Библиографическое описание:

Строкова А. А. Оценка реализации принципов построения бюджетной системы РФ [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 28-31.



The article describes the basic principles of the budget system, compliance with which enhances its stability. The analysis of the implementation these principles at the present stage of economic development.

Keywords: budget system, unity, independence,principle, budget legislation

В мировой практике большинства государств, принципы бюджетной системы считаются настолько важными, что предусматриваются в конституциях или аналогичных основных законах. Считается, что это повышает их значимость по сравнению с отражением в специальных нормативно-правовых актах, связанных с функционированием бюджетной системы, её организацией. В Российской Федерации принципы бюджетной системы, как известно, отражены в Бюджетном кодексе.

Таким образом, в соответствии с Бюджетным кодексом установлены 13 основополагающих принципов бюджетной системы РФ, большинство из которых, так или иначе, соблюдаются [1]. Но с точки зрения построения бюджетной системы будут рассмотрены только два из них, которые к тому же являются противоречивыми, это принципы:

– единства бюджетной системы;

– самостоятельности бюджетной системы.

Необходимо сразу отметить, что по определению принцип любой системы — это единство, то есть любая система она едина и поэтому выделение принципа единства дополнительно является «масло масляным». Но если посмотреть на содержание данного принципа, то можно отметить, что он не означает организационного единства бюджетной системы Российской Федерации (далее БС РФ), так как отсутствует вхождение одних бюджетов в другие. Но данный принцип означает единое правовое пространство, в рамках которого функционируют все бюджеты, которые входят в состав БС РФ.

Так, в реальной практике формирования БС РФ взяло верх централизованное начало, обоснованное данным принципом единства бюджетное системы. Сказывается это в концентрации основных государственных доходов в федеральном бюджете, следствием чего является значительная финансовая зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации от федерального бюджета.

Что касаемо принципа самостоятельности бюджетов, то нужно отметить, что данный принцип не совсем правильно назван, так как стоит говорить не столько о самостоятельности бюджета, сколько об самостоятельности органах государственной власти и органов местного самоуправления в решении тех вопросов, которые находятся в их компетенции, где финансовой базой деятельности будут являться соответствующие бюджеты. Данный принцип назван так ещё в 1991 году, когда он впервые появился в законе РСФСР от 10.10.91 № 1734–1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» дальше в такой же формулировке он попал и в Бюджетный кодекс РФ [2].

Но если посмотреть то, каким образом он трактуется в нашем бюджетном законодательстве можно сделать вывод, что он не содержит реальных механизмов достижения бюджетной самостоятельности и достаточно аморфно представлен в Бюджетном кодексе РФ.

Не секрет, что одним из основных направлений модернизации нашей страны является развитие местного самоуправления и повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований, так как это является фундаментальным звеном бюджетной системы.

Анализируя реализацию принципа финансовой самостоятельности местного самоуправления на практике, позволяет сделать вывод о том, что он практически не соблюдается. Проводимые в России реформы налогового и бюджетного законодательства фактически привели к ослаблению собственной доходной базы местных бюджетов при одновременном перекладывании на них значительных расходов. Главной проблемой муниципальных финансов в России является проблема пополнения доходной части местных бюджетов и ее соответствия расходам муниципальных образований. Ведь именно муниципальные доходы служат финансовой базой местного самоуправления для решения муниципальными образованиями вопросов местного значения.

При тщательном рассмотрении основных принципов построения бюджетной системы можно обнаружить противоречия между принципами единства бюджетной системы (статья 29) и самостоятельности бюджетов (статья 31). С одной стороны, субъекты заинтересованы в самостоятельности, с другой — многие субъекты и муниципальные образования не способны без внешней поддержки собственными силами обеспечить свою деятельность [4]. В результате повышается уровень централизации бюджетной системы и зависимость нижестоящих бюджетов от вышестоящих, что не соответствует критериювзаимосвязи и преемственности между законодательными нормами.

Резюмируя выше сказанное, принцип единствасовременной БС РФ по содержанию значительно отличается от принципа единства бюджетной системы в условиях административно-командной системы управления экономикой, который означал консолидацию всех бюджетов в едином бюджете и утверждение его в форме закона. В отличие от такой модели современная БС РФ может быть представлена в виде «разобранной матрешки», все составные части которой находятся в распоряжении разных органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются отдельными законами (решениями) о соответствующем бюджете.

Категория «сбалансированность бюджета» является комплексной и значительно более широкой, чем то, что закреплено в ст. 33 Бюджетного кодекса РФ [3]. Итак, для гарантии самостоятельности на долгосрочную перспективу баланс должен достигаться не только равенством доходов и расходов, но также ответственной долговой политикой, эффективной моделью межбюджетного взаимодействия и совершенствованием инструментария бюджетного риск-менеджмента.

Рассмотрев выполнение на практике данных принципов, можно сделать вывод, что она не соблюдаются в полном объеме. Однако, политика органов государственной власти свидетельствует о работе в направлении повышения самостоятельности и ухода от реципиентного состояния регионов, так же разрабатываются методики по повышению эффективности реализации принципов. Деятельность, направленная на совершенствование БС РФ, позволяет надеяться на устранение проблем существующих на данном этапе.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст по сост. на 30.03.2016г. — М.: Издательство «Омега-Л», 2016.
  2. Закон РСФСР от 10.10.1991 N 1734–1 (ред. от 31.07.1995, с изм. от 10.07.1996) «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
  3. Галухин А. В. Сбалансированность бюджета как условие обеспечения его устойчивости / Галухин А. В. // Вопросы территориального развития вып. 1 (21), 2015
  4. Куркина Е. А. Бюджетное законодательство Российской Федерации, оценка его качества / Куркина Е. А.// Журнал российского права. — 2015. — № 2 — С. 37–48.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle