Библиографическое описание:

Абзалова Г. Р. Корпоративные информационные системы в целях управления материально-производственными запасами [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 87-89.



Резервы повышения эффективности деятельности предприятия заложены в рациональном управлении материально-производственными запасами. Эффективное планирование запасов и их контроль, более широкое использование современных систем планирования потребности в материалах, логистических концепций позволят устранить недостаток материально-производственных запасов и избавиться от излишков.

Ключевые слова: современные автоматизированные системы, информационные системы, управление материально-производственными запасами, MRP, MRP II, ERP, ERP II, CSRP, CRM, omni-channel.

Концепция MRP (Material Resource Planning) или «планирование потребностей в материальных ресурсах» представляет собой метод управления производственным предприятием с минимальными издержками на складах. Изначально концепция MRP предназначалась для производственных предприятий (в особенности с дискретным[1] типом производства, как «сборка на заказ», «изготовление на заказ», «изготовление на склад», «серийное»), но с течением времени систему стали применять и торговые предприятия [1]. Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов и комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а следовательно, и разгрузкой склада. Практика показывает, что программные системы, реализованные на базе MRP, позволяют оптимально регулировать поставки для производства продукции, контролировать складские запасы, технологию производства. Однако, расчете потребности в материалах в рамках данной системы не учитываются такие производственные показатели как мощность, загрузка, стоимость рабочей силы и прочие важные показатели. Для устранения данной проблемы, в 80-х г. возникла усовершенствованная концепция, которая получила название «планирование производственных ресурсов» (Manufacturing Resource Planing). Так как аббревиатура MRP была занята, новая концепция получила обозначение MRP II. MRP II не означает поколение или версию концепции «планирование потребностей в материальных ресурсах».

MRP II позволяет сформировать план производства на основе портфеля заказов и спрогнозировать сбыт готовой продукции. Для принятия решений управленческий аппарат использует информационные технологии анализа, статистического моделирования, оптимизационные расчеты. По производственным подразделениям создаются бюджеты, а для анализа их выполнения ведется расчет нормативных и фактических затрат и себестоимости продукции. Более того в рамках концепции ведется контроль соответствия количества произведенной продукции количеству использованных в процессе производства материальных запасов, составляются отчеты о задержках заказов, объемах и динамике продаж продукции с указанием причин, а также информация о поставщиках, тендерах и условиях их реализации, и прочих важных аспектах производства. Отчеты анализируются и учитываются на дальнейших этапах планирования.

В начале 90-х г. появилась концепция ERP (Enterprise Resource Planning) или «планирование ресурсов предприятия», которая представляет собой организационную стратегию производства, управления трудовыми ресурсами, активами, финансового менеджмента, направленная на оптимизацию ресурсов компании при помощи специализированного пакета прикладного программного обеспечения [2]. Концепция ERP способна планировать все производственные ресурсы предприятия: сырье, материалы, оборудование с учетом производительности, трудозатраты — то есть внутренняя деятельность предприятия полностью автоматизирована. Основное различие между концепциями MRP II и ERP заключается в том, что первая ориентирована на производство, а вторая — на бизнес. К примеру, в поле зрения уже ERP попадают и такие моменты, как условия кредитования заказчика по отгрузке готовой продукции.

Основные функции, которые должна обеспечивать ERP-система:

‒ финансовое планирование на основе бюджетов;

‒ планирование производственных ресурсов;

‒ планирование потребности в материалах;

‒ фактический учет финансов, использования производственных и материальных ресурсов;

‒ сравнение плановых и фактических показателей [3].

Сегодня наиболее популярными ERP-системами являются: «SAP/R3», «BAAN», «Oracle Applications», ориентированные на крупные компании. Для средних предприятий за рубежом популярны программы «Platinum», «SunSystems», «Scala», «Exact Globe», «Navision» и другие, которые предоставляют широкие возможности пользователям. Для отечественных компаний в целях автоматизации учета используются: «1С», «Парус», «Инфин», «Инфо-бухгалтер» и другие. Практически все программные средства предлагают стандартный набор инструментов для облегчения труда бухгалтера и лучшей организации бухгалтерского учета. Отметим, программы позволяют автоматизировать не только учетную, но и планово-экономическую деятельность, торговлю и другие сферы деятельности.

В мировом масштабе в развитых странах (за исключением России) большинство компаний применяет ERP систему, а в некоторых компаниях даже рассматривается как пройденный этап. Ещё в 1999 году консалтинговая компания «Gartner Group» заявила о завершении эпохи ERP-концепции. На смену была предложена концепция ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) или «управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия». Согласно «Gartner Group», ERP II — это бизнес-стратегия компаний, набор ключевых приложений, помогающих увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной информационно-технологической поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов внутри предприятия, также и во внешнем мире — в рамках сотрудничества с другими компаниями.

В последнее время наблюдается активное движение в сторону концепции CSRP и CRM. Концепция CSRP — (Customer Synchronized Resource Planning) «планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем» включает в себя полный цикл: от проектирования до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи, и представляет собой не только информационную систему, но и бизнес-стратегию. Основная идея CSRP заключается в интеграции заказчика (клиента) в систему управления предприятием — то есть покупатель непосредственно может разместить заказ на изготовление продукции, отследить сроки поставки, производства и прочие моменты. При этом предприятие имеет возможность отслеживать тенденции спроса, взаимодействие с клиентами.

Результаты успешного применения концепции CSRP — это повышение качества товаров, снижение времени поставки, повышение ценности продуктов для покупателя, а в результате — снижение производственных издержек, и что наиболее важно, наладка обратной связи с покупателями и обеспечение лучших услуг для них. Способность создавать покупательскую ценность приводит к росту доходов и устойчивому конкурентному преимуществу. Среди производителей CSRP-систем можно отметить компанию «Symix» (США), «Socap» (Россия).

CRM (Customer Relationships Management) — «управление взаимоотношениями с клиентами», главная идея заключается в максимальной ориентации на каждого клиента. Данная стратегия может затрагивать любые вопросы деятельности фирмы, начиная от рекламы и процесса продаж, и заканчивая производством продукции. Это способствует повышению производительности менеджеров, улучшает качество обслуживания клиентов и способствует увеличению продаж. Компании-лидеры на рынке CRM-систем: «Siebe», «Clarify», «Pivotal», «PeopleSof», «NetPerceptions», «BroadVision».

Понятия «omni-channel», «multi-channel» становятся все более популярны среди российских ритейлеров. Именно IT-решения, позволяют воплотить идею омниканальности[2] в реальность: увеличить продажи, оптимизировать запасы, повысить лояльность клиентов. Цель омниканальных продаж — сделать так, чтобы покупатель мог совершить покупку любым доступным и удобным для него способом: в магазине, через Интернет, каталог, call-центр, мобильное приложение. «Omni-channel» в индустрии торговли считается лучшим способом для организации слаженной работы с каждым клиентом.

Согласно данным агентства McKinsey&Co, эффективно выстроенная стратегия омниканальных продаж позволяет:

‒ увеличить выручку более чем на 2 %;

‒ уменьшить вероятность уценки товаров на 10–15 %;

‒ сократить сроки доставки на один-два дня;

‒ увеличить пропускную способность склада на 40 %;

‒ сократить складские расходы на 20 % [5].

Современные автоматизированные системы базируются на системе экономической информации, и для создания рационального потока информации, считаем, очень важным соблюдать следующие основополагающие принципы:

‒ объективно отражать процессы и ресурсы производства;

‒ обеспечить единство информации, которая может поступать из различных источников;

‒ устранить дублирования в первичной информации;

‒ оперативно отражать информацию;

‒ внедрять современные системы автоматизации для сбора и анализа информации;

‒ сопоставить ценность информации и затраты на ее получение [4].

Считаем, использование корпоративных информационных систем в целях управления материально-производственными запасами позволят наилучшим образом реализовать политику управления запасами в предприятии: так чтобы затраты связанные с производственными запасами были минимизированы, и в то же время, чтобы не возникал дефицит, нарушающий ритмичный ход производства и продажи готовой продукции.

Литература:

  1. Ельсукова Т. В. Управление запасами в среде теории ограничений и системе управленческого учета //Современные технологии управления, 2014, № 2
  2. Корягин М. В. Статья: Развитие бухгалтерской отчетности в условиях изменения запросов пользователей // Международный бухгалтерский учет, 2014, № 38
  3. Панов С.Интегрированные системы как инструмент управления предприятием // Консультант, 2011, № 7
  4. Чая, В.Т., Чупахина Н. И. Основные методологические проблемы становления управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика, 2007, № 15
  5. Корус Консалтинг «Omnichannel: 5 историй успеха в ритейле» [Электронный ресурс]:http://wms.korusconsulting.ru/inform-center/articles/omni-channel-wms.html

[1] Дискретный тип производства предполагает, что для каждого изделия есть ведомость материалов и состав изделия.

[2] Омниканальные продажи (omni-channel) — это стратегия сбыта, подразумевающая эффективное использование всех доступных ресурсов для максимального удовлетворения потребностей существующих клиентов и привлечения новых.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle