Сущность и основные принципы управления качеством на промышленном предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Чу Т. Т. Сущность и основные принципы управления качеством на промышленном предприятии // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 546-549. — URL https://moluch.ru/archive/133/37150/ (дата обращения: 18.10.2018).



Качество продукции и услуг всегда являлось одним из основных факторов конкурентной борьбы на национальных и мировом рынках, символом процветания отдельных предприятий, регионов и целых государств. Как экономическая категория качество — это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре [1].

В соответствии с этим менеджментом качеством является координирующая деятельность по руководству и управлению организацией с точки зрения качества [2].

Система менеджмента качества (СМК) создается для реализации политики предприятия в области качества, для достижения и поддержания качества выпускаемой продукции (работ, услуг) на нормативном уровне и обеспечения выполнения требований потребителя, для постоянного улучшения качества продукции с целью повышения удовлетворённости данной продукцией как потребителя, так и других заинтересованных сторон [5, с. 6].

Система менеджмента качества является неотъемлемой частью общей системы управления производственной и хозяйственной деятельностью предприятия и создаётся на основе общего менеджмента качества на предприятии.

К основным принципы управления качеством на промышленном предприятии можно отнести следующее:

Принцип 1: Ориентация на потребителя.

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, чтобы не только удовлетворять, но и опережать потребности своих клиентов.

Качество продукции предприятия должно ориентироваться на клиентов, предприятия должны производить, продавать то, что нужны клиенту, а не то, что предприятия хотят. Предприятия и организации осуществляют свою экономическую деятельности для того, чтобы выжить и развиваться с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей потребителей. Это означает, что клиенты — это люди, которые приносят прибыль для предприятия. Ориентация на потребителя поможет компаниям четко определить их текущие и будущие потребности, где и что они хотят. Потребности клиентов всегда будут удовлетворены с помощью продуктов и услуг, которые компании продают клиентам. Те компании, которые уделяют больше внимания потребителям, чтобы завоевать сердца и доверие клиентов, должны не только удовлетворять, но и опережать потребности клиентов. При этом компания всегда должна искать пути к улучшению сервиса. Ориентация на потребителя является не только простым принципом, но и стала важной частью разделения системы управления бизнесом предприятия.

Принцип 2: Роль руководства.

Руководители обеспечивают единство между целью и направлением деятельности бизнеса. Руководители должны создавать и поддерживать внутреннюю среду на предприятии, чтобы направлять сотрудников на достижение целей предприятия.

Деятельность по управлению качеством не может достичь результатов без участия руководителей. Лидеры организации должны иметь видение, построить четкие задачи, конкретные и ориентированные на клиента. Важно обеспечить приверженность руководителя этим целям и реализовать его личное лидерство руководителя в качестве члена организации.

Благодаря непосредственному участию в мероприятиях, таких как планирование, обзор деятельности организации, закрепление работы сотрудников, лидеры укрепляют ценности организации и поощряют творчество персонала.

Управление качеством представляет собой комплекс мероприятий, общих управленческих функций, где руководитель определяет политику в области качества и её цели. Он выполняет свои обязанности с помощью таких мер, как планирование качества, контроль качества, гарантии качество и улучшение качества в рамках системы качества. Таким образом, в осуществлении эффективного управления и поддержании системы управления качеством деятельность руководства имеет решающее значение.

Принцип 3: Вовлечение работников.

Люди, персонал являются наиболее важным ресурсом предприятия, и активное участие работников в обеспечении качества продукции, их знания и опыт имеют определяющее значение для успешности бизнеса.

Предприятие выступает как операционная система, в которой участвуют все члены предприятия, от вклада и усилий которых зависит успех предприятия. В этой связи предприятие необходимо рассматривать как социально-экономическую систему [3, с. 54–68], в которой эффективность деятельности зависит как от технологических, так и от социальных факторов, обеспечивающих развитие человеческого капитала [4, с. 29–42]. Развитие человеческого фактора в организации является по сути развитием внутренних ресурсов для роста мощности организации на пути достижения более высокого качества. В системе управления качеством весь коллектив компании, от верхнего уровня до низового звена, одинаково играет важную роль во внедрении и поддержании системы качества. Все члены коллектива должны постоянно заботиться о повышении качества продукции и услуг, предоставляемых клиентам. Каждый уровень персонала должен выполнять функции в соответствии со своей позицией.

− Высшее руководство: определить место проблем качества в компании. Представляет информацию каждому члену компании, чтобы все могли понять концепцию качества организации и требования к своей работе.

− Менеджеры: строят планы, чтобы делать работу в своем отделе (в соответствии с другими ведомствами), строят конкретные стандарты качества, руководят сотрудникам и осуществляют работу в отделе. Они же проводят мониторинг обеспечения качества. В зависимости от конкретной ситуации менеджеры могут участвовать в работе по реализации требований по обеспечению наилучшего качества, контролировать и обеспечивать требуемое качества.

− Сотрудники: выполняют задания напрямую, строго придерживаются стандартов качества, активно содействуют выработке предложений по улучшению качества работы, взаимодействуя со всеми руководителями.

Принцип 4: Процессный подход.

Эффективно достичь желаемые результаты возможно, когда ресурсы и связанная с нею деятельность управляются как процесс.

Процесс представляет собой совокупность мероприятий, связанных друг с другом и осуществляемых в логической последовательности, чтобы генерировать ценные результаты / продукты для организации. Для того, чтобы эффективно функционировать, организации должны определять и управлять соответствующими и взаимодействующими друг с другом процессами. Обычно выход из одного процесса предполагает формирование входа для следующего процесса. Определение и управление процессами, осуществляющимися в организации, особенно управление взаимодействием между этими процессами, называется «процессный подход».

Управление качеством должно рассматриваться как процесс, так как хорошие результаты управления будут достигаться тогда, когда соответствующие виды деятельности управляются как процесс. Процесс представляет собой последовательность событий, которая преобразует входы на выходы. Для того чтобы процесс был эффективным, значение выхода должно быть больше, чем на входе, а это означает, что процесс обеспечивает добавленную стоимость.

Принцип 5: Системный подход к управлению.

Данный подход предполагает понимание и управление качеством как управление системой процессов, связанных общей целью, что обеспечивает эффективность предприятий.

Организации не могут решить проблему качества каждого фактора, влияющего на качество по отдельности, но необходимо учитывать все факторы, которые синхронно и систематически влияют на качество. Систематический метод управления состоит в мобилизации и координации всех ресурсов для достижения общих целей организации.

Принцип 6: Постоянное улучшение.

Постоянное улучшение является целью, а также методом любого предприятия. Чтобы иметь конкурентоспособность и самый высокий уровень качества продукции и услуг, предприятия должны постоянно совершенствовать свою работу.

Качество ориентируется на клиента. Однако требования и желания клиента всегда имеют тенденцию к изменениям в соответствии с ростом удовлетворения своих потребностей, так что требования к качеству всегда необходимо изменять. Чтобы иметь обновление и улучшение качества, оно должно постоянно и непрерывно совершенствоваться.

Улучшение может быть осуществлено небольшими шагами. Например, можно улучшить методы управления, совершенствовать инновационные процессы, оборудование, технологии, ресурсы, даже произвести передислокацию структуры управления. Однако улучшения должны быть тщательно просчитаны и придерживаться целей организации.

Принцип 7: Принятие решений, основанных на фактах.

Чтобы быть эффективными, все решения и действия системы управления бизнесом должны построены на основе анализа конкретных данных и точной информации. Вопросы не решаются только на основе представлений, все должно быть четко базироваться на фактах. Оценка должна опираться на стратегию организации, критический анализ процесса, входов и выходов процесса.

Принцип 8: Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Предприятия и поставщики взаимозависимы, и взаимные полезные отношения будут улучшать возможности обеих сторон и создавать дополнительные ценности.

Организации должны строить внутренние и внешние отношения для достижения общих целей. Внутренние отношения создают внутреннее единство, способствуют развитию сотрудничества между руководством и сотрудниками, созданию сетей, связей между частями организации для повышения гибкости и способности. Внешние отношения складываются с клиентами, поставщиками и конкурентами, с учебными организациями, агентствами по управлению, местными органами власти и т. д. Эти внешние отношения имеют стратегический характер, поскольку они помогают организациям выйти на рынок, расширить популярность брендов, спроектировать новые продукты. Взаимосвязанные стороны должны обратить внимание на эти важные требования, чтобы обеспечить успех партнерства путём регулярных обменов, поддержки соответствующих принципов по отношению к каждой целевой группе.

Литература:

  1. Р. Г. Сафин, Л. Ф. Асатова, Н. Ф. Тимербаев. Управление качеством продукции лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств: учебное пособие— КНИТУ, Казань, 2013 —С. 5.
  2. Вьетнамский стандарт ИСО 9000: 2008.
  3. Гусов А. З. Управление предприятием как социально-экономической системой.// Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2008. № XII. С. 54–68.
  4. Гусов А. З. Социальные факторы развития материально-производственного сектора российской экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Российская академия предпринимательства. Москва, 2008.
  5. А. А. Попов, Е. А. Попов, М. В. Колмыкова, С. П. Спиридонов. Система менеджмента качества: теория и методология: учеб. для студентов вузов, ГОУ ВПО ТГТУ, Тамбов, 2010. — С. 6.
  6. Система управления качеством — Требования ИСО 9001: 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): управление качеством, процесс, предприятие, клиент, принцип, качество, область качества, потребность клиентов, качество продукции, система менеджмента качества.


Похожие статьи

Управление качеством на предприятиях общественного питания

Международным стандартом в области системы менеджмента качества является стандарт серии ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems –Requirements»).

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами деятельности, которые связаны (вне зависимости от того, прямо или косвенно) с достижением намеченных результатов.

Управление качеством выпускаемой продукции

качество продукции, управление качеством, качество, системный подход, улучшение качества продукции, система управления, потребность потребителей, потребление продукции, повышение качества...

Управление конкурентоспособностью компании на основе...

Система менеджмента качества фокусируется на качестве продукции. Разработанные рекомендации на основе внедрения СМК позволят компании управлять и устанавливать контроль за качеством на предприятии.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по...

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны.

Ключевые слова: ISO9001, СМК, элементы СМК, управление качеством.

1) Ориентированность на клиента в производстве или в бизнесе.

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг...

Для достижения современного уровня и стабильности показателей качества продукции на предприятиях внедряется система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Ключевые слова: менеджмент качества, бизнес-процесс, системный подход, процессный подход, СМК, ISO. Неотъемлемым условием рыночной экономики является конкуренция. Г. Л. Азоев, П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский, определяют конкуренцию как процесс взаимодействия...

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM.

Принципы всеобщего управления качеством | Статья в журнале...

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех организационных процессов.

Качество — забота о предоставлении клиенту наилучших товаров максимально соответствующих его потребностям.

Управление качеством на предприятиях общественного питания

Международным стандартом в области системы менеджмента качества является стандарт серии ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems –Requirements»).

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами деятельности, которые связаны (вне зависимости от того, прямо или косвенно) с достижением намеченных результатов.

Управление качеством выпускаемой продукции

качество продукции, управление качеством, качество, системный подход, улучшение качества продукции, система управления, потребность потребителей, потребление продукции, повышение качества...

Управление конкурентоспособностью компании на основе...

Система менеджмента качества фокусируется на качестве продукции. Разработанные рекомендации на основе внедрения СМК позволят компании управлять и устанавливать контроль за качеством на предприятии.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по...

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны.

Ключевые слова: ISO9001, СМК, элементы СМК, управление качеством.

1) Ориентированность на клиента в производстве или в бизнесе.

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг...

Для достижения современного уровня и стабильности показателей качества продукции на предприятиях внедряется система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Ключевые слова: менеджмент качества, бизнес-процесс, системный подход, процессный подход, СМК, ISO. Неотъемлемым условием рыночной экономики является конкуренция. Г. Л. Азоев, П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский, определяют конкуренцию как процесс взаимодействия...

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM.

Принципы всеобщего управления качеством | Статья в журнале...

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех организационных процессов.

Качество — забота о предоставлении клиенту наилучших товаров максимально соответствующих его потребностям.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Управление качеством на предприятиях общественного питания

Международным стандартом в области системы менеджмента качества является стандарт серии ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems –Requirements»).

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами деятельности, которые связаны (вне зависимости от того, прямо или косвенно) с достижением намеченных результатов.

Управление качеством выпускаемой продукции

качество продукции, управление качеством, качество, системный подход, улучшение качества продукции, система управления, потребность потребителей, потребление продукции, повышение качества...

Управление конкурентоспособностью компании на основе...

Система менеджмента качества фокусируется на качестве продукции. Разработанные рекомендации на основе внедрения СМК позволят компании управлять и устанавливать контроль за качеством на предприятии.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по...

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны.

Ключевые слова: ISO9001, СМК, элементы СМК, управление качеством.

1) Ориентированность на клиента в производстве или в бизнесе.

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг...

Для достижения современного уровня и стабильности показателей качества продукции на предприятиях внедряется система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Ключевые слова: менеджмент качества, бизнес-процесс, системный подход, процессный подход, СМК, ISO. Неотъемлемым условием рыночной экономики является конкуренция. Г. Л. Азоев, П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский, определяют конкуренцию как процесс взаимодействия...

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM.

Принципы всеобщего управления качеством | Статья в журнале...

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех организационных процессов.

Качество — забота о предоставлении клиенту наилучших товаров максимально соответствующих его потребностям.

Управление качеством на предприятиях общественного питания

Международным стандартом в области системы менеджмента качества является стандарт серии ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems –Requirements»).

Внедрение системы менеджмента качества на малых...

Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами деятельности, которые связаны (вне зависимости от того, прямо или косвенно) с достижением намеченных результатов.

Управление качеством выпускаемой продукции

качество продукции, управление качеством, качество, системный подход, улучшение качества продукции, система управления, потребность потребителей, потребление продукции, повышение качества...

Управление конкурентоспособностью компании на основе...

Система менеджмента качества фокусируется на качестве продукции. Разработанные рекомендации на основе внедрения СМК позволят компании управлять и устанавливать контроль за качеством на предприятии.

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по...

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны.

Ключевые слова: ISO9001, СМК, элементы СМК, управление качеством.

1) Ориентированность на клиента в производстве или в бизнесе.

Теоретические основы качества продукции, работ, услуг...

Для достижения современного уровня и стабильности показателей качества продукции на предприятиях внедряется система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

Процессный подход как принцип системы менеджмента качества

Ключевые слова: менеджмент качества, бизнес-процесс, системный подход, процессный подход, СМК, ISO. Неотъемлемым условием рыночной экономики является конкуренция. Г. Л. Азоев, П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский, определяют конкуренцию как процесс взаимодействия...

Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его...

Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM.

Принципы всеобщего управления качеством | Статья в журнале...

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех организационных процессов.

Качество — забота о предоставлении клиенту наилучших товаров максимально соответствующих его потребностям.

Задать вопрос