Автор: Тхориков Борис Александрович

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Тхориков Б. А. Некоторые вопросы методологии индикативного управления [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 187-188. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2638/ (дата обращения: 17.12.2017).

Начиная с се­редины 70-х гг. ХХ века на смену индикативным планам приходит долгосрочное стратегическое управление с более свободными и гибкими рамками. Центральное место в планирующей деятельности государств занимает программное регулирование: общие и специальные государственные программы и проекты, намечающие ориенти­ры в какой-либо области и реализуемые посредством госзаказов и контракт­ной системы. В России национальная система управления начала приобретать индикативную составляющую с начала 90-х гг. ХХ века, в период отказа от централизованного планирования и становления рыночной модели хозяйствования. Именно эти предпосылки определили в качестве перспективного механизма менеджмента индикативное управление, отвечающее современным социально-экономическим условиям хозяйствования, обладающее достаточным уровнем адаптивности и призванное заменить ставшее инертным централизованное планирование. При разработке стратегии развития конкретных экономических систем индикативная информация способствует обозначению в перспективе их собственную функциональную полезность в макромире, без которой невозможно выживание и дальнейшее развитие организации.
Индикативное управление представляет собой систему отношений, возникающих в условиях рыночной экономики между государственными институтами и хозяйствующими субъектами, по поводу определения системы индикаторов социально-экономического развития на основе согласования целей, координации способов их достижения и выработки критериев оценки эффективности деятельности заинтересованных сторон.

Таким образом, общая логика индикативного управления в системе рыночных отношений включает четыре основных последовательных этапа: 1) формулировка и оценка целей деятельности организации; 2) разработка и экспертиза индикаторов; 3) организация и проведение мониторинга; 4) управление социально-экономическими подсистемами.

Перечисленные мероприятия позволяют реализовать основные задачи индикативного управления: 1) синхронизацию приоритетов деятельности участников какой-либо социально-экономической системы (отрасли народного хозяйства) с заданной траекторией развития системы в целом; 2) достижение соответствия между ресурсной обеспеченностью и поставленными задачами.

Вне зависимости от области практического применения, для успешного использования приемов индикативного управления целесообразно придерживаться следующих принципов: 1) непрерывность – эффективность индикативного управления зависит от полноты, точности и оперативности получения информации о состоянии внешней среды и объекта управления; 2) синергичность – приоритетные стратегические задачи развития объекта управления должны коррелироваться с основными тенденциями развития внешней среды функционирования; 3) равноправие иерархических соподчиненных систем управления – объекты управления находящиеся на различных уровнях управления должны иметь одинаковый доступ к ресурсам и не иметь преференций в очередности развития; 4) принятие единых сбалансированных решений – управленческие решения должны приниматься с учетом предварительного прогноза последствий данных решений для всех субъектов системы; 5) измеримость – количественные значения универсальных признаков данных систем, мониторинг эффективности управленческой деятельности целесообразно организовывать с использованием универсальных показателей, количественно описывающих социально-экономические процессы единые для всех соподчиненных систем управления.

При использовании индикативного управления необходимо учитывать ограничения данного метода: 1) рекомендательный характер разрабатываемых индикативных программ, проектов или планов; 2) обязательным условием изучаемого метода является выявление и обоснование индикаторов – укрупненных, значимых экономических характеристик, указывающих на условия развития, возможные трансформации и зависимости; 3) индикативное управление осуществляются чаще всего по приоритетным направлениям развития или «центрам ответственности».

Основополагающий элемент индикативного управления – формулировку целей, целесообразно проводить с использование следующего алгоритма: 1) формирование общих (типовых) стратегических направлений развития социально-экономической отрасли на макроуровне; 2) выбор стратегический целей отрасли и их согласование с интересами субъектов мезоуровня; 3) декомпозиция (иерархия) целей, их оценка и детализация во времени и пространстве на микроуровне; 4) моделирование и выбор количественных значений целей в виде целевых индикаторов; 5) окончательное согласование целей микроуровня с представителями целеносителей на макро- и мезоуровне.
Данный алгоритм описывает динамичный и изменяющийся во времени и про­странстве процесс, в котором последовательность действий и состав этапов (структура процесса) могут изменяться, достаточно выбрать общую логику проведения целеполагания – «от субъектов микроуровня» или «от субъектов макроуровня». При этом необходимо соблюдать соответствие выбранных целей следующим требованиям: 1) сочетание со стратегическими направлениями развития соответствующей отрасли народного хозяйства и интересами субъектов мезоуровня; 2) количественное описание с помощь системы индикаторов; 3) иерархическая декомпозиция на подцели более низких порядков; 4) соответствие внутренней организационной структуре и субъектам влияния; 5) совместимость и стратегическая взаимодополняемость; 6) неизменность и устойчивость необходимости реализации в среднесрочной перспективе.

Таким образом, описанные элементы методологической основы индикативного управления позволяют эффективно применять изучаемый метод на уровне отрасли народного хозяйства или сложной социально-экономической системы.

Основные термины (генерируются автоматически): индикативного управления, отрасли народного хозяйства, соподчиненных систем управления, интересами субъектов мезоуровня, индикативного управления целесообразно, методологии индикативного управления, управления должны, системы индикаторов, объекта управления, задачи индикативного управления, развития объекта управления, логика индикативного управления, эффективность индикативного управления, системе индикативного управления, элемент индикативного управления, индикаторов социально-экономического развития, использовании индикативного управления, основы индикативного управления, социально-экономической системы, развития социально-экономической отрасли.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос