Библиографическое описание:

Новопашина А. А. Содержание и классификация принципов управления предприятием, особенности их применения в современной экономической среде [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



В статье рассматриваются основные принципы управления предприятием, раскрывается их сущность. Приведена одна из классификаций принципов управления, а также особенности применения принципов управления в современных рыночных условиях.

Ключевые слова: принципы управления, классификация принципов управления

С тех пор, когда управление стало выделяться в особый вид деятельности, осуществляемой на предприятии или в организации, представления о сути управленческой деятельности и принципах её ведения значительно изменялись множество раз. Различные подходы к управлению развивались по мере становления общественных отношений, изменения форм предпринимательской деятельности, появления инновационных производственных технологий и возникновения новых средств связи и способов обработки информации.

Искусство управления несёт в основе целую систему базовых положений и принципов, опирающихся на законы, изучаемые другими, связанными с управлением науками. Принципы управления определяют структуру управляемой системы, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию персонала. Процесс управления не может полагаться только на интуицию или талант руководителя. Это искусство основывается на теоретической базе, накопленной за продолжительное время, а именно на принципах и законах управления.

Принципы управления определяют стратегию руководства предприятием и его структурными подразделениями. На основании выработанных принципов управления вносятся корректировки в постановку цели предприятия, уточняются приоритеты.

Исследование принципов управления в настоящее время является актуальной темой, так как в современных условиях, не опираясь на изученные, обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное функционирование и рост объемов деятельности предприятия.

Существует множество определений принципов управления. Так, например, Герчикова И. Н. определяет принципы управления как «общие закономерности, в рамках которых реализуется взаимоотношения между различными структурами управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления» [1, с.174].

Различными российскими и зарубежными авторами в совокупности приводится более тридцати принципов управления. При этом в процессе развития экономических отношений некоторые принципы управления, характерные для экономики планового типа, утратили свою значимость. Одним из таких является принцип демократического централизма, который заключается в полновластии трудящихся, их инициативы, подотчетности руководства работникам. Но на смену таковым сформировались новые принципы управления, применимые к рыночной экономической системе.

Перейдём к изучению различных групп принципов управления предприятием. Рассмотрим такую классификацию, которая предполагает разделение всех принципов управления на общие, частные и специальные.

Общие принципы — это универсальные принципы, которые характерны практически для любых видов организационных систем. Общие принципы относятся ко всем компонентам системы. Рассмотрим их:

  1. Научная обоснованность управления. Данный принцип означает, что научный подход к управлению предприятием требует комплексного изучения множества факторов, влияющих на эффективность функционирования организации.
  2. Системный подход к решению управленческих задач — требует рассмотрения организации как совокупности взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как персонал, структурные подразделения, задачи и технологии, ориентированные на достижение целей.
  3. Принцип оптимальности управления — означает установление организацией такого требования, как достижение целей управления с минимально возможными затратами времени, ресурсов и денежных средств.
  4. Компетентность — понимание менеджером деятельности объекта управления.
  5. Демократизация управления. Такой принцип возник в связи с возрастанием роли социальных факторов. Требует удовлетворения интересов собственников, руководителей, трудового коллектива и отдельных работников организации на справедливой основе.
  6. Принцип стимулирования. Означает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов.
  7. Регламентация. Заключается в развернутой системе правил и норм, определяющих порядок работы организации и ее отдельных структурных подразделений.
  8. Формализация. Предусматривает закрепление норм и правил деятельности организации с помощью приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

Таким образом, выше рассмотрены основные и наиболее универсальные принципы, относящиеся к категории общих принципов. Говоря о применении общих принципов управления в современных экономических условиях, следует отметить то, что они успешно применяются в компаниях в настоящее время. Например, в одной из крупнейших нефтяных российских компаний — в компании «Лукойл» применяются принципы системного подхода, регламентации и формализации, так как процессы деятельности компании чётко регламентированы [3].

Одним из важнейших принципов управления, которого придерживается компания «Лукойл», является принцип стимулирования сотрудников. В современном мире работники нередко забывают о том, какую цель стремится достичь их компания и о том, что нужно делать для достижения этой цели. Таким образом, они работают менее эффективно. Для повышения эффективности труда разумное руководство предприятия вводит систему поощрения и стимулов. Так, работники предприятия начинают видеть, что их труд чрезвычайно важен в процессе достижения намеченных целей, а также понимают, что за свой добросовестный вклад в этот процесс компания будет заботиться о них путем предоставления каких-либо льгот, социальных пакетов, а также материально поощрять.

Рассмотрим следующую группу принципов управления, а именно частные принципы, которые применяются в процессе отдельных видов организационной деятельности. В группу частных принципов входят:

  1. Принципы приоритета:

– принцип приоритета цели. Все процессы в компании осуществляются ради достижения намеченной цели.

– приоритета структур над функциями в действующих организациях. Выполнение организацией ограниченного диапазона функций, при выходе за рамки которого организация может быть не в состоянии обеспечить решение поставленных задач.

– приоритета объекта управления над субъектом. Данный принцип гласит, что руководство различных уровней управления назначается в соответствии с характеристиками и потребностями отдельных структурных элементов.

  1. Принципы соответствия:

– соответствие поставленной цели выделенным ресурсам;

– эффективности производства и экономичности. Означает соответствие эффективности функционирования и общих затрат. Дополнительные затраты фирмы должны быть оправданы ростом эффективности его функционирования.

– принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления. Объемы производства предприятия должны соответствовать ее целям и задачам, характеру деятельности, специфике рынка и т. п.

  1. Принципы организационного процесса. Это направленность на достижение поставленной цели, комплексный подход к изучению процессов, влияющих на деятельность фирмы, объективность принимаемых решений. Также сюда относятся информационное обеспечение процесса управления, соответствие процесса производства имеющимся техническим, экономическим, социальным и организационным ресурсам.
  2. Принципы управленческого учета включают использование единых для единиц измерения, оценку результатов деятельности предприятия и структурных подразделений, формирование системы показателей внутренней отчетности организации;
  3. Принципы системы управления персоналом включают: соответствие функций управления персоналом целям функционирования; приоритетность управления персоналом; гибкость работы с персоналом.

Таким образом, среди частных принципов управления условно выделяются две подгруппы. Первая включает в себя принципы, касающиеся осуществления отдельных функций управления. Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, такими, как социальная, экономическая, организационно-техническая и др. [2, с.16].На примере ПАО «Лукойл» можно заметить, что компания применяет принципы формирования системы управления персоналом (отбор персонала осуществляется по множеству критериев, большинство кадров компании — высококвалифицированные специалисты), принцип соответствия поставленной цели выделенным ресурсам, так как использование ресурсов строго регламентировано, а также принципы организационного процесса, например, направленность на достижение поставленной цели.

Рассмотрим группу специальных (ситуационных) принципов управления. К ним относятся принципы, обусловленные конкретной ситуацией или видом деятельности.

  1. Принципы управления инвестированием заключаются в ориентации на долгосрочные перспективы, наличии достоверной информации о состоянии фондового рынка; своевременном реагировании на изменения инвестиционной среды.
  2. Принципы риск-менеджмента. Подразумевают гибкое управление рисками.

– Прогнозирование. Осуществляется с целью более эффективного управления рисками, а также снижения уровня издержек.

– Страхование. Данный принцип означает взаимодействие со страховыми компаниями для обеспечения полного или частичного погашения непредвиденных потерь.

– Принцип резервирования заключается в создании резервных фондов, средства которых можно будет использовать в случаях крайней необходимости, например, при резком повышении цен на ресурсы.

– Минимизация потерь — максимизация прибыли. Рациональное использование имеющихся в распоряжении фирмы ресурсов с одной стороны, а с другой — увеличение прибыли с помощью грамотной реализации проектов с высокой степенью риска.

  1. Маркетинговые принципы заключаются в завоевании определенной доли рынка, проведении маркетинговых исследований, принятии условий выбранного рынка одновременно с воздействием на него. Кроме того, это долговременность целей, направленных на товары, обладающих новыми свойствами и обеспечивающих долгосрочный успех, быстрая реакция на изменение условий внешней среды.
  2. Принципы клиентоориентированности являются неотъемлемыми в деятельности компании. Таковыми являются: знание потребностей существующей и потенциальной клиентской базы, добросовестность, способность прислушиваться к мнению клиентов, а также умение превосходить ожидания клиента.

Специальные принципы управления также успешно используются в деятельности современных компаний. Так, ПАО «Лукойл» руководствуется маркетинговыми принципами, принципами управления инвестированием и риск-менеджмента. Таким образом, в ходе исследования темы было установлено, что все выработанные временем принципы управления успешно применяются в деятельности современных компаний. Компания «Лукойл» сформировала гибкую и эффективную систему управления предприятием, основываясь как на базовые принципы управления, так и на частные и специальные, создавая, таким образом, индивидуальную систему управления, которая обладает высокой степенью гибкости и успешно конкурирует на рынке нефтяных компаний.

Литература:

  1. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2010. — 480 с.
  2. Галенко, В. П. Менеджмент. Системы управления. Методология. Предпринимательство: учебник. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011.
  3. Официальный сайт нефтяной компании Лукойл [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lukoil.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle