Библиографическое описание:

Козлова Е. В. Трудовая иммиграция и экономический рост: проблемы и следствия асинхронности динамики (на примере Европейского Союза) [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 92-94.

Поствоенная Европа столкнулась с социально-экономическими вызовами собственной трансформации из региона активной эмиграции в регион притяжения иностранной рабочей силы глобального значения [1]. Этот продолжительный процесс затрагивал регионы европейского континента неравномерно, в различные исторические периоды и фазы экономического развития.

Целью проведенного исследования было определение основных трендов миграционной динамики в странах ЕС-28 на основе оценки макроэкономического влияния иммиграции в статике и динамике (2000–2013 гг).

Для проведения исследования была использована статистическая информация государств Европейского Союза [2] (в том числе и Национальной статистики отдельных стран до момента их вступления в ЕС). Перед проведением исследования была сформирована система макроэкономических показателей для каждого государства ЕС-28 (а также Турции) в 2000, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010 и 2013 гг. [3]

Данная система включала показатели: динамика экономического роста, ВВП, безработица, численность рабочей силы, доля населения в возрасте более 65 лет, численность трудовых мигрантов, доля рабочей силы в населении страны, производительность труда в экономической системе страны, численность рабочей силы страны без учета трудовых мигрантов, возможная потеря/рост ВВП (ППС) в случае отсутствия трудовой имиграции в стране.

В ходе проведенного исследования макроэкономические показатели стран ЕС-28 были протестированы по 11 критериям с начислением определенного количества баллов в случае соответствия критерия заданному значению. Совокупные результаты оценки экономического значения трудовой миграции в странах ЕС в динамике за период 2000–2013 гг приведены в таблице 1.

По результатам проведенной оценки (таб.) очевидно, что максимальным усредненным показателем экономического значения трудовой миграции обладают экономически развитые государства «старой» Европы, в то время как экономическая роль трудовой миграции в странах Восточной Европы, в целом, остается наименьшей.

Таблица 1

Динамика показателя экономического значения трудовой миграции в странах ЕС-28 (+Турция) в период 2000–2013 гг.

 

Страна

2002

2004

2006

2008

2010

2013

Среднее значение

1

Дания

40

20

30

75

45

65

45,83

2

Австрия

45

30

45

80

30

40

45

3

Ирландия

35

15

35

65

50

55

42,5

4

Италия

65

40

10

35

10

45

34,16

5

Финляндия

25

25

10

30

20

90

33,33

6

Кипр

40

10

10

35

35

65

32,5

7

Греция

35

10

0

40

35

75

32,5

8

Хорватия

30

10

20

0

65

60

30,83

9

Испания

35

10

30

10

55

45

30,83

10

Германия

60

55

10

35

10

10

30

11

Нидерланды

60

0

25

15

20

55

29,16

12

Норвегия

0

10

25

65

25

45

28,33

13

Чехия

30

30

20

40

20

65

27,5

14

Люксембург

10

15

15

50

20

55

27,5

15

Португалия

35

15

0

35

10

45

23,33

16

Мальта

5

45

0

10

0

65

20,83

17

Франция

40

0

0

35

15

30

20

18

Словения

25

0

20

20

10

45

20

19

Венгрия

25

0

10

25

5

35

16,66

20

Эстония

30

10

0

35

10

10

15,83

21

Румыния

10

10

20

5

30

20

15,83

22

Болгария

0

15

20

10

25

20

15

23

Словакия

10

0

30

20

5

20

14,16

24

Бельгия

10

0

0

0

0

75

14,16

25

Великобритания

0

10

0

35

10

10

10,83

26

Турция

5

10

0

10

0

20

7,5

27

Латвия

0

20

0

0

10

0

5

28

Литва

20

0

10

0

0

0

5

29

Польша

10

0

0

0

0

10

3,33

 

Таким образом, проведенное исследование статистической информации и трендов миграционной и макроэкономической динамики государств Европейского Союза (+ Турция) за период 2000–2013 гг. позволило сделать следующие выводы практического и теоретического свойств:

-          Оценка экономической роли трудовой иммиграции в народнохозяйственной системе страны возможна с позиций анализа традиционных макроэкономических (динамика ВВП, демографические характеристики населения, динамика трудовой миграции в стране, показатели экономического роста и так далее) и расчетных (производительность труда, динамика «выбытия» работоспособного населения, потери ВВП в случае отсутствия трудовой иммиграции и так далее). В дальнейшем сопоставляя традиционные и расчетные макроэкономические показатели возможно объективно определить итоговый показатель экономической роли трудовой иммиграции в стране.

-          Результаты проведенной оценки демонстрируют что максимальным усредненным показателем экономического значения трудовой миграции обладают экономически развитые государства «старой» Европы, в то время как экономическая роль трудовой миграции в странах Восточной Европы, в целом, остается наименьшей.

-          Рассматривая динамику экономической зависимости групп стран ЕС (в исследовании выделены государства Северной, Центральной, Южной и Восточной Европы) в период 2000–2013 гг, можно выделить, что в государствах Северной Европы экономическое значение трудовой иммиграции развивается в возрастающем тренде по N-образной траектории. В странах Южной и Центральной Европы также наблюдается прогрессирующий по W-образной траектории тренд. Тогда как в государствах Восточной Европы единообразие отсутствует как с позиции миграционной динамики, так и направленности группового тренда. Стоит отдельно отметить, что согласно проведенного исследования, факт вступления государств Восточной Европы в ЕС не имел существенного отражения в критериях развития их экономической зависимости от трудовой миграции.

-          С другой стороны, анализ миграционной динамики в группах стран ЕС-6, ЕС — 10, ЕС — 15, ЕС — 27, ЕС — 28 (Европейский Союз своих различных исторических версий) демонстрирует очевидный W-образный прогрессирующий тренд, в котором при переходе от прежнего к будущему (начиная от версии ЕС-15) формату Европейского Союза лишь перемещаются экстремумы графика, но не закономерности его развития.

Значение выявленных закономерностей и трендов миграционной динамики в рамках Европейского Союза определяется возможностями использования предложенной методики в процессе планирования национальной (общеевропейской) миграционной политики, определения направлений приоритетного государственного регулирования трансграничного движения рабочей силы, инструментов формирования системы наднационального планирования и контроля трудовой иммиграции.

 

Литература:

 

1.                   Fargues, F. (2011). International Migration and Europe’s Demographic Challenge, Florence: EUI, Robert Schuman Centre for Advanced Studies.

2.                   OECD (2013). International Migration Outlook 2010 — SOPEMI Report. Paris: OECD.

3.                   UNDP (2013). Overcoming Barriers: Human Mobility and Development. Human Development Report 2013, New York: UNDP.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle