Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Чекиева Х. Р. Малый бизнес как панацея для кризисной экономики // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 544-546. — URL https://moluch.ru/archive/133/37203/ (дата обращения: 24.04.2018).



В статье рассматриваются проблемы развития малых форм предпринимательства в современной России. Автор видит их в том, что на сегодняшний день российский малый бизнес сконцентрирован на продвижении продукции зарубежных производителей и не работает на инновационное развитие отечественной экономики. Предлагаются варианты решения выявленных проблем.

Ключевые слова:предпринимательство, инновация, инфраструктура

В экономике любой страны с рыночной системой хозяйствования, малый и средний бизнес играет существенную роль. В трансформационных же — переходных экономиках, какой по существу является экономика России, зачастую роль малого и среднего бизнеса незаменима при решении наиболее острых экономических и социальных задач. Не требуя значительных затрат со стороны государства, малый и средний бизнес, как явление, стабилизирует социальную ситуацию в стране, решая проблемы, связанные с социальной напряженностью и занятостью населения.

О роли данного бизнеса говорит тот факт, что в нем занято почти 25 % экономически активного населения России. Тем не менее, уровень развития малого и среднего предпринимательства у нас крайне недостаточен. К примеру, в странах ЕС малый бизнес обеспечивает 70 % рабочих мест. В структуре нашей экономики он пока не является существенным звеном как с точки зрения доли в ВВП и общей занятости населения, так и с точки зрения фокуса экономической политики.

Несмотря на то, что в России и регионах власти давно декларируют поддержку малого и среднего бизнеса и в этом направлении сделано довольно много, в частности, создана инфраструктура, задействованы различные финансовые механизмы господдержки, более десяти лет действуют соответствующие целевые программы. Все же принятые меры не обеспечивают снижения фискальной нагрузки и ограничений административного давления, не приводят к ожидаемым структурным изменениям в экономике и росту в ней доли малого и среднего бизнеса до сопоставимых с развитыми странами показателей. [1]

Причины данного явления, как нам представляются, лежат с одной стороны в самом предпринимательском сообществе, а с другой, в общей экономической и социальной ситуации, сложившейся в стране. Во-первых, довольно низок уровень инновационной активности бизнесменов. Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев по мере ухода из бизнеса предпринимателей их места не занимают другие, то есть имеет место суженное воспроизводство предпринимательского слоя.

В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20 %, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50 %. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей. [2]

По статистике лишь 3,4 % малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.

Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими — ежегодно их число увеличивается на 4 %, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11 %. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек. [1]

Основные причины такой негативной тенденции — административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы.

Постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам — одна из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства. [2]

Наконец, с развитием возможностей для получения заработка в интернете для многих людей и вовсе отпало желание регистрировать предприятие, т. к. в данном случае легче уклоняться от уплаты налогов. Последней каплей для многих предприятий стал рост отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза.

Таблица 1

Крупнейшие Регионы по объемам зарегистрированных ИП на 2015 год

Регион

Количество

1

Краснодарский край

1760

2

Московская область

1721

3

Москва

1151

4

Ростовская область

1143

5

Челябинская область

1104

6

Санкт-Петербург

992

7

Республика Татарстан

897

8

Ставропольский край

834

9

Красноярский край

768

10

Новосибирская область

745

Как видно на таблице среди всех регионов лидирующее место занимает Краснодарский край, на следующем месте находятся московская область и Москва, но в 2016 году ситуация изменилась, в условиях кризиса многие иностранные ИП прекратили свою деятельность, из-за нестабильности рубля и отсутствием инвестиций. [3]

В России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке.

Крупным предприятиям сложно перестроить за короткое время технологический процесс и, соответственно, возникают трудности с отбором не реализуемых инноваций. [4] Это повышает риск банкротства крупных предприятий, которые составляют основу конкурентных преимуществ страны на мировом рынке. Предприятия малых форм предпринимательства отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Малый бизнес в России не способствует развитию реального сектора экономики, так как не выполняет функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10 % относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия малых форм предпринимательства на настоящий момент не представлены. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не передается в промышленное производство. [4]

В сложившихся условиях необходимо:

− проработка законодательной базы, регламентирующей функционирование малого бизнеса в производственных отраслях, создающих конечный продукт;

− разработка эффективной системы кредитования малого бизнеса;

− эффективная поддержка со стороны государства, способствующая распространению малого бизнеса в реальном секторе экономики и в научной сфере;

− установление связей между научными учреждениями, занимающимися инновационными разработками, сферой малого бизнеса и предприятиями массового производства.

Литература:

  1. Проблемы занятости в сфере малого бизнеса // Служба занятости. — 2007. — № 5. — C. 14–16.
  2. Российский статистический ежегодник 2000–2010 / Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. — Режим доступа.
  3. Издание Правительства Российской Федерации, официальный публикатор документов — «Российская газета». — Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/03/04/srednii-klass.ht (дата обращения 29.05.2014).
  4. Интернет-издание о бизнесе и технологиях. — Режим доступа: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_905.html (дата обращения 29.05.2014).
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, среднего бизнеса, малых форм предпринимательства, малый бизнес, Малый бизнес, Российский статистический ежегодник, России предприятий малого, сфере малого бизнеса, России малый бизнес, сферой малого бизнеса, функционирование малого бизнеса, распространению малого бизнеса, кредитования малого бизнеса, среднего бизнеса незаменима, средний бизнес, российский малый бизнес, малых предприятий, уровень развития малого, активного населения России, развитие отечественной экономики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос