Библиографическое описание:

Батова Б. З., Шогенова А. Ж. Проблемы управления региональным инновационным потенциалом [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 190-192.

В настоящее время важнейшими приоритетами экономической политики на региональном уровне являются: осуществление прогрессивных структур­ных преобразований в экономике регионов, сохранение научно-промышленного потенциала, обеспечение социальной стабильности. Определение перспективных производств, нуждаю­щихся в государственной поддержке, выбор оптимальных форм, методов и организационного механизма процесса, разработка мероприятий по при­влечению частных инвесторов – все это означает усиление роли федеральных и региональных органов власти в управлении экономикой в целом.

Сферу компетенции государственных органов управления можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, поддержка социаль­но и стратегически значимых предприятий, деятельность которых в настоящий момент коммерчески неэффективна и не пред­ставляют интереса для частного бизнеса.

Во-вторых, поддержка коммерчески эффективных видов деятельности или секторов региональной экономики, в которые не может быть привлечен частный бизнес в силу: высоких стартовых ин­вестиций; необходимости решения сложных организационных и технологи­ческих проблем; большого срока окупаемости инвестиций; чрезмерно высо­ких уровней риска.

Ввиду этого основные задачи государственной экономической политики на региональном уровне должны заключаться в следующем:

1) сохранение и расширение ресурсного, производственного научно-технического потенциала;

  1. обеспечение экономического роста в темпе не ниже общероссийского;

  2. укрепление налогооблагаемой базы;

  3. устойчивость работы бюджетообразующих социально значимых пред­приятий;

  4. снижение уровня безработицы (увеличение численности рабочих мест в местах текущего проживания).

Практика показывает, что финансовые возможности региональных органов управления для решения этих задач очень ограничены. И для того чтобы столь ограниченные средства давали заметный социально-экономический результат, рациональная государственная поддержка должна реализовываться в одну из четырех стратегий:

1) объектами поддержки должны стать сверх эффективные инно­вационные проекты;

2) все средства должны концентрироваться на одном-двух предприятиях, имеющих чрезвычайно важное социально-экономическое значение для региона;

3) направление этих средств на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса;

4) объектами под­держки должны стать организации обеспечивающего сектора, то есть объекты рыночной инфраструктуры [5, с.27].

По нашему мнению, наиболее перспективна четвертая стратегия, так как развитие рыночной инфраструктуры является основным фактором раз­вития малого и среднего бизнеса, где зарождаются высокоэффективные инновационные проекты.

В связи с этим, необходимо развитие тех элементов рыночной инфра­структуры, которые ориентированы на обеспечение деятельности инновацион­ного сектора. Это вытекает из необходимости реализации высокотехнологического сценария социально-экономического развития страны.

В качестве приоритетных направлений следует рассматривать: ин­формационные технологии; биотехнологии, поднимающие эффективность АПК; фармакологическую промышленность; микроэлектронику для по­вышения конкурентоспособности машиностроения; обновление парка граж­данской авиации; обновление оборудования электростанций; производство средств гибкой автоматизации; развитие современных транспортных узлов; развитие жилищного строительства; развитие информационной инфраструктуры на основе спутниковой и оптоволокон­ной связи; модернизация непроизводственной сферы на основе современ­ного отечественного оборудования; охрана окружающей среды [4, с.54-56].

Безусловно, что технологический вариант развития регионов позволит им преодолеть кризисные явления и формирование более развитой инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства – важнейший фактор его развития. Однако с учетом российских условий для каждого региона и муниципального образования требуется индивидуальный подход к решению возникающих проблем инновационного развития.

Рассмотрим эти проблемы на примере Кабардино-Балкарской республики. Здесь система управления инновационной деятельностью уже адаптируется на работу в рыночных условиях. Начата поддержка инновационных проектов субъектов малого и среднего бизнеса. В частности, начинающим компаниям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе средства на регистрацию, компенсируются расходы на научно-исследовательские работы.

По данным министерства экономического развития и торговли КБР на сегодняшний день в республике 5695 малых и средних предприятий и 28339 индивидуальных предпринимателей. Занимаются бизнесом 30% от общего числа занятых в экономике республики людей. А на поддержку малого и среднего бизнеса в 2007 – 2011 гг. направлено 1 млрд. 75,7 млн. рублей [1].

По итогам реализации республиканской целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в КБР на 2007-2011 годы», Кабардино-Балкария стала первой республикой, предоставляющей студентам средства на реализацию своей бизнес-идеи. С 2007 года поддержано 84 проекта на сумму 32,1 млн. рублей. Кроме этого, предприниматели, осуществляющие деятельность не более 2 лет, могут получить компенсацию части стоимости приобретенных основных средств. По данному механизму поддержано 25 проектов, сумма возмещения составила 10,8 млн. рублей.

Важным достижением в сфере финансовой поддержки стало создание инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого предпринимательства: муниципальных фондов и кредитных кооперативов. Активы микрофинансовых организаций на сегодняшний день составляют свыше 300 млн. рублей, за счет которых выдано 5260 займов предпринимателям по всей территории республики.

Большое значение для расширения объемов инвестиций имеет созданный в 2009 году объект инфраструктуры поддержки малого бизнеса – Гарантийный фонд. Его активы составляют 352,45 млн.рублей, что позволит привлекать в сферу малого и среднего предпринимательства ежегодно более 1,5 млрд. рублей кредитных средств. В 2011 году начата реализация проекта по строительству первого в СКФО агропромышленного бизнес-инкубатора с учебным полигоном общей площадью 120 000 кв. метров [3].

Но в то же время инновационная активность бизнеса в КБР остается пока низкой. По нашему мнению, это связано, в первую очередь, с несовершенностью системы управления инновационной деятельностью в республике. Отсутствуют такие ее главные элементы как фонд научно-технического развития, центр экспертизы в научно-технической сфере, территориальный консультационный центр по оказанию патентных услуг, защите интересов авторов, а также органы управления, ответственные за координацию развития научной и инновационной деятельности в регионе. В связи с этим, необходимо опережающее создание в регионах эффективного механизма управления социально-экономическим развитием на основе информационного обеспечения инновационной деятельности [2, с. 98].

Организационно-управленческая модель регулирования инновационной деятельности в КБР, представленная на рисунке 1, объединяет все необходимые элементы управления инновационной системой региона.

Рис.1. Организационно-экономический механизм управления социально-экономическим развитием региона на основе повышения эффективности использования инновационного потенциала.

Результативность данного механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности.

Таким образом, проблема управления инновационным потенциалом региона остается одной их сложных как на региональном, так и на федеральном уровне. Среди главных причин, сдерживающих развитие инновационного сектора экономики на региональном уровне, являются: нестабильная экономическая ситуация; нехватка инвестиционных средств; несовершенство системы управления инновационной деятельностью в регионе. В данной ситуации возрастает роль государства, которое может выступить в роли локомотива для придания толчка в развитии региональных и предпринимательских структур. И основным путем перехода инновационного комплекса на интенсивный путь развития является система, которая позволила бы объединить существующие организационные элементы, включающие систему финансирования, разработки и внедрения научных идей на практике в единый взаимосвязанный комплекс.


Литература:

  1. Кабардино-Балкария в цифрах. Статистический ежегодник. Госкомстат КБР. Нальчик, 2012.

  2. Нагоев А.Б. Вопросы инвестиционно-инновационного процесса в регионе с депресив ным состоянием экономики. Нальчик.: Изд. КБЦН РАН,2008.

  3. http://www.kbpravda.ru/readarticle.php?article_id=18112 сайт Кабардино-Балкарской правды

  4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Проект Минэкономразвития России. М,2010.

  5. Шидов А.Х. Региональные аспекты инновационно – инвестиционного развития. СП.: СПб ГУЭР,2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle