Культура и туризм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 31.03.2016

Статья просмотрена: 10940 раз

Библиографическое описание:

Латыпова, Р. Т. Культура и туризм / Р. Т. Латыпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 881-884. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27847/ (дата обращения: 23.04.2024).



Рассматриваются основные аспекты культуры, важность культурного наследия, культурные аспекты воздействия туризма и культуры.

Ключевые слова: культура, туризм.

В современном мире набирающий обороты туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики.Культура является важнейшей основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народов. Цель развития культуры состоит в обеспечении благосостояния и удовлетворении потребностей общества и каждого человека. Это означает, что каждый человек, каждый народ обладает правом получать информацию, приобретать знания и передавать свой опыт.

Схожесть путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию: в течение последних сорока лет в большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма. Культура и туризм составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Самосознание и знание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей — все это немыслимо без получения знаний культурного характера дома, на работе и во время путешествий.

Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества — совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п., а также нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д.

Конвенция (1972 г.) по охране мирового природного и культурного достояния отмечала лишь его материальные или физические аспекты [1]. ВТО рекомендовала государствам — членам организации присоединиться к этой Конвенции и руководствоваться как ее принципами, так и принципами Хартии культурного туризма, принятой на Международном семинаре по туризму в 1976 г. по инициативе Международного совета по памятникам и историческим местам [2]. Принимая во внимание, что решение вопросов, связанных с охраной природы и культурного наследия, требует значительных финансовых ресурсов, мнения соответствующих организаций по вопросу о том, кто должен отвечать за это направление деятельности, часто не совпадают. В этой связи было бы целесообразно поднять вопрос о классификации, основным критерием которой должно быть положение о том, что потребитель должен оплачивать расходы по содержанию.

На основе этого принципа можно предложить следующую классификацию:

 достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники, районы, преимущественно посещаемые туристами, и т. п.)

 достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами, заповедники и т. д.);

 достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и пр.).

Культурные аспекты воздействия туризма — это то влияние, которое туризм оказывает на материальную и духовную сферы деятельности человека и прежде всего на его систему ценностей, знания и общественное поведение.

Исходя из анализа туристской политики государств, исследований Всемирной Туристской Организации (ВТО) и специализированных международных организаций по туризму, туризм понимается как деятельность, непосредственно влияющая на социальную, культурную и экономическую жизнь государства.

Следует отметить, что в отличие от разносторонних экономических и политических отношений, сотрудничество в сфере туризма долгое время не получало широкого и целенаправленного охвата. До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром в Москве. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России и Средней Азии. В то же время историческая значимость цело­го ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не была известна и оставалась невостребованной.

В последнее время туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей, источник сохранения наследия. В современном мире происходит возрастание взаимозависимости культуры и туризма, растут возможности поддержки культуры через туризм и подъем туризма благодаря богатствам культуры.

В районах, где наблюдается активная и разнообразная социально-культурная деятельность, где туризм носит традиционный характер и где количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, практически не отмечается особого культурного воздействия туризма. Вместе с тем в ряде промышленно развитых районов рост туризма может повлечь за собой значительные перемены в социальной структуре, а также в окружающей среде и местной культурной жизни.

Это явление заложило основы изучения проблемы социального взаимодействия, вызванного контактами между культурами. Характер взаимоотношений между туристами и местным населением в значительной степени определяется тем, что обе группы являются носителями различных культур. Контакт между ними вызывает культурный шок, который усугубляется еще и тем обстоятельством, что он происходит в момент, когда туристы отдыхают, а местное население работает. К тому же подобные контакты носят временный характер и происходят обычно в рамках взаимоотношений между покупателем и продавцом.

Общее воздействие туризма, однако, носит более сложный характер и может быть как положительным, так и отрицательным. Наиболее известные положительные аспекты воздействия туризма:

 создание рабочих мест;

 увеличение доходов, что приводит к повышению уровня жизни;

 обеспечение более активной роли для женщин и молодежи в сфере услуг, вызывающее перестройку социальной структуры на современных началах;

 растущий спрос на продукцию сельского хозяйства;

 расширение масштабов производства кустарных изделий и прежде всего сувениров.

Сооружение средств туристского размещения положительно сказывается на состоянии конъюнктуры в строительстве. Расширяется и модернизируется местная инфраструктура (обеспечение питьевой водой, строительство дорог, новых школ и т. д.). Развитие туризма благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора. Это, в свою очередь, приводит к оживлению местной культурной жизни, вызывает интерес к историческим памятникам, обычаям и местным традициям, тем самым внося вклад в защиту и правильное использование природного и культурного достояния.

Развитие туризма вызывает также и отрицательные последствия прежде всего в том случае, если оно происходит без предварительной подготовки, спонтанно или никаким образом не контролируется. В таких обстоятельствах местное население не имеет возможности приспособиться к происходящим изменениям. Отрицательные последствия также носят разнообразный характер:

 рост спроса на квалифицированную рабочую силу тех профессий, которые имеют «паразитический характер»;

 спекуляция земельными участками;

 загрязнение окружающей среды;

 превращение искусства и традиций в предмет купли-продажи и т. д.

Для развивающихся районов разработка туристских ресурсов является непростым делом. Опыт учит, что чем выше уровень развития региона, крупномасштабней и разнообразней другие направления его экономики, тем больше вероятность того, что развитие туризма будет носить положительный характер. Вот почему можно сделать заключение о том, что не туризм способствует развитию региона, а само развитие способствует расширению туристской деятельности.

В соответствии с другой точкой зрения туризм лишь играет роль катализатора, которое обусловлено индустриализацией, урбанизацией, а также воздействием СМИ.

Если развитие туризма осуществляется широко и социально мыслящими руководителями, операторами, то он может обеспечить широкий контекст развития территории, способствовать реализации антикризисных программ, помогая наполнению бюджетов всех уровней, повышению покупательной способности населения, подъему экономики в целом. Туризм способствует улучшению межкультурного взаимодействия, вносит вклад в формирование социального согласия. Туризм оживляет работу культурных институтов, активизирует фестивальную жизнь и развитие локального искусства, он — гарант наполняемости выставок, музеев, театров, концертных залов, фестивалей.

Развитие туризма может уменьшить бедность, обеспечить занятость населения, в том числе на основе традиционных занятий, возродить центры городов, сохранив их уникальный облик, — важнейший аспект идентичности и ощущения исторических корней. Туризм вносит свой вклад в развитие транспортных коммуникаций, курортов, строительство отелей, оживление промышленности и сбыта местной сельхозпродукции.

Росту доходов от туризма способствует деятельность в тех сферах, которые связаны с производством и продажей разнообразных информационных продуктов об исторических и культурных достопримечательностях, шедеврах архитектуры, искусства, художниках и пр.

Увеличение числа туристов посещающих то или иное историко-культурное место и денежных сумм, которые они там тратят, всегда желательно, так как увеличивается поток прибыли, необходимый чтобы поддерживать памятники культуры в нужном состоянии. Тем не менее интенсивность потока туристов необходимо регулировать для обеспечения сохранности памятника и ландшафта. Осуществлять управлении потоками туристов достаточно сложно, но возможно и необходимо. Это зависит не только от предоставляемой туристам информации и учета их интересов, а также от стратегии развития региона или исторического города, от координации действий туристических организаций и городских служб, партнерства всех заинтересованных в развитии туризма органов, а также жителей.

Выше была подчеркнута ведущая роль ВТО и ЮНЕСКО на международном уровне в области туризма и культуры, обращено внимание на координирующую роль этих организаций, направленную на содействие сотрудничеству, передачу технологии, опыта и методов управления, а также на разработку стандартов в области туризма и культуры. Другие международные организации, межправительственные и неправительственные, прямо или косвенно заинтересованные в том, чтобы туризм мог внести свой вклад в сохранение памятников культуры и общественных ценностей, могли бы оказать определенную помощь ВТО и ЮНЕСКО в их деятельности.

Предоставление организациям, в компетенцию которых входят вопросы культуры и туризма, статуса, соответствующих полномочий и бюджетных средств является первейшим условием успешного осуществления их деятельности. В целях обеспечения действенного характера подобного сотрудничества необходимо, чтобы культурные и туристские организации информировали друг друга об основных направлениях своей работы.

Создание новых форм культурного туризма является неотъемлемой частью процесса постепенного утверждения новой концепции культуры и туризма в рамках общего процесса развития, в котором человеку отводится центральное место. Это обусловливает необходимость трансформирования старых форм туризма по мере того, как его роль в жизни современного общества становится все более значительной.

Трансформация туризма включает в себя изменения предложения и спроса. Наиболее серьезные изменения в плане туристского спроса отражают экономическое, социальное и культурное развитие (увеличение числа деловых поездок, поездок в отпуск, а также экскурсий и поездок в выходные дни). В рамках «гармоничного развития туризма» предлагается ряд практических решений. Их основная цель — обеспечение гармоничного включения средств приема туристов в социальную ткань общества и их увязки с местными рекреационными ресурсами путем участия туристов в местной социальной и культурной жизни. Это должно дополняться соответствующими мерами по планированию городского развития. Развитие туризма с учетом среды посещения может осуществляться в различных формах. Однако основной целью остается обеспечение доброжелательных взаимоотношений между туристами и местным населением.

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами. При этом рост туризма часто происходит за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристского рынка уже практически достигли предела рекреационной емкости.

Если задаться сложным теоретическим вопросом о том, что такое туризм и почему люди при существовании такого феномена как «духовная оседлость», отправляются в путешествие, то нельзя не отметить следующее. Эффект туризма связан с наличием в нем эстетических, эмоциональных сторон, погружением в более привлекательную, чем обычно, окружающую среду. Привлекательность окружающей среде придают природные или историко-культурные достопримечательности. Историческая и культурная насыщенность среды дает человеку возможность сопереживать увиденному, что порождает особый строй мыслей и чувств в процессе контакта с лучшим, что создано природой и человеком. Туризм базируется на связях «человек — эстетическая среда», «человек — историко-культурная среда». Для туриста важно непосредственное восприятие, эстетическое переживание и духовное присвоение богатств культуры в их подлинности. Туризм — одно из средств удовлетворения человеческой потребности в разнообразии. Благодаря приобретению новых знаний, новым эмоциям и расширению кругозора происходит повышение культурного уровня человека.

Улучшать историко-культурную «ткань» города, региона, сохранять исторический дух, увеличивать количество достопримечательностей и длительность туристического сезона, а также проводить работу по идентификации элементов уникальности его облика и соответствия их самым высоким стандартам, — все это различные аспекты деятельности, которые могут способствовать более эффективному использованию богатейшего культурно–исторического потенциала России.

Путешествия и туризм стали сегодня одной из самых значительных индустрий в мире. В России доходы от туризма пока низки, он функционирует как замкнутая система: деньги из индустрии туризма не возвращаются в культуру, более того эта высокодоходная сфера порой выпадает из-под контроля государственных органов. В то же время при нормальном положении вещей туризм мог бы быть неотъемлемой частью программ развития культуры. С помощью туризма возможно выполнение сложных задач по выполнению проектов возрождения и сохранения культурного наследия, реставрации памятников культуры. Феномен рынка — туризм является рычагом самофинансирования наследия, источником инвестиций в его сохранение, стимулирует поддержание культурных, этнических, религиозных традиций, ремесел и промыслов.

Партнерство культуры и туризма нуждается в значительном совершенствовании, как на национальном, так и международном уровне. Для налаживания партнерских отношений такого рода внутри страны ключевое значение в самое последнее время будут иметь новая редакция Основ законодательства о культуре, рассматриваемый Государственной Думой закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», внесенный Советом Федерации законопроект «О государственных музеях–заповедниках» [3].

Россия располагает огромными возможностями партнерства культуры и туризма. Опережающее развитие этих сфер может в значительной степени способствовать разработке федеральных, межрегиональных, территориальных программ, оказать воздействие на характер сотрудничества стран СНГ, международное сотрудничество в целом.

Литература:

  1. Конвенция «об охране всемирного культурного и природного наследия» от 16.11.1972 г.
  2. Хартия культурного туризма от 9.11.1976 г.
  3. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73–ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): туризм, местное население, развитие туризма, культура, культурное наследие, окружающая среда, том, турист, культурное достояние, культурный туризм.


Ключевые слова

культура, туризм, туризм.

Похожие статьи

Проблемы развития культурного туризма в Самаркандской...

Узбекистан, несомненно, обладает огромным туристическим потенциалом, но в настоящее время он недостаточно эффективно используется. Это подтверждается тем, что по Рейтингу конкурентоспособности стран по туризму, в котором определены 140 туристских дестинаций...

Туризм как ресурс. Социокультурные туристские ресурсы

Это объекты, составляющие культурное наследие нации или территории.

Культура и туризм. Туристские перевозки — важный элемент инновационного развития туризма Казахстана.

Значение туристических ресурсов в развитии туризма

2. Историко-культурные туристические ресурсы.

Туризм имеет определенное воздействие на окружающую среду, использует конкретные природно-туристические ресурсы.

Развитие культурного туризма в Кызыле.

Развитие культурного туризма в Кызыле | Статья в журнале...

При разработке туристских маршрутов в городах используются исторические места и объекты культурного, научного, мемориального, духовного и религиозного значения которые являются важным отражением культуры, самобытности и религиозных убеждений общества.

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития...

Ключевые слова: ценности, культура, межкультурная коммуникация, туризм.

Среди многообразия целей туризма, культурно-познавательные становятся основополагающими для принятия решения о путешествии.

Этнический гастрономический туризм, его роль в сохранении...

Так, в Уставе международного культурного туризма, адаптированном

Историко-культурное наследие любого народа охватывает всю его социокультурную среду с

Программный туризм — это комплексный подход к подготовке обслуживания туристов, полностью учитывающий их...

Культурное и экономическое развитие туризма в Узбекистане

Особенности развития туризма в Узбекистане. Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов. Историческое и культурное наследие казахстанского участка Великого шёлкового пути — фактор устойчивого развития индустрии туризма.

Культурный туризм как фактор развития Оренбургской области

Ключевые слова: культурный туризм; культурная среда; культурно-семантическое пространство; социально-культурное проектирование.

Культурный туризм понимается как: - познание национальной культуры страны посещения [2, с. 3]

Особенности развития экологического туризма России

Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность, местное население, массовый туризм, особый вид туризма, Россия, вид туризма.

Похожие статьи

Проблемы развития культурного туризма в Самаркандской...

Узбекистан, несомненно, обладает огромным туристическим потенциалом, но в настоящее время он недостаточно эффективно используется. Это подтверждается тем, что по Рейтингу конкурентоспособности стран по туризму, в котором определены 140 туристских дестинаций...

Туризм как ресурс. Социокультурные туристские ресурсы

Это объекты, составляющие культурное наследие нации или территории.

Культура и туризм. Туристские перевозки — важный элемент инновационного развития туризма Казахстана.

Значение туристических ресурсов в развитии туризма

2. Историко-культурные туристические ресурсы.

Туризм имеет определенное воздействие на окружающую среду, использует конкретные природно-туристические ресурсы.

Развитие культурного туризма в Кызыле.

Развитие культурного туризма в Кызыле | Статья в журнале...

При разработке туристских маршрутов в городах используются исторические места и объекты культурного, научного, мемориального, духовного и религиозного значения которые являются важным отражением культуры, самобытности и религиозных убеждений общества.

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития...

Ключевые слова: ценности, культура, межкультурная коммуникация, туризм.

Среди многообразия целей туризма, культурно-познавательные становятся основополагающими для принятия решения о путешествии.

Этнический гастрономический туризм, его роль в сохранении...

Так, в Уставе международного культурного туризма, адаптированном

Историко-культурное наследие любого народа охватывает всю его социокультурную среду с

Программный туризм — это комплексный подход к подготовке обслуживания туристов, полностью учитывающий их...

Культурное и экономическое развитие туризма в Узбекистане

Особенности развития туризма в Узбекистане. Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов. Историческое и культурное наследие казахстанского участка Великого шёлкового пути — фактор устойчивого развития индустрии туризма.

Культурный туризм как фактор развития Оренбургской области

Ключевые слова: культурный туризм; культурная среда; культурно-семантическое пространство; социально-культурное проектирование.

Культурный туризм понимается как: - познание национальной культуры страны посещения [2, с. 3]

Особенности развития экологического туризма России

Экологический туризм, туризм, окружающая среда, путешествие, туристская деятельность, местное население, массовый туризм, особый вид туризма, Россия, вид туризма.

Задать вопрос