Библиографическое описание:

Тхориков Б. А. Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 141-143.

Исследование современных проблем целеполагания сложных систем показывает, что существует пробел, аналогичный дефициту методологических подходов индикативного управления на микроуровне – рассматриваются в основном цели макроуровня и не анализируются их связи с целями экономических подсистем, формирующих данную систему. Мы согласны с тем, что макроэкономические цели могут применяться и к внутрисистемным объектам, но разнообразие и роль последних в развитии любой отрасли народного хозяйства обусловливают необходимость создания методологии целеполагания, сохраняющей в управляемой системе контекст диалектики обще­го и единичного, целого и частичного.

В методологическом аспекте принятые механизмы формирования целеполагания в отрасли народного хозяйства корректно сочетаются с подходами индикативного управления. На макроуровне определяются цели отрасли как подсистемы национальной экономики и социально-экономические координаты отрасли хозяйства в системе национального развития. Выбранная позиция определяет на мезоуровне качество и направления взаимодействия с иными сферами национальной экономики. Завершающим элементом выступает микроуровень, индуцирующий выработку стратегических целей отдельных хозяйствующих субъектов отрасли. Аналогичным образом осуществляется формирование набора индикаторов и показателей.

Выбор целей связан с «огрублением» действительности, отказом от других целей, других формулировок (семантических, вре­менных и численных). Следовательно, одновременная постановка целей и разработка соответствующих индикаторов способствует повышению качества управленческого процесса за счет сохранения понимания о том, какие элементы объекта управления должны подвергаться административному воздействию и последующему мониторингу.

Целеполагание – деятельность, определяющая параметры оптимального функционирования объекта в будущем. Развитие целеполагания позволяет реализовать в полной мере системный подход, в том числе не только определить цели, но и осуществить их проверку, корректировку, согласование и прогнозирование.

Алгоритм целеполагания в системе индикативного управления имеет следующий вид: 1) формирование общих (типовых) стратегических направлений развития социально-экономической отрасли на макроуровне; 2) выбор стратегический целей отрасли и их согласование с интересами субъектов мезоуровня; 3) декомпозиция (иерархия) целей, их оценка и детализация во времени и пространстве на микроуровне; 4) моделирование и выбор количественных значений целей в виде целевых индикаторов; 5) окончательное согласование целей микроуровня с представителями целеносителей на макро- и мезоуровне.

Данный алгоритм описывает динамичный и изменяющийся во времени и про­странстве процесс, в котором последовательность действий и состав этапов (структура процесса) могут изменяться. Например, от выбора конкретных целей можно перейти сразу к процессу моделирования и выбора количественных значений целей; согласование целей можно объединить в один этап и проводить его после выбора количественных значений целей. Выбор целей осуществляется в несколько итераций (прогонов вариантов по этапам сверху вниз и обратно).

1. Формирование общих (типовых) стратегических направлений развития социально-экономической отрасли на макроуровне. Цели сложной системы макроэкономического масштаба как организационной структуры, имеющей свойства безличного организационного механизма, формируются для обобщения, формализации, типизации индивидуальных и групповых целей вследствие невозможности полного учета бесконечного разнообразия индивидов, организаций, особенностей взаимосвязей и других аспектов. Они обеспечивают стабильность организации, устойчивость ее развития и являются типовыми стра­тегическими целями системы, такими, как обеспечение постоянного и сбалансированного экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения, содействие формированию высокого уровня занятости насе­ления, повышение уровня конкурентоспособности, сохранение здоровья, снижения общей заболеваемости (болезненности) и прочее.

2. Выбор стратегических целей отрасли и их согласование с интересами субъектов мезоуровня. Конкретные стратегические цели со­циально-экономического развития отрасли формируются в единой цепочке целевых ориентиров, исходя из миссии и стратегических направлений макроуровня. Они должны опираться на модели регионального развития и поведения региональной власти, учитывать международные факторы, законы, интересы основных целеносителей (населения, делового сообщества, органов управления). При выборе конкретной отрасли можно использовать три основных методи­ческих подхода: 1) от будущего, желаемого состояния отрасли, ее миссии во внешней среде; 2) от стратегических проблем отрасли, которые необходимо решить; 3) комбинированный.

Конкретные цели отрасли народного хозяйства могут формироваться на основе типовых (общих, канонических) и специфических целей. Типовые цели могут конкретизироваться по взаимосвязанным отраслям путем выбора состава индикаторов, определения их количественных значений, путем выбора нескольких приоритетных целей из набора типовых путем перемещения типовых целей по уровням иерархии. Специфические цели формируются, исходя из особенностей конкретной отрасли (сферы экономики). Для сферы здравоохранения специфическими, например, являются: снижение смертности трудоспособного населения, охват диспансерным наблюдением и прочее. Некоторые цели системы могут быть несовместимыми, носить противоречивый характер. При качественной постановке целеполагания противоречивость в ряде случаев может быть ликвидирована путем составления целей более высокого порядка, объединяющих цели более низкого уровня.

3. Декомпозиция (иерархия) целей, их оценка и детализация во времени и пространстве на микроуровне. Наиболее распространенным способом представления целей в системах организационного управления является дерево целей. Анализ существующих методик структуризации целей показывает, что они, в основном, охватывают или уровень предприятия или уровень отрасли в целом.

Иерархия целей может разрабатываться на основе одной главной цели (моноиерархия) или нескольких целей (полииерархия, набор иерархий). Для декомпозиции целей одного уровня применяются два подхода: альтернативный (по принципу логического соотношения «или – или») и дополняющий (по принципу «и – и»). При использовании второго подхода декомпозиция стратегической цели возможна различными способами по принципу «целое – часть» (семантический поход), «род – вид» (таксономический подход), «система – подсистема» (системный подход). Декомпозиция может осуществляться как сквозной процесс на всех уровнях (макро-, мезо- и микроуровни).

Формулировки целей могут задаваться в двух формах: семантической (смысловой) и управленческой (когда к смысловой форме добавляются императив, количественные измерители и временные характеристики).

Цели активных субъектов социально-экономической системы (населения, делового сообщества, органов управления) могут служить в качестве критерия выбора и оценки дерева целей региона.

В процессе создания иерархии выбирается единый подход к выбору целей, стратегий и способов их реализации (например, программно-целевой, проектно-целевой, бюджетно-целевой и прочее) или их комбинация.

После декомпозиции целей необходимо выполнить оценку и корректировку структуры иерархии с использованием сформулированных индикаторов и соответствующих им критериям. Важным критерием оценки корректности построенного дерева целей является возможность разработки для него соответствующей многоуровневой системы индикаторов с требуемым уровнем детализации. В совокупности логическая структура дерева целей и системы индикаторов позволяют создать эмпирическую базу для последующего построения эконометрических моделей оценки влияния реализации отдельных подзадач на общее достижение поставленных стратегических целей.

4. Моделирование и выбор количественных значений целей в виде целевых индикаторов. Моделирование стратегиче­ских целей развития может осуществляться на различных уровнях целеполагания: макро-, мезо- и микроуровне. Этот процесс предполагает наличие модели целей, устанавливающей вид целевой функции и ограничений. Разрабатываемая на предыдущих этапах иерархия целей представляет собой основу такой модели. Законченный вид ей придает определение на данном этапе состава измерителей целей и ограничений, то есть качественно-количественное значение индикаторов, которые могут быть разделены на две группы: 1) показатели, имеющие установленную методику исчисления и отражающиеся в статистической отчетности; 2) показатели, не имеющие установленной методики определения, формирующиеся экспертами и использующие статистические и экспертные измерители. Примером первой группы измерителей является ВРП, который может моделироваться на основе балансовых моделей и системы национальных счетов (СНС). Вторая группа измерителей целей может быть представлена оценкой конкурентоспособности отрасли, которая может исследоваться на основе аддитивной и степенной функций, разрабатываемых экспертами. В результате моделирования формулируются условия, обеспечивающие достижение тех или иных значений измерителей целей. Взаимосвязь значений измерителей целей, сроков их достижения и ресурсов ото­бражается на основе треугольника проектной динамики.

5. Окончательное согласование целей микроуровня с представителями целеносителей на макро- и мезоуровнях. Выбор и согласование стратегических общесистемных целей осуществляются на основе социального партнерства. Целевые ориентиры и показатели согласуются между представителями целей по содержанию, составу измерителей и количественным значениям. Согласование целей может осуществляться в несколько этапов как итерационный, повторяющийся процесс. Это связано с необходимостью согласования не только содержания целей, но и их количественного моделирования, а также дифференциации.

Реализация целей и стратегий должна осуществляться в единой системе стратегических, тактических и оперативных решений и быть тесно связанной с социально-экономической динамикой отрасли народного хозяйства.

При этом необходимо соблюдать соответствие выбранных целей следующим авторским требованиям: 1) сочетание со стратегическими направлениями развития соответствующей отрасли народного хозяйства и интересами субъектов мезоуровня; 2) количественное описание с помощь системы индикаторов; 3) иерархическая декомпозиция на подцели более низких порядков; 4) соответствие внутренней организационной структуре и субъектам влияния; 5) совместимость и стратегическая взаимодополняемость; 6) неизменность и устойчивость необходимости реализации в среднесрочной перспективе.

Таким образом, выбор методических подходов стратегического целеполагания при индикативном управлении не является строго регламентированным, достаточно выбрать общую логику проведения целеполагания, например, «от субъектов микроуровня» или «от субъектов макроуровня». Данная свобода в стратегическом планировании позволяет получить актуальную информацию о желаемом состояния объекта управления в будущем и подготовить адекватные инструменты для достижения поставленной цели.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle