Библиографическое описание:

Чикина С. Ю., Дакаева Ж. Х. Содействие органов местного самоуправления в преодолении барьеров между собственниками многоквартирных домов и региональным оператором или специальным счетом [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 109-111.



Статья посвящена анализу возможных направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправлении в сглаживании негативного отношения собственников многоквартирного дома к изменениям в системе финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Даются некоторые рекомендации по созданию информационно открытого пространства системы формирования фонда капитального ремонта.

Ключевые слова: капитальный ремонт, региональный оператор, специальный счет, органы местного самоуправления.

Одной из главных проблем, требующих выработку решений на всех уровнях власти, на сегодняшний момент является повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства. Кризисное состояние данной сферы в первую очередь обусловлено неадекватной системой управления, недостаточным финансовым обеспечением жилищно-коммунального комплекса.

Для возможности выхода из сложившейся ситуации разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты, которые должны создать все необходимые условия для этого.

Одним из последних таких законов является Федеральный закон № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Вступление закона в силу коренным образом изменило порядок финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Теперь обязанность по формированию необходимых сумм на ремонт конкретного многоквартирного дома возлагается на собственников квартир в нем [2].

Из-за того, что изменения были столь кардинальными, реакция собственников помещений была неоднозначна. Большинство восприняло возникшие обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт как незаконные и отказалось платить. Их не устраивает ни один вариант формирования фонда капитального ремонт.

Специальный счет вызывает негативное отношение в связи с тем, что деньги могут обесцениться из-за инфляции, да и к тому же уровень знаний для выполнения всех мероприятий при проведении капитального ремонта недостаточен.

Региональный оператор также особо не вызывает доверие за счет того, что денежные средства принадлежат региональному оператору, который имеет право использовать их на ремонт любого многоквартирного дома. К тому же процесс разработки и утверждения сметы, выбор подрядной организации скрыт от собственников помещений в многоквартирном доме.

В сети Интернет появились заявления, призывающие не платить взносы. Также составляются петиции, требующие отмены закона и признание его неконституционным.

В связи с тем, что многих этот закон застал врасплох, они не успели воспользоваться возможностью выбора между этими двумя способами, и автоматически фонд стал формироваться у регионального оператора. Но, несмотря на это, количество, открывшихся счетов, достаточно высоко.

Именно в период недовольства, когда закон еще не дал какие-либо результаты способные повлиять на мнение граждан, необходимо проводить работу по созданию механизмов взаимодействия собственников и регионального оператора. А также необходимо осуществление подготовки тех, кто выбрал для себя специальный счет. Эту работу необходимо осуществлять на муниципальном уровне власти, так как именно он предполагает близость к населению. К тому же возлагать на государство такую обязанность нецелесообразно.

Итак, основными задачами, которые следует решить на муниципальном уровне, будут:

 создание информационной среды и технологий для повышения общественного контроля;

 повышение эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с представителями собственников многоквартирных жилых домов;

 содействие созданию общественных объединений граждан в жилищно-коммунальной сфере;

 формирование в полном объеме системы «Электронное ЖКХ»;

 разработка единой учетной политики при формировании фонда капитального ремонта на специальном счету в банке.

В указанных задачах основным звеном является информация. А точнее предоставление ее своевременно и в полном объеме. Также она должна доводиться до всех собственников способами для них возможными.

Для того, чтобы у тех категорий собственников, выбравших специальный счет, не возникли проблемы с выбором подрядной организации, с составлением и обоснованием сметы, а также дальнейшим контролем за проведением ремонта, органам власти следует создать обучающие курсы или семинары.

На этих курсах/семинарах собственникам многоквартирных домов, представителям товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов должно быть разъяснено следующее:

 что такое капитальный ремонт;

 что такое фонд капитального ремонта;

 что такое региональная программа и как она формируется;

 какое общее имущество в многоквартирном доме подлежит капитальному ремонту;

 как установить размер ежемесячного платежа (размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт не должен быть менее, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ);

 как составить список работ по капитальному ремонту (перечень работ должен быть не менее перечня, предусмотренного региональной программой капитального ремонта);

 как определить сроки, в которые должны быть проведены работы, входящие в перечень по капитальному ремонту (работы могут быть осуществлены не позднее срока, установленного региональной программой);

 как правильно рассчитать все затраты и составить смету;

 как вести документацию по капитальному ремонту в целях предоставления отчета собственникам помещений в многоквартирных домах.

В этом случает взаимодействие между собственниками и органами власти будет прямым (рис.1).

Рис. 1. Взаимодействие органов МСУ и собственников, выбравших специальный счет

Что же касается регионального оператора, то деятельность в этой сфере будет затруднена. Ведь он является юридическим лицом, который образуется субъектом РФ.

Но на органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию списков многоквартирных домов, включенных в план по капитальному ремонту. Эти списки должны находиться в общем доступе [1]. Но опубликование данной информации в сети Интернет не является гарантом того, что она дойдет до каждого собственника. Поэтому следует осуществлять рассылку писем, в которых будет содержаться вся информация по капитальному ремонту.

Также органы местного самоуправления имеют право осуществлять финансовый контроль за деятельностью регионального оператора. На данный счет все указания содержаться в Бюджетном кодексе РФ [1]. Но для того, чтобы собственники многоквартирных домов не чувствовали себя обманутыми, и весь процесс расходования средств был для них прозрачным, от органов требуется осуществлять свою работу открыто.

Конечно, региональный оператор обязан предоставлять информацию по запросу собственников или их представителей. Информация может касаться следующего:

 размер поступивших взносов от каждого собственника;

 размер задолженности;

 размер начисленных процентов;

 размер средств, направленных на капитальный ремонт многоквартирного дома;

 размер рассрочки по оплате услуг или работ капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;

 размер задолженности за выполненные работы или услуги по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома [1].

Также, как и в случае со специальным счетом, недовольство собственников возникает из-за нехватки информации, из-за неграмотности в вопросах капитального ремонта и всего того, что с ним связано.

Для преодоления этих препятствий следует создать систему информационной открытости, которая поможет донести до собственников результаты финансового контроля и разъяснит весь процесс формирования и расходования фонда капитального ремонта.

При этом процесс взаимодействия должен выглядеть как на рисунке 2, то есть органы местного самоуправления выступают как посредники (рис.2).

Рис. 2. Участие органов МСУ во взаимодействии регионального оператора и собственников многоквартирных домов

Таким образом, если у собственников появится недопонимание в вопросах, связанных с деятельностью регионального оператора, то органы местного самоуправления должны его развеять.

Как говорилось ранее от органов местного самоуправления требуется оказание содействия в создании общественных объединений граждан. Именно эти объединения следует привлекать при осуществлении контрольных действий, что позволит этой процедуре стать более открытой. Тем более работа с общественными объединениями проще, чем работа с каждым собственником в отдельности.

Главное работать с информацией следующим образом: вся информация должна быть в доступе для собственников, а не предоставлять ее по запросу. Для этого можно разработать и использовать систему «Электронное ЖКХ».

Таким образом, в ситуации, когда закон непонятен, когда он кажется несправедливым и неэффективным, от органов местного самоуправления требуется разъяснение гражданам его сущности, помощь в адаптации граждан в новых условиях.

Литература:

  1. Жилищный кодекс РФ от 29. 12. 2004 г. № 188-ФЗ [Электронный ресурс] — У. доступ из справочно-правой системы «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс] — У. доступ из справочно-правой системы «КонсультантПлюс».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle