 30 % до 7,6 %). Кроме того, в Крыму введен режим свободной таможенной зоны. Также в Крыму сейчас открывают коммерческие банки с программами поддержки малых предприятий. Но объем кредитного портфеля, который был предоставлен малому и среднему бизнесу, очень небольшой и меньше, чем был прежде, — примерно 1 млрд 700 млн по Республике Крым, 850 млн — по городу Севастополю [6]. Из федерального бюджета на систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства определена сумма 170 млн. При этом центр поддержки предпринимательства получит19 млн руб., гарантийный фонд –50 млн руб., фонд микрофинансовых организаций — 61 млн руб., поддержка начинающим субъектам МСП через гранты — 25 млн руб. и субсидирование процентной ставки по кредитам — 15 млн руб. Отдельно будут выделены средства Севастополю на программу поддержки малого и среднего бизнеса — 122,6 млн руб., которые также будут распределены по направлениям поддержки.

И как результат, по данным Минэкономразвития за первые четыре месяца 2015 года количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц малых и средних предприятий увеличилось на 70 %. По статистическим данным на 01.05.2015 года зарегистрировано 86 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, среди которых 56 тыс. — индивидуальные предприниматели Крыма и Севастополя [10].

Необходимо развивать малое и среднее предпринимательство в России, так как это позволит повысить уровень экономического развития всех регионов и обеспечит экономический рост страны в целом. Это доказывают примеры самых развитых государств мира, в которых малый бизнес является ведущей экономической силой. Заметим, что в нашей стране, помимо прочих, имеется большой потенциал и в сфере туризма. Поэтому основной упор стоит делать именно в направлении развития курортных регионов, а значит и создания малых и средних предприятий именно на этих рынках, иначе потенциально-прибыльные места быстренько займут иностранные инвесторы, обладающие огромным опытом в этой деятельности. Но наше правительство работает над финансовой неграмотностью и неподготовленностью российских предпринимателей и выдвигает законопроекты, предложения по ориентации государственной поддержки именно в сторону внутреннего малого бизнеса, поддержки национальных хозяйств и предпринимателей. И хочется обратить особое внимание на усердие наших начинающих бизнесменов. Несмотря на запреты, санкции и финансовые проблемы, с которыми они сталкиваются на своем нелегком пути, они идут к намеченной цели. А государство старается поддерживать это стремление и заботится о наилучших условиях для них. Кажется, что совсем немногое отделяет Россию от вхождения в список развитых стран. Все, что для этого нужно — это поднять экономический уровень и потенциал страны, а добиться этого можно как раз посредством развития малого и среднего предпринимательства на внутригосударственном уровне, что конечно займет какое-то время. Но начало уже положено, а это главное условие на встречу к лучшему будущему!

Литература:

  1. Гордиец А. «Игра на вылет», онлайн Бизнес Журнал, режим доступа: http://b-mag.ru;
  2. Дмитриев, М. Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 399с.
  3. Здоров, А. Б. Экономика туризма / А. Б. Здоров. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 272с.
  4. Кусков, А. С. Основы туризма. — М.: Кнорус, 2009.- 230с.;
  5. Ларичева Е. А., Скляр Е.Н, статья «Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом», БГТУ, 2013 год.
  6. Информационно-правовой портал Гарант.Ру. Официальный сайт. Режим доступа: http://base.garant.ru. Дата обращения 14.11.2015;
  7. Федеральная службы государственной статистики. Официальный сайт. Режим доступа: http:// www.gks.ru/, дата обращения 14.11.2015;
  8. Федеральное агенства по туризму. Официальный сайт. Режим доступа:http://www.russiatourism.ru/, дата обращения 10.11.2015;
  9. Единая межведомственная информационно-статистическая система. Официальный сайт. Режим доступа: http://fedstat.ru/ дата обращения 13.11.2015;
  10. Минэкономразвития России. Официальный сайт. Режим доступа:http://economy.gov.ru/, дата обращения 12.11.2015.
Основные термины (генерируются автоматически): среднего предпринимательства, развития малого, млн руб, субъектов малого, малого предпринимательства, туризма России, развития малого предпринимательства, Российской Федерации, сфере туризма, малого бизнеса, сфере туризма России, анализ развития малого, «О развитии малого, России сфера туризма, въездного туризма России, среднего бизнеса, субъектов малого предпринимательства, Официальный сайт, сферы туризма, дата обращения.

Ключевые слова

нормативно-правовая база, туризм, малый бизнес, туристская сфера деятельности, перспектива развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос