Автор: Шнидман Нина Александровна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Шнидман Н. А. Актуальность и важность повышения конкурентоспособности туристической сферы // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 299-301.



В данной статье рассматриваются факторы, которые оказывают влияние на уровень конкурентоспособности сферы туризма. Приводится состояние конкурентоспособности туризма в России и других странах. Подчеркивается важность конкурентоспособности данной отрасли.

Ключевые слова: туризм; конкурентоспособность;Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма

Туризм является одной из крупнейших и быстро развивающихся отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на все сектора экономики. Многие государства мира воспринимают туризм как систему, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и является источником дохода. Также уровень развития туризма является неотъемлемой частью престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и потенциальных туристов.

Повышение конкурентоспособности сферы туризма — ключевая задача экономики современной России.

Законом РФ «Об основах туристской деятельности» определены следующие типы туризма: въездной — путешествие в пределах РФ лиц, не проживающих постоянно в РФ; выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну; внутренний — путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ [1].

Таким образом, туризм определяется как временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания [1].

Исследование конкурентоспособности туризма требует оценки количественных показателей его развития, в основе которых лежат статистические данные.

Согласно Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO) [2] в 2015 году возросли доходы от международного туризма в городах и аэропортах по всему миру в сравнении с прошлым годом на 3,6 % и оставили 1,23 миллиарда долларов, а количество международных туристических поездок увеличилось на 4,4 %, что составило более 1,18 миллиона, указывая на то, что уже четвертый год подряд туризм остается самой быстрорастущей отраслью в мировом экспорте.

Согласно разработкам Всемирной туристской организации, для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция в туристическом потоке: один въездной турист — один выездной — четыре внутренних (1:1:4) [2].

Существующий индекс конкурентоспособности стран представлен следующими параметрами (рисунок 1).

http://cyberleninka.ru/viewer_images/14840709/f/2.png

Рис. 1. Структура индекса конкурентоспособности стран по уровню развития туризма (по данным Всемирного экономического форума [4])

Большое влияние н имидж страны оказывает оценка мировым сообществом культурного потенциала, состояние безопасности и развития данной сферы экономики, а именно «Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма» (The Travel & Tourism Competitiveness Index (далее — TTCI), так называемая оценка Всемирного экономического форума в Давосе состояния развития туризма в странах мира (Таблица 1).

В 2015 году мировыми лидерами в секторе путешествий и туризма являются Испания, Франция и Германия. Россия в рейтинге стран по TTCI занимает 45 место с показателем индекса 4,08 [3].

Таблица 1

Показатели отдельных стран в «Индексе конкурентоспособности путешествий итуризма» (TTCI-2015)

Страна

Рейтинг 2015 г

Индекс

Рейтинг 2014 г

Испания

1

5,3

4

Франция

2

5,2

7

Германия

3

5,2

2

США

4

5,1

6

Великобритания

5

5,1

5

Швейцария

6

5,0

9

Австралия

7

5,0

11

Италия

8

5,0

26

Япония

9

4,9

14

Канада

10

4,9

8

Россия

45

4,1

50

Так, исходя из факторов, представленных на рисунке 1, по итогам доклада ВЭФ [3], Россия получает высокие баллы по природным и культурным ресурсам. По числу природных ресурсов Россия занимает 4-е место, а по числу культурных ресурсов ‒ 16-е место. Россия имеет хорошо-развитую инфраструктуру воздушного транспорта и занимает 5-е место по общей протяженности взлетно-посадочных полос для внутренних авиарейсов. Но инфраструктура наземного транспорта недотягивает до мировых стандартов — низкая оценка. По приоритетности отрасли туризма ‒ 126-е место. Вопросы политической среды и гарантий безопасности туристов также являются важным фактором развития туризма. Исходя из этого можно сказать, что Россия проигрывает по многим показателям и не уделяет должного внимания этой сфере.

Но следует заметить положительную динамику продвижения Российской Федерации в данном рейтинге, Россия поднялась на 45 место в 2015 году (68 место в 2007 году).

Россия обладает большим туристским потенциалом в части природных и культурно-исторических ресурсов, но проигрывает в конкурентоспособности по многим другим факторам. Грамотное продвижение территорий играет огромную роль для выбора туриста, так наличие значительных туристских ресурсов не всегда будет являться гарантом постоянного потока туристов.

Как показывает опыт различных стран то как на государственном уровне воспринимается эта сфера, зависит успех развития туризма. Заинтересованность государства в туризме позволяет значительно увеличить экспорт туристских услуг и обеспечить положительное сальдо баланса туризма.

В итоге можно сделать вывод, что туризм превращается в одну из приоритетных сфер в мировой экономике, вызывает как развитие отдельных отраслей, так и социально-экономическое развитие целых стран. В некоторых странах туристическая отрасль формирует большую часть национального богатства государства.

Поэтому совершенствование теоретической и практической базы методов управления, позволит государству и организациям, относящимся к сфере туризма, грамотно управлять имеющимся потенциалом, добиваясь максимальных результатов, тем самым повышая конкурентную позицию на мировом рынке.

Литература:

1 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ ред. от 30.07.2010 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2 Всемирная туристская организация при ООН (ЮНВТО) [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru.

3 Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2015/05/07/7152

4 Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/

5 Всемирный совет по туризму и путешествиям [Электронный ресурс]// — Режим доступа: http://www.wttc.org/

6 Кулачинская А. Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 187–189.

Низовцева А. И. Россия в мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма // Молодой ученый, 2016. № 6.– С. 477–483

Основные термины (генерируются автоматически): развития туризма, конкурентоспособности сферы туризма, конкурентоспособности туризма, Режим доступа, конкурентоспособности путешествий, состояние конкурентоспособности туризма, Исследование конкурентоспособности туризма, конкурентоспособности стран, Электронный ресурс, уровень развития туризма, уровню развития туризма, уровень конкурентоспособности сферы, состояния развития туризма, конкурентоспособности туристической сферы, фактором развития туризма, Российской Федерации, успех развития туризма, Молодой ученый, следующие типы туризма, проблемы развития туризма.

Ключевые слова

туризм; конкурентоспособность; Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос