Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2016

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Рассоха А. В. Проблемы развития рециклинга в сфере услуг на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 262-264. — URL https://moluch.ru/archive/134/37563/ (дата обращения: 22.05.2018).



В статье рассматривается актуальные вопросы по проблемам развития становления рынка сферы услуг, сферы рециклинга.

Ключевые слова: характеристика сферы услуг, рециклинг, проблемы

Важнейшей характеристикой современного этапа развития сферы услуг как новой сервисной экономики становится её инновационный характер. Роль сферы услуг в современной экономике обусловлена тем, что в этом секторе формируются основополагающие факторы экономического роста, а именно, новое научное знание, интеллектуальный капитал, информационные технологии, услуги финансового сектора, рециклинга и многое другое.

Развитие новых тенденций в сфере услуг, обусловлено, в том числе, опережающим ростом торговли экологическими услугами над структурными изменениями в глобальной экономике:

– ежегодный прирост в сфере торговли услугами достиг 9,3 %, в то время как прирост в сфере торговли товарами составил только 8,8 %. Экономический кризис оказал меньшее влияние на торговлю услугами, чем на торговлютоварами;

– темпы роста сектора торговли услугами в развивающихся экономиках, таких как страны БРИКС, выше, чем в развитых экономиках Северной Америки и Европы;

– более 50 % доходов от сектора услуг приходится теперь не на традиционные услуги (транспорт и туризм), а на новые, обладающие высокой добавленной стоимостью, например, высокотехнологичные услуги в сфере экологии, телекоммуникаций, использования компьютерной техники, новейших технологий и связанной с ними деятельности, а также научные исследования и опытно-конструкторские разработки, в том числе и разработки в сфере рециклинга;

– глобальный рынок услуг коммерциализирован более чем наполовину, что превышает уровень коммерциализации отдельных национальных рынков услуг.

В реальной доле сектора услуг в российской экономике, следует признать справедливыми выводы о том, что в нашей стране процессы и тенденции, формирующие современную полноценную сферу услуг, находятся в зародышевом состоянии, особенно рециклинга. По степени структурной зрелости сфера услуг России отстаёт от развитых стран примерно на пять-шесть десятилетий.

Как показывает, практика на мировом уровне именно инновации сегодня являются основным фактором, определяющим конкурентоспособность сферы услуг, в том числе и сферы рециклинга. Данную сферу услуг необходимо проектировать и организовывать на региональном уровне, внедрять на рынок услуг и наблюдать за ходом и последствиями ее реализации.

Достаточно показательны в этом плане международные рейтинги, в которых сравниваются экономические и социальные показатели различных 146 стран (таблица 1).

Россия, отстающая от мировых лидеров по содержанию и темпам формирования инновационной экономики, необходимо осуществление модернизации сферы сервиса. Её важнейшим результатом должна стать система обеспечения инновационного развития сферы услуг рециклинга, соответствующая глобальным трендам трансформации мирового рынка и создающая под влиянием сетевого взаимодействия инновационных стейкхолдеров благоприятные условия для быстрой разработки и внедрения сервисных инноваций. Одной из причин низкой конкурентоспособности сферы услуг рециклинга России следует считать низкий уровень её инновационности.

Таблица 1

Место России в международных рейтингах

Показатели

Место России среди 146 стран мира

Уровень экономического развития (ВВП в расчёте на душу населения)

43

Реальные доходы на душу населения

50

Индекс социального развития (объединяет показатели уровня реальных доходов, продолжительности жизни и образования)

65

Уровень образования

40

Обеспеченность комфортным жильём (оценка)

100

Средняя продолжительность жизни

105

в том числе мужчин

130

Здоровье нации

127

Качество здравоохранения

130

Услуги рециклинга в России можно нужно рассматривать как услугу-новинку в области производственно-рыночной деятельности данной сферы. Для удовлетворения потребностей населения и повышения эффективности качества «услуг» в сфере рынка услуг необходимо применять разнообразные инновационные технологии.

При внедрении на рынок новых «услуг» в сферу услуг, очень важны подготовительные мероприятия, система внешнего представления, сопроводительные материальные атрибуты, репутация и имя продавца в деловых кругах.

В организационном отношении у продавца рециклинга как услуги возникают две проблемы:

– сложно показать покупателям свою продукцию;

– трудно обосновать клиентам достоинства своей продукции и объяснить им, за что они платят деньги.

Чтобы повысить степень доверия и укрепить желание клиента, продавец услуг вынужден предпринимать ряд соответствующих мер:

– попытаться представить свою услугу в осязаемом виде и максимально повысить восприятие клиентом этой осязаемости;

– подчеркнуть значимость услуги и особенную ценность для конкретного покупателя;

– заострить внимание на прямых и побочных выгодах от предлагаемого обслуживания;

– привлечь к пропаганде своей продукции известную личность, максимально использовать благоприятную ситуацию (событие) или применить оригинальные методы продвижения и реализации.

Инновациям в сфере рециклинга на базе новых технологий необходимо пройти через три стадии: разработка, внедрение нового продукта и его распространение.

По мнению экспертов аналитического центра McKinsey и многих ученых, для нашей страны проблема состоит не в нехватке новых идей, а в медленном распространении более эффективных и производительных инноваций среди российских компаний. Прослеживается ряд серьёзных факторов, затрудняющих непосредственное внедрение инноваций в практику сферы рециклинга в России, включая следующие:

– высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений;

– высокий экономический риск, связанный с разработкой нового продукта и его внедрением в производство;

– неопределённость сроков инновационного процесса;

– недостаток собственных средств у предприятий вообще и у предприятий сферы сервиса (малых и средних) в частности для утилизации и переработки отходов;

– недостаток финансовой поддержки инновационной деятельности со стороны государства;

– недостаток законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную деятельность;

– неразвитость инновационной инфраструктуры;

– низкий инновационный потенциал у значительной части малых и средних предприятий рециклинга.

Для совершенствования сферы услуг рециклинга в соответствии с глобальными трендами России нужна особая система обеспечения инновационного развития, основанная на адекватной нормативно-правовой и инфраструктурной поддержке и стимулирующая рост рынка высокотехнологичных услуг по переработке и реализации производственных и бытовых отходов.

При этом необходимо учитывать ряд специфических черт сферы услуг на Российском рынке, обусловливающих особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

Рынок сбора и вывоза твердых бытовых отходов в сфере рециклинга остается привлекательным сегментом российского рынка. По прогнозам аналитиков, средние темпы роста российского рынка рециклинга в 2010–2015 гг. составят не менее 12,8 % в денежном выражении.

Дальнейшее развитие сферы рынка рециклинга невозможно без существенных инвестиций в модернизацию производственной базы и оптимизации технологий сбора и вывоза твердых бытовых отходов, которые позволят увеличить прибыльность компаний и улучшить экологическую обстановку в регионах РФ.

Основными проблемами, с которыми сталкивается российский бизнес в сфере рециклинга, являются:

– дорогостоящее импортное оборудование и технологии, аналогов которым отечественная промышленность не выпускает;

– отсутствие инвестиций и системы льгот;

– отсутствие четкой законодательной базы;

– высокая цена на вывоз отходов на легальные полигоны;

– высокие экологические требования;

– высокая себестоимость сортировки — 35–40 долларов за тонну.

Рынок рециклинга характеризуется наличием различных барьеров входа на рынок. При анализе основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов на рынок по вывозу, переработке и захоронению твердых бытовых отходам служат:

  1. административные ограничения;
  2. экономические и организационные ограничения.

Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги переработке твердых бытовых отходах.

Литература:

  1. Официальный портал администрации города Омска [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.admomsk.ru/web/guest/city/urban-planning/masterplan/transport.
  2. Федеральная служба государственной статистики по Омской области. Российский правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://omsk.gks.ru/
  3. ГОСТ 30772–2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. Введ. 01.07.2002 -М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002
  4. Амелинг Д. Рециклинг стали промышленное использование ресурсов и охрана окружающей среды /Д. Амелинг // Черные металлы, — 2000, № 12, С. 58–62.
  5. Садовничая И. О. Экономические и экологические аспекты эксплуатации полигонов по переработке бытовых отходов.//Научный вестник МГИИТ, 2011. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): сферы услуг, сфере рециклинга, сферы услуг рециклинга, сферы рециклинга, развития сферы услуг, рынка рециклинга, сферы рынка рециклинга, услуг рециклинга России, практику сферы рециклинга, Проблемы развития рециклинга, сферу услуг, продавца рециклинга, российского рынка рециклинга, сфере услуг, рынка сферы услуг, Услуги рециклинга, средних предприятий рециклинга, сферы сервиса, Роль сферы услуг, конкурентоспособность сферы услуг.


Ключевые слова

рециклинг, проблемы, характеристика сферы услуг

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос