Библиографическое описание:

Азимов П. Х. Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 104-106.

В реформировании экономики Республики Таджикистан малое предпринимательство играет существенную роль, так как взаимодействие с крупными организационно-хозяйственными структурами оно образует основу современной рыночной экономики.

Предпринимательство, являясь одним из важнейших факторов формирования развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования, требует проведения государственной политики в создании соответствующих экономических, производственных, социальных и других условий широкомасштабного развития предпринимательской деятельности. При этом государство должно учитывать, что малое предпринимательство дает возможность включить в производство значительной части материальных и финансовых средств населения, которые ранее использовались исключительно для личного потребления.

Наиболее явно предпринимательство проявляется в секторе малого бизнеса. Являясь форпостом предпринимательства в целом, малый бизнес демонстрирует высокую проникающую способность, функционируя в городе и на селе, в промышленности и сельском хозяйстве, сфере услуг и других отраслях экономики (3, стр. 23).

В Республике Таджикистан государством сформирована для функционирования предпринимательства определенная правовая среда. В 1991 году был принят Закон «О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан», в котором были определены направления и основные виды государственной поддержки развития субъектов малого предпринимательства.

Устанавливалось предоставление соответствующих налоговых льгот при формировании государственного бюджета и право применять упрощенную систему налогообложения, учета и ответственности субъекта малого предпринимательства, осуществляющие приоритетные виды деятельности, определенные в рамках долгосрочных государственных программ. Однако, государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства и основных мероприятий по ее реализации была утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан лишь в 1999 года.

Основной целью Программы являлось создание правовых, экономических и организационных условий развития малого предпринимательства и разработка механизма его государственной поддержки. Определялись принципы и направления развития малого предпринимательства, среди которых: правовое обеспечение, экономическая и производственно-технологическая поддержка, кадровое обеспечение и социальная защищенность, системы информационного обеспечения малого предпринимательства.

Малый бизнес и предпринимательство для современного Таджикистана — явление относительно новое. В период централизованного административного управления экономикой в стране имелись отдельные категории граждан, которые под строгим финансовым контролем производили незначительные объемы товаров и услуг (например, национальные ремесленные изделия — колыбельки, деревянные расчески, другие изделия из дерева, глины, металлов, или ремонт обуви, телевизоров и прочее). Однако широкого распространения эти виды деятельности не получили не только в силу менталитета населения, но и в связи с широким ростом отечественной промышленности и сельского хозяйства в рамках общесоюзного хозяйственного комплекса, обеспечившего широкий выбор рабочих мест, организованную трудовую миграцию в Россию и сравнительно достаточные средства для развития каждой личности. В связи с этим в прошлом вопросы теории и практики малого бизнеса и предпринимательства не принимались во внимание, так как они не играли серьезной роли в экономике страны. Предпринимательство рассматривалось только критически, поскольку считалось, что оно относится к чуждым социализму пережиткам прошлого, к формам незаконного обогащения человека, эксплуатации человека человеком. Частная предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество, их широкое развитие находилось под запретом.

Теперь малый бизнес входит в число основных рычагов формируемой в Таджикистане рыночной экономики. Однако процесс становления и функционирования малого бизнеса в целом носит сложный и противоречивый характер. Основными проблемами его развития в стране являются:

-          форсирование процесса приватизации, превращение данного процесса в источник доходной части государственного бюджета и отдаление его от своей социально-экономической функции, а также некомпетентность и не профессиональность собственников большинства приватизированных предприятий, что привело к их нерентабельности и неэффективности в целом;

-          несовершенство нормативно-законодательной базы, низкий уровень правовой грамотности представителей малого бизнеса;

-          отсутствие конкурентных рынков и рыночных механизмов в экономике, преобладание монополистических структур на рынке;

-          чрезмерно многочисленные административные барьеры и повсеместная система взяток, которые лишают стимулов к занятию легальным бизнесом;

-          несовершенство системы налогообложения и отсутствие ее стимулирующей роли для расширения производства;

-          практически полное отсутствие социальной защиты и безопасности предприятий малого бизнеса и предпринимателей;

-          неразвитость и несовершенство механизмов финансово-кредитной, банковской базы и страхования рисков предпринимательской деятельности. Доверие предпринимателей к банковской системе и доступ к внешнему финансированию ограничены, несмотря на существование значительного спроса на услуги финансовых институтов;

-          отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и т. п.);

-          низкий уровень профессионализма и незначительный опыт предпринимателей в различных отраслях современного бизнеса.

Одна из основных проблем становления и функционирования предпринимательства в РТ является несовершенная система налогообложения. Существующий механизм налогообложения оказывает дестимулирующее воздействие на предпринимательский сектор. Отсутствует льготная система налогообложения для начинающих предпринимателей. Исключение составляют совместные предприятия, на которые распространяются налоговые льготы. Груз налогового бремени между различными плательщиками распределен неравномерно. В результате многие предприниматели частично скрывают доходы, легально или полулегально уклоняются от уплаты налогов, что приводит не только к уменьшению налоговых поступлений, но и к стимулированию перелива капитала в торгово-посреднические сферы.

Анализ предпринимательских структур в отраслевом разрезе позволяет выявить истинную картину состояния малых предприятий в нашей стране. Так, число малых предприятий в 2013 году по отраслям экономики и видам деятельности распределялось следующим образом (от общей численности всех предприятий, %): промышленность — 17,9; сельское и лесное хозяйство — 1,7; строительство — 12,8; транспорт и связь — 3,1; торговля и общепит, снабжение и сбыт — 35,3; информационно-вычислительное обслуживание — 0,4; бытовое обслуживание населения — 15,5; здравоохранение — 1,2; образование — 1,6; культура и искусство — 1,0; наука и научное обслуживание — 0,3; кредитование — 0,5; другие виды деятельности — 8,1.

Как и в большинстве государств СНГ, большая часть предприятий малого бизнеса сосредоточена в торговле и общественном питании (порядка 60 %), промышленные предприятия составляют около 18 %. Доля малого бизнеса в ВВП с 2008 года по 2014 год включительно выросла с 3,2 % до 9 %.

Как видно из вышеприведенных данных, предприятия малого бизнеса осуществляют деятельность в разных сферах экономики, но предпочтение отдается не промышленности, а коммерции (торговле, общепиту) и этому явлению есть объяснение. Во-первых, инвестиции в производство окупаются гораздо дольше, чем, например, инвестиции в торговлю. Быстрая оборачиваемость средств позволяет в короткие сроки при меньшем количестве рабочих добиться большей прибыли, чем и стимулирует предпринимателей заниматься коммерческой деятельностью, а не производством товаров народного потребления. Во-вторых, сфера производства требует больше капиталовложений, нежели непроизводственная сфера. В-третьих, статистический анализ последних лет показывает, что только последние 3 года промышленные предприятия страны получают прибыль, все остальное время промышленные предприятия республики были убыточными.

Одним из главных условий развития малого бизнеса является наличие соответствующей финансово-кредитной инфраструктуры. Только 23 % предпринимателей в своей деловой практике используют банковские счета, остальные ограничиваются наличным расчётом. Этот показатель существенно варьируется по субъектам МСБ, а именно: у 82,4 % малых (средних) предприятий, у 6,2 % индивидуальных предпринимателей и у 47,3 % дехканских (фермерских) хозяйств имеются расчётные счета в банке. Кроме того, предприниматели испытывают ограниченный доступ к внешнему финансированию из-за практически невыполнимых требований, которые налагает на субъекты предпринимательства банковская система РТ.

Несмотря на снижение ставки рефинансирования Национальным банком РТ до 8–9 % в год и частичное открытие внутреннего рынка услуг иностранным субъектам, кредитные ставки банков под предлогом высоких рисков кредитования остаются очень высокими (24–48 %). При этом коммерческие банки, в основном, выдают краткосрочные кредиты до одного года, что соответственно приводит к ограничению кредитования средне- и долгосрочных предпринимательских проектов.

Существует еще один инструмент финансирования — микрофинансирование. Здесь нужно подчеркнуть исключительно важное различие между микрофинансированием и банковским финансированием — микрофинансирование преследует цель оказания содействия и защиты, поощряя обращаться за финансовыми услугами тех клиентов, которые обычно сами себя считают «неплатежеспособными» и начинающих предпринимателей, у которых нет большого опыта предпринимательской деятельности. За последние 8 лет, благодаря микрофинансированию со стороны некоторых международных организаций (Фонда Ага-хана, Международного корпуса милосердия, CARE Int., ACTED и др.) многие субъекты МСБ смогли начать свой бизнес. В рамках международных программ некоторые отраслевые ассоциации и неправительственные организации также оказывают помощь в организации, начале бизнеса и его развитии.

Для выхода из тени необходимо показать бизнесу целесообразность и выгоду работы в цивилизованном «белом» рынке. Малый бизнес может успешно развиваться только в условиях полного понимания государства в острой необходимости наличия таких предприятий, как одного из приоритетных проектов в формировании ВВП.

Для этого, на наш взгляд, на сегодняшний день следует предпринять ряд шагов, из которых хотелось бы остановиться на следующих:

-         оказание помощи при определении направления развития бизнеса (открытый анализ общественно необходимого производства);

-         проведение консультационных (а не только фискальных) проверок фискальными органами;

-         введение дифференцированного налога на объемы реализации в производстве, а также при определении стоимости патента в мелкооптовой торговле;

-         разделение государством рисков при кредитовании малого бизнеса, в том числе, долгосрочном, которое должно осуществляться только на конкурентной основе для минимизации коррупционного фактора.

Очевидно, что малое предпринимательство является перспективной сферой развития экономики, которая может помочь нашей республике обеспечить сохранение трудовых ресурсов, увеличить поступление средств в бюджет, нужно лишь реализовывать правильно обозначенные приоритеты и нести персональную ответственность за принятые обязательства.

 

Литература:

 

1.         Закон Республики Таджикистан «О предпринимательской деятельности» (с дополнениями изменениями). Душанбе, 2001.

2.         Статистический сборник Республики Таджикистан. — Душанбе: 2014.

3.         Бусыгин А. С. Предпринимательство. Основной курс. — М.: Инфра-М, 1998.

4.         Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. /Под ред. В. М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 2007

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle