Целесообразность использования технологии блокчейн в сфере электронной торговли между КНР и Россией | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 11.01.2018

Статья просмотрена: 659 раз

Библиографическое описание:

Цзоу, Тун. Целесообразность использования технологии блокчейн в сфере электронной торговли между КНР и Россией / Тун Цзоу. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 174-178. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13613/ (дата обращения: 09.05.2024).



Статья раскрывает вопросы возможностей применения технологий блокчейн во взаимоотношениях России и Китая в сфере электронной торговли. Проанализирована статистика роста основных показателей трансграничной электронной торговли между двумя странами, показаны основные риски и проблемы. Аргументировано, что применение децентрализованной базы данных, такой как блокчейн, способно справиться с большим числом указанных недостатков. Проанализированы основные блоки информации о перемещении товара, которые необходимо размещать в системе блокчейн, для улучшения взаимодействия двух стран в сфере электронной торговли.

Ключевые слова: технология блокчейн, электронная торговля, децентрализованная база данных, российско-китайские отношения

История электронной торговли Китая начинает свое развитие в 1997 г. с появлением первых В2В платформ. Переломным считается 1999 г., когда был создан лидер электронной торговли Китая и всего мира — альянс Alibaba Group. Бум роста популярности электронной торговли среди китайцев начался с 2003 г., на сегодняшний день ее объем составляет 16,2 трлн. юаней. К платформам В2В, занимающим наиболее обширную нишу на рынке электронной коммерции Китая относят: Alibaba Group (38,9 %), Mysteel.com (18,5 %), Global Sources.com (4,8 %), HC360.com (3,78 %), Focus Group (2,0 %), Global Market Group (1,4 %), Toocle.cn (0,6 %), другие — 30,2 %. Наиболее крупные B2C площадки по показателю «доля рынка» это: Tmall (59,3 %), JD.com (20,2 %), Sunning (3,1 %), Vip.com (2,8 %), Gome (1,7 %), Amazon.cn (1,5 %), Dandgdang (1,3 %), Yixun (1,1 %), Jumei (0,6 %). [10]

В последние годы благодаря инициативе «Один пояс, один путь» и взаимодействий стран в рамках Евразийского экономического союза создаются благоприятные условия для развития китайско-российской трансграничной электронной торговли. В 2016 году ее объем составил 2,5 млрд. долл. США. По данным китайского международного центра электронного бизнеса (CIECC), Китай занимает второе место среди ведущих партнеров России в сфере трансграничной электронной торговли после США. [7] По данным Ассоциации компаний Интернет-торговли России (АКИТ), китайский сайт Aliexpress.com является самым популярным интернет-магазином в России по показателю «количество уникальных посетителей». Рост популярности китайских компаний, торгующих онлайн, начался с кризиса и падения курса рубля 2014 года, когда возможности заказа онлайн из США и европейских стран для многих россиян стали затруднены.

В 2015 г. в российском Екатеринбурге был создан центр трансграничной электронной коммерции между РФ и КНР с целью сократить сроки доставки из Китая в Россию. По статистике аэропорта г. Харбин, в первом полугодии 2017 года, в рамках развития электронной коммерции, в Екатеринбург было выполнено 85 грузовых чартерных рейсов и перевезено 1830 тонн почтовых отправлений, что на 130 % больше по сравнению с прошлым годом [7, 10]. В марте 2016 г. один из лидеров рынка электронной торговли Китая JD.com и Российский экспортный центр (РЭЦ) подписали меморандум о сотрудничестве в организации поставок российских товаров в Китай через каналы электронной торговли. Китайских потребителей более всего интересуют такие российские товары как экологически чистая пшеница, овес, мед, а также шоколад, конфеты и молочные смеси. [1, 3]

В целом, понятие «электронная торговля» включает в себя не только непосредственно процесс купли-продажи товаров с использованием возможностей сети Интернет, но также передачу информации о продуктах или услугах через онлайн ресурсы, предоставление услуг электронным путем, а также организацию онлайн методами обычной торговли, то есть всю совокупность бизнес-процессов, связанных с проведением подобных транзакций. [5, 6, 8] Наиболее популярными способами оплаты в рамках электронной торговли остаются банковские переводы, безналичное перечисление со счетов юридических лиц, использование электронных кошельков (таких как PayPal), виртуальных денег (в Китае это Q-жетоны от компании Tencent), оплата кредитными и дебетовыми картами, оплата через платежные системы либо систему наложенного платежа.

Перспективы развития рынка электронной коммерции многие эксперты связывают с дальнейшей автоматизацией логистических процессов и интеграцией с логистическими операторами, а также развитием интеграторов, агрегаторов и консолидаторов рынка (которые, по сути, являются платформами для стандартизации процессов движения товаров по цепи поставок). Интеграторы — это провайдеры, предоставляющие общую информационной площадку для контрагентов и устанавливающие единые правила работы в системе. Агрегаторы добавляют к данному набору услуг систему заказа и оплаты товаров. Консолидаторы дополнительно работают непосредственно с отправлениями. [4, 9] Однако на данный момент данное направление логистического обеспечения является слаборазвитым, и как компаниям-производителям, так и потребителям неочевидно, к кому именно нужно обращаться за какими видами услуг, и какая компания может вызвать больше доверия.

В целом, существующая система логистики (в данном случае мы рассматриваем лишь проблемы логистики информационных потоков) электронной торговли между Российской Федерацией и КНР имеет следующие недостатки:

– проблемы в движении информации: по причине централизованности текущей системы расчетов информация о сделке может изменяться со стороны разных участников (особенно изготовителя и продавца) на разных этапах, что увеличивает возможные потери от столкновения с недобросовестным контрагентом. Данный риск неисполнения или оспаривания сторонами сделки проведенных платежей можно избежать путем привлечения финансового посредника, который проверяет транзакции и берёт на себя часть рисков (например, системы типа Reuters или SWIFT), однако это значительно замедляет расчеты и делает их более дорогими;

– большое количество посредников в системе электронной торговли, высокий риск возникновения у потребителя недоверия ко всей системе из-за ошибок одного из контрагентов;

– плохо отлажен механизм, который позволяет оценивать каждого участника сделки (как поставщика, так и заказчика) с точки зрения его добросовестности, следовательно, невозможно точно определить, кому из контрагентов можно доверять;

– отсутствие единой модели правового урегулирования отношений, возникающих при купле-продаже товаров через Интернет, особенно в условиях законодательных различий между странами;

– существуют дополнительные риски, связанные непосредственно с техническим оснащением и обеспечением операций в рамках электронной торговли (как правило, имеются ввиду несовершенства программного обеспечения и сбои в его работе)

– сегодняшние онлайн-платежи базируются на иерархических корреспондентских отношениях банков с огромным числом посредников, при этом информационный онлайн имитируется за счёт достаточно большой цепочки посредников, страхующих риски друг друга, что приводит к достаточно высокой стоимости проведения платежей. [2, 3]

Решить данные проблемы вполне реально, используя возможности недавно появившейся технологии блокчейн, которая способна изменить структуру логистических информационных потоков в различных отраслях экономики, однако ее возможное влияние на отрасль электронной торговли наиболее очевидно.

Что представляет собой технология блокчейн?

Цепочка блоков блокчейн (blockchain) — это база данных (своего рода таблица или книга с записями) с возможностью широкомасштабного тиражирования всех транзакций в сети [3, 11]. Алгоритм формирования цепи блокчейн предусматривает создание нового блока цепи (новой записи) только с учетом предыдущей записи, так как каждая новая запись включает защищенную криптографией информацию предыдущего блока (хеш). Цепочка блоков использует механизм так называемого согласования операций, когда транзакции проверяются большим количеством участников сети (майнерами) с использованием всей истории цепочки блоков, то есть датированных записей обо всех транзакциях, когда-либо выполнявшихся в сети. Таким образом, распределенная база данных блокчейн формируется как непрерывно растущая цепочка блоков с записями обо всех транзакциях. Копии базы или её части одновременно хранятся на множестве компьютеров и синхронизируются согласно формальным правилам построения цепочки блоков. [2, 11] Подлинность транзакции доказывается с помощью криптографической цифровой подписи. Участники сети подтверждают подлинность и действительность сообщения путем дешифрования этой подписи.

Какая информация о товарах и сделках, совершаемых в рамках электронной купли-продажи товаров или услуг, может быть размещена в блокчейн системе? По сути, блокчейн система делает возможным создание своеобразного электронного досье товара, представляющего собой свод любой необходимой информации, например,

– о физическом (географическом) перемещении товара;

– о контрагентах, то есть лицах и организациях, которые так или иначе контактировали с товаром (изготовитель, продавец, покупатель, контрагенты по сделке: декларант, перевозчик, экспедитор и т. д.);

– о финансовой истории товара;

– документация на товар: коммерческие, транспортные, разрешительные и пр. документы;

– о факте успешного выполнения договорных обязательств либо отказа от их выполнения (успешная поставка, успешная оплата, задержка по доставке или задержка по оплате и т. д.).

Таким образом, использование технологии блокчейн как основы логистики информационных потоков в электронной торговле способно дать следующие преимущества всем участникам цепи поставок:

– благодаря наличию децентрализованной базы данных (информация сохраняется у каждого участника системы на основе хронологической последовательности) появляется возможность прослеживать товары на каждом микроэтапе цепи поставок, что в свою очередь представляет собой эффективную систему управления рисками;

– вычислительная мощность распределена между множеством узлов (майнеров), что не позволяет одному из участников сделки в одностороннем порядке переписывать либо вносить изменения в цепочку блоков, таким образом, информацию о транзакциях невозможно стереть, она не может быть принудительно изменена одним из участников сделки без согласования с другими, следовательно, увеличивается надежность цепи поставок, появляется эффективный инструмент защиты от недобросовестных контрагентов;

– поскольку копии базы данных блокчейн или её части одновременно хранятся на множестве компьютеров и синхронизируются согласно формальным правилам построения цепочки блоков, обеспечивается высокая надежность и отказоустойчивость системы и защита от всевозможных сбоев компьютерного оборудования и программного обеспечения;

– внедрение технологии блокчейн в систему электронных торгов, основанную на аукционе (например, системы типа ebay) позволит учитывать не только стоимость лота, но и фактическую надежность поставщика и покупателя, которую можно извлечь из истории транзакций;

– технология блокчейн (в отличие от большинства существующих банковских систем) обеспечивает одинаково высокий уровень безопасности для любых операций, вне зависимости от размера сделки и состава участников.

На сегодняшний день даже крупнейшим организациям не хватает технических возможностей, чтобы организовать сквозную интеграцию информации в своих цепях поставок. Использование технологии блокчейн позволит построить распределенное и многопользовательское отслеживание стадий движения товара на единой электронной карте в режиме реального времени.

Китайские компании, занимающиеся электронной торговлей, считают российский рынок одним из приоритетных направлений своей работы и стараются развивать сотрудничество с российской стороной, в том числе на государственном уровне. Постепенное внедрение принципов децентрализованной системы блокчейн в сфере электронной торговли между двумя странами позволит устранить большинство недостатков централизованных систем, касающихся безопасности информационных потоков, обеспечив высокий уровень защиты информации. Повысится прозрачность торговых операций и достоверность данных соответствующей статистики. При этом особенным плюсом использования системы блокчейн является то, что эта технология может быть интегрирована с существующим правовым и информационным обеспечением и не требует полного изменения всей логистической информационной системы.

Система блокчейн является в наши дни относительно доступной благодаря современной скорости развития информационных технологий. На данный момент она способна значительно трансформировать систему логистики информационных потоков в рамках цепочек поставок в сфере электронной торговли между КНР и РФ.

Литература:

  1. Белостоцкая А. А., Забелин Б. Ф., Конников Е. А., Мокейчев Е. В. Содержательный аспект тенденции к отражению действительного результата управления // Экономические науки. 2016. № 136. С. 42–46.
  2. Куприяновский В. П., Синягов С. А., Климов А. А., Петров А. В., Намиот Д. Е. Цифровые цепи поставок и технологии на базе блокчейн в совместной экономике // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Vol. 5. № 8.
  3. Лавринович А. А., Краснова А. И.
Использование системы прослеживаемости товаров на основе технологии блокчейн в интересах повышения эффективности системы управления рисками таможенных органов Российской Федерации
// Экономические науки. БИТ. 2017. Том 1. № 4. С. 52–55.
  4. Парфенов А. В., Шаповалова И. М. Логистика электронной торговли: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2015.
  5. Погребова О. А., Конников Е. А., Юлдашева О. У. Нечетко-множественная модель оценки индекса развития устойчивого маркетинга компании // Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям. 2017. Т. 2. С. 522–525.
  6. Силкина Г. Ю., Шевченко С. Ю. Инновационные процессы в цифровой экономике. Информационно-коммуникационные драйверы: монография. Санкт-Петербург, 2017.
  7. Ценина Т. Т. Изменения во внешней торговле Китая с Россией // В сборнике: Логистика и управление цепями поставок сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2017. С. 90–92.
  8. Щербаков В. В., Силкина В. Ю. Информационный инструментарий цифровой трансформации экономики и менеджмента // Экономика и предпринимательство. 2017. № 5–1 (82–1). С. 1090–1096.
  9. Щербаков В. В., Мерзляк А. В., Коскур-Оглы Е. О. Автоматизация бизнес-процессов в логистике: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2016.
  10. E-commerce: Россия vs. Китай. Часть I (Источник: https://habrahabr.ru/post/300530)
  11. Konnikov E. A., Yuldasheva O. U., Pogrebova O. A., Trefilova I. N., Soloveva Yu.N., Furtatova A. S. Influence of firm's marketing capacity and its strategic integration ability on the innovative performance // В сборнике: Reliability, Infocom Technologies and Optimization (Trends and Future Directions) 6th International Conference ICRITO. 2017. С. 149–155.
Основные термины (генерируются автоматически): электронная торговля, Китай, система, децентрализованная база данных, КНР, США, участник сделки, цепочка блоков, электронная торговля Китая, программное обеспечение.

Похожие статьи

Фондовый рынок КНР, его биржи и индексы | Статья в журнале...

Важным событием для фондового рынка Китая стало открытие внебиржевой электронной

А именно, были легализованы так называемые маржинальные сделки, т. е. торговля «с

В США законодательство и судебная практика рассматривает криптовалюту одновременно как деньги...

Вендинг как интегратор в промышленности | Статья в журнале...

электронная торговля, Китай, система, децентрализованная база данных, цепочка блоков, участник сделки, США, КНР, электронная торговля Китая, программное обеспечение.

Проблемы экспортной торговли Китая и стратегии их решения

китай, КНР, Россия, санкция, США, руководство Китая, отношение, внешняя торговля, введение санкций, Америка. Экспорт Вьетнама спустя восемь лет после вступления в ВТО...

Обзор технологии блокчейн в качестве инструмента таможенного...

В связи с этим были формированы рекомендации о создании электронной таможни, которая будет

В базе данных записи объединяются в блоки, которые потом связываются криптографически и хронологически в цепочку с помощью сложных математических алгоритмов.

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

электронная торговля, электронная коммерция, российская экономика, психологический барьер, программное обеспечение, отсутствие возможности, непосредственный контакт, Интернет, QWERTY, DSK.

Криптовалюта: будущее или провал | Статья в журнале...

Блокчейн является цепочкой блоков информации транзакций (сделок) между сторонами, которые в последствии формируются в базы данных с информацией о пройденных транзакциях. Данная технология имеет неоспоримые преимущества —система прозрачна и копирует...

Торговые отношения с Китаем. Контракты на поставку: требования...

Отношения китайских компаний между собой, обеспечение их собственных интересов в сделке — это их внутреннее дело.

Без подобного документа многие торговые операции в Китае не осуществляются.

Электронная почта.

Настоящее и будущее криптовалют | Статья в журнале...

Блокчейн (цепочка блоков) — это распределённая база данных, у которой устройства хранения данных не подключены к общему серверу.

Одним из таких финансовых инструментов является децентрализованная электронная валюта или криптовалюта.

Роль электронной коммерции в международной торговле

электронная коммерция, Россия, Китай, США, Великобритания, электронная торговля, Азиатско-Тихоокеанский регион, международная торговля, Интернет, потребитель.

Похожие статьи

Фондовый рынок КНР, его биржи и индексы | Статья в журнале...

Важным событием для фондового рынка Китая стало открытие внебиржевой электронной

А именно, были легализованы так называемые маржинальные сделки, т. е. торговля «с

В США законодательство и судебная практика рассматривает криптовалюту одновременно как деньги...

Вендинг как интегратор в промышленности | Статья в журнале...

электронная торговля, Китай, система, децентрализованная база данных, цепочка блоков, участник сделки, США, КНР, электронная торговля Китая, программное обеспечение.

Проблемы экспортной торговли Китая и стратегии их решения

китай, КНР, Россия, санкция, США, руководство Китая, отношение, внешняя торговля, введение санкций, Америка. Экспорт Вьетнама спустя восемь лет после вступления в ВТО...

Обзор технологии блокчейн в качестве инструмента таможенного...

В связи с этим были формированы рекомендации о создании электронной таможни, которая будет

В базе данных записи объединяются в блоки, которые потом связываются криптографически и хронологически в цепочку с помощью сложных математических алгоритмов.

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

электронная торговля, электронная коммерция, российская экономика, психологический барьер, программное обеспечение, отсутствие возможности, непосредственный контакт, Интернет, QWERTY, DSK.

Криптовалюта: будущее или провал | Статья в журнале...

Блокчейн является цепочкой блоков информации транзакций (сделок) между сторонами, которые в последствии формируются в базы данных с информацией о пройденных транзакциях. Данная технология имеет неоспоримые преимущества —система прозрачна и копирует...

Торговые отношения с Китаем. Контракты на поставку: требования...

Отношения китайских компаний между собой, обеспечение их собственных интересов в сделке — это их внутреннее дело.

Без подобного документа многие торговые операции в Китае не осуществляются.

Электронная почта.

Настоящее и будущее криптовалют | Статья в журнале...

Блокчейн (цепочка блоков) — это распределённая база данных, у которой устройства хранения данных не подключены к общему серверу.

Одним из таких финансовых инструментов является децентрализованная электронная валюта или криптовалюта.

Роль электронной коммерции в международной торговле

электронная коммерция, Россия, Китай, США, Великобритания, электронная торговля, Азиатско-Тихоокеанский регион, международная торговля, Интернет, потребитель.