Библиографическое описание:

Удалых С. К. Выставочный бизнес Сибири: состояние и перспективы развития [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 54-58.

Выставочно-ярмарочная деятельность оказывает существенное воздействие на отдельные отрасли экономики и в итоге активно стимулирует развитие всего национального хозяйства страны. Выставки и ярмарки являются важным индикатором социально-экономического совершенствования, отражают научно-технический прогресс и направленность как экономики в целом, так и отдельных её отраслей. Роль выставочной деятельности в экономике государства и ее отдельных регионов весьма велика. Выставочная отрасль в России постепенно развивается и служит ведущим инструментом увеличения спроса на товары, технологии и услуги. Ведущие государства мира, в том числе Россия вкладывают значительные средства в организацию в своих странах выставочных комплексов международного класса.

Вместе с тем в настоящее время в российской выставочно-ярмарочной деятельности имеется ряд нерешенных проблем:

-действующая нормативная правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и требует разработки дополнительных нормативно- правовых актов;

-отсутствует скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России, Сибири и за рубежом, а также общая идеология формируемых на них экспозиций, в первую очередь, национальных и региональных;

-имеющиеся методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности не позволяют в полной мере определить ее влияние на экономику страны и ее регионов, не ведется обобщенная статистика по выставочным организациям, что затрудняет анализ текущего состояния этой сферы деятельности и составление прогноза ее развития;

-отсутствует концептуальный подход федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации к организации выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих особо важное значение для экономики страны, в том числе Сибири;

-в ряде случаев имеет место ведомственная разобщенность в подходе к вопросам государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности;

-материально-техническая база выставочной деятельности недостаточно развита и не в полной мере соответствует международным требованиям.

В связи с изложенным современными задачами дальнейшего эффективного развития выставочно-ярмарочной индустрии являются нижеследующие:

-обеспечение равных условий конкуренции для всех участников выставочно-ярмарочной деятельности;

-содействие координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, торгово-промышленных палат, предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций и структур выставочного бизнеса в области организации и проведения приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий;

-разработка основных форм государственной поддержки и стимулирования участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в стране, ее регионах и за рубежом - как одно из направлений содействия российскому экспорту;

-определение роли федеральных и региональных органов исполнительной власти в координации и поддержке выставочно-ярмарочной деятельности в субъектах Федерации;

-определение основных направлений формирования нормативной правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности;

-разработка основных направлений развития материально-технической базы выставочно-ярмарочной деятельности;

-содействие повышению экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности и увеличение на этой основе поступлений финансовых средств в федеральный, региональные и местные бюджеты Российской Федерации;

-содействие соблюдению в практике выставочно-ярмарочной деятельности принципов и положений, обусловленных в правовой базе международной выставочной деятельности, а также обязательств, вытекающих из соответствующих соглашений Российской Федерации с зарубежными странами;

-организация системы подготовки выставочных кадров и стимулирование развития научных исследований в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.

Перспективы совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности в сибирских регионах напрямую связаны со стратегиями и программами дальнейшего социально-экономического развития страны в целом, отдельных отраслей национальной экономики и самих субъектов Федерации. Эти перспективы опираются, в частности, на «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и на период до 2030 года» [1] и «Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года» [2].

Согласно этих важных программных документов, долгосрочные интересы Российской Федерации, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в евро-азиатское экономическое пространство, определяют особую роль Сибири в силу ее географического положения и наличия значительного ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала.

Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых. Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77% российских запасов, природного газа - 85%, угля - 80%, меди - 70%, никеля - 68%, свинца - 85%, цинка - 77%, молибдена - 82%, золота - 41% и металлов платиновой группы - 99%. Гидроэнергетические ресурсы Сибири составляют 45% этого потенциала России, биологические - около 9% мировых запасов древесины и более 41% российских запасов.

Другим важным фактором экономического развития Сибири является ее сравнительно высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири развиты такие отрасли, как топливная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работает более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров сибирских отделений Российской академии наук. Российской академии медицинских наук. Российской академии сельскохозяйственных наук, министерств и ведомств, более 100 высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах.

Известные трудности, переживаемые в последние годы и ожидаемые в недалеком будущем мировой экономикой, непосредственно отражаются на международной выставочно-ярмарочной деятельности, при этом Россия и ее Сибирь - не исключение. Компании-экспоненты зачастую сокращают выставочные площади, а в ряде случаев и вообще отказываются от участия в выставках. По мнению экспертов, в кризисных условиях выставочно-ярмарочная деятельность может быть не только инструментом, ускоряющим выход конкурентоспособной продукции и услуг на внутренний и внешний рынки, но и инициировать спрос и предложение, в первую очередь, на высокотехнологичную продукцию и разработки.

Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) может, с одной стороны, существенно обострить диспропорции в развитии российских отраслей и регионов, а, с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Первоначально наиболее отрицательных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В то же время, структура промышленного производства многих российских регионов пока слабо диверсифицирована. В этих условиях многие разнообразные товары, произведенные в других странах, имеющие более высокое качество и пониженную цену, в условиях функционирования страны в рамках ВТО будут относительно свободно в больших количествах перемещаться из-за рубежа в регионы России.

В подобной новой социально-экономической ситуации непременно будет возрастать, возможно, даже весьма высокими темпами потребность у российских и иностранных товаропроизводителей в самых разнообразных качественных информационных услугах в целях рекламирования страны, отрасли и брэндов, продвижения товаров. Как известно, развивающаяся российская выставочно-ярмарочная индустрия представляет такие профессиональные услуги в виде открытой публичной демонстрации и рекламирования новых товаров и услуг с использованием современных информационных приемов и новейших экспозиционных технологий.

Поэтому вполне реально в ближайшей перспективе резкое увеличение объемов выставочных услуг и дальнейший рост выставочной индустрии в России, в том числе в Сибири и ее Байкальском регионе за счет строительства и ввода в действие новых выставочных центров, модернизации и расширения действующих выставочных площадок. Это означает, что скоро ожидается в некоторых регионах острая конкуренция среди выставочных организаций за участников, как из России, так и из других стран, особенно входящих в ВТО.

Такая конкуренция в выставочной индустрии частично уже присутствует в крупных городах страны - в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Красноярске и др. В Москве действует почти 50 выставочных операторов, которые организуют выставки-ярмарки по самой различной тематике и весьма активно конкурируют между собой. Известны уже примеры серьезного разбора их взаимных претензий на недобросовестную конкуренцию. До 10 выставочных операторов зарегистрированы в Санкт-Петербурге; две жестко конкурирующие между собой профессиональные выставочные организации имеются в Уфе. В г.Красноярске уже действуют три конкурирующих выставочных центра. Ожидается в ближайшие годы появление в г.Иркутске, помимо ОАО «Сибэкспоцентр», новых выставочных организаций. Возможно, что будут организованы профессиональные выставочные центры на базе, например, организации «Отель Солнце», в туристско-рекреационной зоне «Ворота Байкала», в особой экономической зоне промышленно-производственного типа в Ангарском районе и в других строящихся в различных местах будущей Иркутской агломерации торгово-выставочных зданиях. Новые центры будут предлагать самые новейшие и относительно дешевые выставочные, конгрессные, информационные и прочие услуги в рамках выставок-ярмарок.

В ряде ведущих городов Сибири весьма скоро будут построены и введены в строй мощные индустриальные выставочные комплексы. Эти комплексы в сибирских городах, находящихся на относительно небольших расстояниях, станут определенными конкурентами друг для друга. Такими конкурентами ожидаются будущие выставочные комплексы, в частности, в гг. Новосибирске и Красноярске.

Более подробнее ситуация на межрегиональном рынке выставочно-конгрессных услуг будет выглядеть следующим образом:

1. Город Красноярск – помимо уже существующих в городе трех выставочных центров, в рамках программы «Красноярск-2020» будет построен Всемирный выставочный центр (выставочная площадь свыше 100 тыс.кв.м.) По замыслу администрации Красноярского края, на этой базе может быть проведена очередная Всемирная выставка «ЭКСПО-2020». Если это случится (а выбор места «ЭКСПО-2020» Международной комиссией произойдет за 7-8 лет до ее начала, т.е. в 2012-2013 гг.), то город Красноярск в ближайшие годы на много лет станет столицей российской выставочной индустрии.

2. Город Новосибирск - в 2012 году ЗАО «Крокус Интернэшнл» (самая мощная сейчас в России московская выставочная организация) планирует построить на берегу Оби в правобережье Новосибирска торгово-выставочный центр с гостиницей и концертным залом. Общая площадь комплекса, включающего выставочные площади, торговый центр, бизнес-центр, гостиницу, концертный зал, залы для переговоров и другие помещения составит около 100 тыс.кв.м. Из них – 60 тыс.кв.м – это выставочная площадь.

3. Поступает также информация о прогнозируемом строительстве и вводе в действие в ближайшие годы выставочных центров (мощностью 10 - 15 тыс. кв.м. выставочных площадей) в гг. Улан-Удэ, Чите, Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке.

На основе этих данных автором статьи в порядке эксперимента разработан проект создания выставочных площадей по основным городам Сибирского федерального округа (СФО). Рассмотрим имеющиеся выставочные площади, предлагаемое расширение площадей и общие площади, которые могут быть в перспективе в сибирских регионах (см.таблицу 1).


Таблица 1

Проект расширения выставочных площадей в основных

городах Сибири до 2020 г., в кв.м

Город

Имеющиеся площади

Планируемое расширение площадей

Общая площадь

Красноярск

15820

100 000

115 820

Новосибирск

12 000

100 000

112 000

Барнаул

7 000

22 000

29 000

Иркутск

6 000

12 800

18 800

Чита

5 800

10 000

15 800

Новокузнецк

4 500

10 000

14 500

Омск

3 500

10 000

13 500

Улан-Удэ

3000

10 000

13 000

Итого

57 620

274 800

332 420


Из таблицы 1 следует то, что в настоящий период и в перспективе абсолютными лидерами по площади выставочных площадей являются и будут гг. Красноярск и Новосибирск. Инвестиции в выставочные площади носят долгосрочный характер, относительно объемны, имеют значение не только для отдельно взятой фирмы, но могут сыграть большую положительную роль в развитии региона и отдельных отраслей Сибири. Современный выставочный комплекс должен соответствовать определенным параметрам и обладать возможностью проведения на своей территории мероприятий разного масштаба: от небольших узкоотраслевых, нацеленных на приглашение специалистов, до сверхкрупных выставочных мероприятий – мегапроектов.

При проектировании выставочных центров необходимо предусмотреть то, что на базе его будут выставляться как небольшие хрупкие приборы и оборудование, так и массивные и тяжелые станки, механизмы и машины. Отсюда следует, что технические характеристики должны позволить подвезти, смонтировать такое оборудование и продемонстрировать его в действии. Проект выставочного центра должен предусматривать возможность одновременного проведения всевозможных конгрессов, конференций, семинаров, показов и т.п. Очень важно предусмотреть вопрос, связанный с безопасностью. Обязательным условием является выгодное местоположение объекта, транспортная доступность. Понятно, что настолько крупномасштабный проект невозможно осуществить без привлечения внешних источников финансирования. При финансировании подобного рода инвестиционных проектов возможно применение нескольких схем: банковский кредит, образование нового юридического лица, выпуск акций и другие. Альтернативные варианты инвестиционного проекта должны рассматривать не только разные технические и экономические параметры, но и различные источники и схемы финансирования, а также различную роль и степень возможного участия государственных структур в данном проекте. Следует также отметить, что при инвестировании в выставочную площадку речь может идти не только о строительстве нового объекта, но и реконструкции и модернизации имеющихся объектов.

По данным Российского союза выставок и ярмарок, в настоящее время 63% выставок проводится в регионах и на них приходится 35% выставочных площадей [3]. Эти цифры явно не соответствуют друг другу: на такое количество выставок должно приходиться значительно большее количество участников. Но если в Москве экспонентам предоставляется в среднем по 40–50 кв. метров, то в регионах Сибири – по 4–6 кв. метров. Более того, если бы регионы сегодня располагали современными выставочными и конгресс-площадками, они бы уже обогнали по количеству выставок Москву и Санкт-Петербург.

Если сейчас выставочный бизнес в стране является исключительно уделом частных компаний (90–95% их находится в негосударственной собственности), то в перспективе структура собственности подвергнется трансформации в сторону создания частно-государственных партнерств. Большее участие государства в выставочном бизнесе выразится на региональном уровне, например, в строительстве самими муниципалитетами выставочных комплексов, которые будут сдаваться в аренду частным компаниям, которые, в свою очередь, будут вкладывать в этот рынок инвестиции и реализовывать программы, представляющие интерес для местных властей. Предположительно, что как только такие комплексы в Сибири появятся, расширится календарь выставок, начнется более глубокая специализация по отраслевым рынкам. Кроме того, увеличится количество форумов, конгрессов, потребность в которых оценивается очень высоко.

Одной из основных проблем, тормозящих развитие выставочного бизнеса в Сибири, является отсутствие скоординированного подхода к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в СФО, а также наличие большого числа конкурирующих выставочных проектов по близкой тематике. Указанное нередко приводит к тому, что выставки с одной тематикой проходят в одни и те же сроки в нескольких выставочных центрах региона. Чтобы решить данную проблему, необходим тщательный анализ основной тематики выставок и определение способов координации подобной конкуренции.

Из перспективного перечня основных развивающихся отраслей экономики Сибири можно составить список востребованных тематик выставок для региона. Такой список востребованных тематик выставочно-ярмарочных мероприятий для сибирских выставочных центров, по нашему мнению, может выглядеть следующим образом:

С целью устранения дублирования мероприятий необходимо в рамках РСВЯ создать Сибирский Совет (Комиссии) по выставочно-ярмарочной деятельности, в обязанности которого может входить нижеследующее: содействие сибирским предприятиям в продвижении товаров и услуг на внутренний и внешний рынки; координация деятельности, в том числе координация тематики выставок в выставочных центрах; законодательные инициативы в сфере выставочной деятельности; аудит выставочных мероприятий; международные связи; обучающие семинары; информационная база выставочной индустрии; ежегодные издания; статистический обзор; методическая литература и пр.

В настоящее время ощутимой для выставочного бизнеса Сибири проблемой является то, что инфраструктура выставочных центров слабо развита. Сопоставляя сервисное обслуживание в ведущих выставочных центрах страны и в выставочных центрах Сибири, можно отметить существующие недостатки в этой сфере деятельности:

-до сих пор не предоставляются такие услуги как бронирование билетов на обратный отъезд, прокат автомобилей и одежды для торжественных приемов;

-слабо пропагандируется и поэтому практически не проводятся мероприятия, относимые к культурной программе (заказ билетов в театры и музеи, экскурсии по городу);

-мало проводится встреч с представителями администрации города и области,

-не предоставляются банковские и страховые услуги;

-крайне редко проводится разного рода анкетирование участников, результаты которых могли бы использоваться для совершенствования работы выставочного комплекса;

-недостаточно высокий уровень информационного обслуживания участников выставок-ярмарок и других специалистов, в том числе неоперативная информационная работа сайта выставочного центра в Интернет.

На основе указанных недостатков можно разработать следующий комплекс мероприятий по совершенствованию сервисного обслуживания на примере ОАО «Сибэкспоцентр» (г.Иркутск). Мероприятия по развитию и совершенствованию сервисного обслуживания:

1. Развитие справочно-информационного обслуживания:

-модернизация сайта в Интернет;

-введение трехлетнего планирования программы выставок-ярмарок;

-развитие справочно-информационной системы в павильонах выставочного центра.

2. Расширение услуг вследствие укрепления материально-технической базы:

-строительство современного Конгрессцентра;

-коренная реконструкция первого павильона.

3. Развитие конгрессных услуг:

-информация о возможностях и содействие в проведении в рамках выставки-ярмарки научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и других деловых мероприятий.

4. Услуги социально-ориентированного характера:

-расширение перечня мероприятий социально-ориентированного характера;

-разработка программ и учебных планов для подготовки специалистов.

5. Расширение перечня и повышение качества возможностей и услуг делового центра.

6. Развитие туристских и экскурсионных услуг:

-посещение и ознакомление с местами особой экономической зоны туристского типа «Ворота Байкала» (пос. Большое Голоустное, пос. Листвянка, остров Ольхон);

-посещение исторических мест города Иркутска («Декабристы», «А.В.Колчак») и др.


Литература:

1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и прогноз до 2030 года //www.economy.gov.ru

2.Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010г.N 1120-р //www.sibfo.ru

3.Российский Союз выставок и ярмарок // www.uefexpo.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle