Библиографическое описание:

Мартыненко А. Г. Пути повышения конкурентоспособности России в мировой экономике [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 27-30.



В данной статье рассмотрены лидеры по уровню конкурентоспособности в 2015 г. и их рейтинговая оценка. Положение России в оценке рейтинга по макроэкономическим показателям, качеству государственного управления, по эффективности бизнеса и по состоянию инфраструктуры.

Так же показаны приоритетные направления развития человеческого ресурса и экономики сервисного направления и отраслей: промышленность, транспорт, строительство и аграрный сектор. Показано развитие и вклады в нефтегазовую отрасль.

Раскрыто направление развития конкурентоспособности России в существующих условиях, для формирования способности выдерживать конкурентную борьбу в условиях роста усилий компаний-мировых лидеров по увеличению конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, экономика, производство, импортозамещение, промышленность, валовый продукт.

Безусловными мировыми лидерами по уровню конкурентоспособности в 2015г. являются США, Гонконг и Сингапур. Конкурентоспособность российской экономики в 2015г. (по данным IMD) ухудшилась. В результате РФ опустилась с 38 на 45 позицию, хотя ранее на протяжении пяти лет подряд неизменно продвигалась вперед [2].

Основной причиной произошедшего авторы рейтинга назвали повышенную рыночную волатильность, связанную с геополитическим фактором.

При этом за прошедший год Россия:

 в группе макроэкономических показателей опустилась на 43 место (минус две строчки),

 по качеству госуправления — на 37 место (минус семь позиций),

 по эффективности бизнеса — на 54 место (минус одна позиция),

 по состоянию инфраструктуры — заняла 36 место.

Среди стран группы БРИКС Россия, несмотря на ухудшившуюся динамику, по-прежнему располагается в рейтинге IMD выше Бразилии (56 место) и ЮАР (53 место), уступая при этом Китаю (22 позиция) и Индии (44 позиция) [2].

Таким образом, органам управления и бизнесу есть над чем работать в плане повышения конкурентоспособности российской экономики.

В предстоящие 10–15 лет, кроме развития человеческого ресурса и экономики сервисного направления, будут приоритетными также промышленность, транспорт, строительство и аграрный сектор, в рамках развития и реализации знаний, занятости и извлечения доходов. Именно в указанных отраслях Российская Федерация имеет преимущества, по сравнению с другими странами, однако именно здесь наблюдаются основные условия возникновения барьеров и провалов эффективности. Активная технологическая модернизация большинства основных экономических секторов, которая основывается на информационных нано- и биотехнологиях, считается важным условием успеха инновационного пути развития и успеха государства в условиях глобальной конкуренции [3].

На данный момент проекты в области высокотехнологичных отраслей не имеют возможности быстро обеспечить вклад в рост валового внутреннего продукта по причине недостаточной развитости данных сфер и наличия не конкурентоспособной продукции. Машиностроительная отрасль формирует приблизительно 3 % валового внутреннего продукта, в отличии от нефтегазовой и сырьевой отрасли, которые создают 28–30 % данного параметра.

Величина вкладов в увеличении скорости роста валового продукта в отношении наукоемких товаров и знаний в 2014–2017 гг. сравняется с вкладами классических отраслей, и может превысить вклады нефтегазовой отрасли. К 2020 году нефтегазовые комплексы будут приносить во внутренний продукт станет меньше н 19 % (с 10,9 в 2007 г.).

Системная перестройка экономики и диверсификация определены возможностью решения следующих вопросов:

 возможность обеспечения поступательной оптимизации нефтегазового комплекса, постепенное перемещение в сторону новых технологий в отношении добычи полезных ископаемых и их переработки, а также увеличения коэффициента спроса на российское оборудование и технику;

 оптимизация сырьевой и перерабатывающей промышленности, рост глубины переработки сырьевых материалов, уменьшение энергоемкости производственных процессов и увеличение его экологичности, масштабирование присутствия на мировом рынке сырьевых материалов;

 увеличение скорости роста средне- и высокотехнологичного производства, интеллектуально емких услуг, переход организаций на внешний и внутренний рынок с конкурентными товарами с высоким процентом добавленной стоимости [4].

В среднесрочных перспективах развития особенно выделяется потенциал роста высокого уровня (в том числе путем импортозамещения) среднетехнологичных видов производства — пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также ориентированная на экспорт химическая промышленность и цветная металлургия. Поиск оптимального взаимодействия между экспортом и внутренним потреблением углеводородных материалов даст возможность для развития газо- и нефтехимии.

Потенциально конкурентные преимущества России в средне- и высокотехнологичных отраслях отмечаются в оборонном производстве (авиа и судостроение, ракетно-космическая отрасль и т. д.). Однако недостаточный уровень развития в технологичных отраслях гражданского характера (электроника, гражданское автомобилестроение и авиастроение) не только может лишить РФ перспектив выхода на мировые рынки и проведение эффективного импортозамещения, но и создаст в долгосрочной перспективе условия утраты уже существующих секторов в оборонной промышленности.

В данных условиях страна вынуждена принимать меры к модернизации обороной промышленности, а также мотивировать развитие двойных технологий и возможность технологического обновления таких секторов промышленности, как машиностроение в различной степени, в том числе автомобилестроение, которые играют значимую роль для увлечения технологической степени в импортозамещении и промышленности.

Величина накопленных структурных диспропорций и большая конкуренция зарубежной продукции при укреплении курса и повышаемой стоимости энергии и рабочих ресурсов создают препятствия для эффективной диверсификации промышленных отраслей и экономики в целом. Успех диверсификации в большинстве случаев зависит от развития политики инновационно-промышленного направления — рационального взаимодействия программ и конкретных мероприятий по мотивации конкуренции и инициативы предпринимателей, и поддержки от государства в системных инновационных проектах, в первую очередь, в отношении частно-государственного развития партнерства [1].

Требуемые изменения в системе производства возможны только при условии расширения масштаба конкуренции, введения инноваций при осуществлении предпринимательской деятельности, формирования как крупного слоя малого и среднего бизнеса, так и крупнейших российских организаций, которые имеют большое значение на мировом рынке.

Таким образом, в существующих условиях, для формирования способности выдерживать конкурентную борьбу в условиях роста усилий компаний-мировых лидеров по увеличению конкурентоспособности, РФ также нуждаются в государственной конкурентной стратегии, которая должна быть направлена на достижение направленная на достижение конкурентоспособности, формирование условий с целью реализации государственных интересов при существовании жесткой конкурентной обстановки. Конкурентная стратегия может обеспечить эффективное использование преимуществ и ресурсов, предназначенных для создания конкурентоспособных объектов.

Безусловно, Россия вместе с недостатками конкурентных резервов имеет ресурсы и большие, но пока не реализованные, преимущества, для повышения конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам можно отнести: уникальное евразийское геополитическое положение российского государства; сохранение статуса великой державы по некоторым признакам; богатейшие природные ресурсы (при условии существенного повышения эффективности их использования); историко-культурные традиции, единую полиэтническую и многоконфессиональную цивилизационную общность, закаленную в историческом процессе.

И, конечно, ключевым механизмом повышения уровня конкурентоспособности России видится конкурентная стратегия и конкурентная политика государства, которая посредством стратегически верного определения векторов и приоритетов реформирования, ориентированных на жизнеустойчивость, позволит эффективно использовать российские конкурентные преимущества и ресурсы, и достичь уровня конкурентоспособности страны, необходимого для достойного существования в сложных условиях жесткой глобальной конкурентной среды [1]. Тогда задачи восстановления статуса державы в экономико-технологическом плане, перехода российского государства с «нижнего» на «верхний путь к конкурентоспособности», возвращения утраченных и завоевания новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки, социальной сфере не будут восприниматься экспертами как несбыточные мечты.

Литература:

  1. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016. [Электронный ресурс]. — URL: http://gtmarket.ru/news/2015/09/30/7246 (дата обращения: 12.02.2016).
  2. Конкурентоспособность российской экономики снижается? [Электронный ресурс]. — URL: http://global-finances.ru/konkurentosposobnost-rossiyskoy-ekonomiki-2015/ (дата обращения: 12.02.2016)
  3. Лоскутова М. В. Проблемы обеспечения конкурентоспособности реального сектора экономики России. //Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3–4 (025–026).
  4. Титов Д. В России опять снизилась конкурентоспособность.//Экономика и жизнь. 2014. № 35 (9451).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle