Библиографическое описание:

Лапшина Н. А. Основные направления деятельности межрегиональных распределительных сетевых компаний и современное состояние менеджмента в отрасли [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 106-112.

Рассмотрены основные направления деятельности межрегиональных распределительных сетевых компаний. Выявлены причины изменения основных показателей работы отрасли. Показаны механизмы управления, используемые в электроэнергетике.
Ключевые слова: электроэнергетика, электроэнергия, система менеджмента качества (СМК), интегрированная система менеджмента (ИСМ).
На сегодняшний день электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Соответственно, надежное и эффективное функционирование энергообъектов, бесперебойное электроснабжение потребителей — основа поступательного развития страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни ее граждан.
Доминирующее расположение на рынке услуг по передаче электрической энергии занимают межрегиональные распределительные сетевые компании. Одной из них является открытое акционерное общество «МРСК Урала», которое было образовано 28 февраля 2005 года в г. Екатеринбурге в ходе реформирования российской электроэнергетики после выделения компаний по производству, передаче и распределению, продаже электрической и тепловой энергии, а также по оперативно-диспетчерскому управлению в отдельные бизнес-направления.
ОАО «МРСК Урала» является крупнейшей электросетевой компанией Уральского региона, осуществляющей деятельность по транспорту электрической энергии и технологического подключения потребителей к сетям на территории Свердловской, Челябинской областей, а также Пермского края, входящего в состав Приволжского федерального округа (рис.1).









Рисунок 1 Основные направления деятельности ОАО «МРСК Урала».

Регионы, находящиеся в зоне ответственности Компании, располагают значительными запасами минеральных ресурсов и характеризуются одним из наиболее высоких в стране уровней развития промышленности, инвестиционной привлекательностью, имеют большой научно-технический и технологический потенциал, развитую рыночную инфраструктуру, профессиональные кадры. В связи с этим можно сделать вывод, что от стабильной и качественной работы общества напрямую зависит успешное социально-экономическое развитие России.
По статистическим данным чистая прибыль ОАО «МРСК Урала» по итогам 2009 года со­ставила 1 053 267 тыс. руб. таблица №1.


2008 г.

2009 г.

Изменение (2009/2008) %

Выручка от реализации продукции (услуг), в т.ч.:

35 964 707

41 297 636

15%

От передачи электроэнергии

34 437 161

40 001 176

16%

От технологического присоединения

895 581

973 985

9%

От прочей продукции

631 965

322 475

-49%

Себестоимость продукции (услуг)

33 947 171

36 623 611

8%

Валовая прибыль

2 017 536

4 674 025

132%

Коммерческие расходы

0

0

0

Прибыль (убыток) от продаж

2 017 536

4 674 025

132%

Чистая прибыль, в т.ч.:

862 085

1 053 267

22%

От операционной деятельности

310 754

391 533

26%

От технологического присоединения

550 598

661 734

20%

Таблица 1. Изменение показателей ОАО «МРСК Урала» по итогам 2009 года.

Выручка от реализации продукции (услуг) по итогам 2009 года составила 41 298 млн руб., что на 5 333 млн руб. (15%) боль­ше, чем в 2008 году. Доходы от оказания услуг по передаче электроэнергии по ито­гам 2009 года составили 40 001 млн ру­блей (97% от выручки), что на 16% боль­ше, чем по итогам 2008 года. В абсолют­ном выражении данное увеличение соста­вило 5 564 млн руб. и произошло из-за ро­ста среднего тарифа на услуги по переда­че электроэнергии. Доходы от оказания услуг по технологическому присоедине­нию за 2009 год достигли 974 млн рублей (2,4% от итоговой выручки Компании), что на 9% больше, чем по итогам 2008 года. Увеличение в абсолютном выражении со­ставило 78 млн руб. и было вызвано фак­тическим удовлетворением заявок потре­бителей (присоединением), а также за счёт увеличения тарифа на подключение к се­тям по сравнению с 2008 годом. Прочие доходы принесли Компании 322 млн ру­блей (0,78% от общей выручки), что на 49% меньше, чем в 2008 году.
Операционные расходы Компании за 2009 год составили 36 623,6 млн рублей, что на 8% превышает уровень 2008 года.
Не смотря на положительную динамику основных показателей деятельности компании, в обществе все же существует ряд проблем требующих особого внимания.
Основное направление деятельности компании – передача и распределение электрической энергии.
Фактический отпуск электрической энергии в сеть ОАО «МРСК Урала» в 2009г. составил 75 796 млн КВт/ч (таблица №2), что на 12 % ниже (10 570 КВт/Ч) по сравнению с уровнем 2008 года.


Отпуск в сеть (тыс. КВт/ч)

Полезный отпуск
(тыс. КВт/ч)

Потери

(тыс. КВт/ч)

%

2008г.

86 365 797

79 901 975

6 463 821

7,48

2009г.

75 795 896

69 339 232

6 456 664

8,52

Таблица 2 Фактический отпуск электрической энергии.

Основной причиной этого является снижение электропотребления крупными промышленными предприятиями металлургической отрасли, машиностроения в результате влияния финансово-экономического кризиса.
Так же одной из главных проблем, препятствующих успешному функционированию отрасли, является фактический объем потерь электроэнергии при транспортировке.
По результатам 2009 года технические потери электроэнергии по ОАО МРСК «Урала» были снижены на 5,512 млн КВт/ч., что в сравнении с показателями 2008 года дало эффект по снижению величины потерь на 7,157 млн КВт/ч. Мероприятия по снижению технических потерь электроэнергии представлены в таблице №3.

Наименование мероприятия

Снижение потерь
(млн КВт/ч.)

Замена проводов линий электропередач

4,98

Замена перегруженных/недогруженных трансформаторов

0,87

Отключение трансформаторов на 2-х трансформаторных подстанциях и на подстанциях с сезонной нагрузкой.

1,259

Выравнивание нагрузок фаз в сетях 0,4 кВ

0,516

Регулирование реактивной мощности в узлах распределительной сети

0,53

Оптимизация распределения нагрузки за счет строительства подстанций и линий, в т.ч. перевод на более высокий уровень напряжения.

0,1

Таблица 3 Мероприятия по снижению технических потерь электроэнергии.

Следующей проблемой в данном направлении, является рост задолженности потребителей за услуги по передаче электроэнергии, который обусловлен снижением платежной способности клиентов в результате финансово-экономического кризиса, так же потребители оспаривают величину заявленной мощности, учтенной при формировании тарифов на 2009 год. Спорная задолженность по состоянию на 31.12.2009г. составляла 916 млн руб. с учетом НДС. По данным спорам проходят судебные разбирательства. В частности, в декабре 2009 года арбитражным судом в пользу ОАО «МРСК Урала» было принято решение по расчетам за услуги по передаче электро­энергии по заявленной мощности, учтенной при формировании тарифов. В результате с контрагентом было подписано соглашение о реструктуризации долга до июля 2010 года на сумму 412 млн. руб.
Компанией проводится ряд мероприятий с потребителями услуг для погашения спорной задолженности:
  1. Проведение претензионно-исковой работы.
  2. Подписание соглашения о реструктуризации.
  3. Направление уведомления о вводе ограничения.
  4. Введение ограничения.
  5. Проведение совещания с участием органов региональной власти.
Вторым направлением деятельности компании является - технологическое присоединение потребителей к электрической сети.
В 2009 году в Общество поступила 16 441 заявка на технологическое присоединение к сетям (+16.3% к уровню 2008 г.) на об­щую мощность 702,4 МВт (-65.7%). Выручка за услуги по техсоединению составила 974 млн. руб. (+76% к уровню 2008 года).
Рост количества заключенных в 2009 году договоров и одновременное уменьшение стоимости по ним связаны с ростом коли­чества заявок от юридических и физиче­ских лиц на технологическое присоедине­ние энергопринимающих устройств до 15 кВт. Предприятия черной и цветной метал­лургии, машиностроения, крупные предпри­ятий в области торговли, логистики и жи­лищного строительства значительно умень­шили количество поданных заявок на тех­нологическое присоединение, причиной этому послужил финансово-экономический кризис. Учитывая снижение деловой активности предприятий и организаций, увеличился объем заявлений на расторжение договоров и возврат опла­ченных средств. В связи с тяжелым мате­риальным положением заявителей увели­чилась сумма задолженности по плановым платежам, согласно действующим догово­рам, а также дебиторская задолженность по исполненным договорам. Для сокраще­ния задолженности Компанией был принят комплекс мер по подписанию дополнитель­ных соглашений о корректировке сроков оплаты, направлены исковые заявления в суд и разосланы письма-напоминания о по­гашении задолженности. Исходя из клиен­тоориентированной политики ОАО «МРСК Урала» основной объем работы по урегу­лированию задолженности ведется в досу­дебном порядке. Путем проведения разъ­яснительной работы с потребителями Компании удалось избежать массового оттока финансовых средств по таким заявлениям, также были пролонгированы сроки оплаты и исполнения обязательств филиала с ре­зервированием мощности под будущий ин­вестиционный проект.
Третьим направлением деятельности Компании является – развитие и эксплуатация электрических сетей.
Основной стратегической задачей в данном направлении является консолидация сетевых комплексов муниципальных образований с сетями Компании для создания единого электросетевого пространства, которое:
  • Ликвидирует недобросовестные территориальные сетевые компании, что, в свою очередь, приведет к более «прозрачной» тарифной модели региона и снижению тарифного бремени для потребителя.
  • Оптимизирует производственные про­цессы.
  • Приведет к сокращению операционных издержек Общества и снижению тарифа.
  • Обеспечит одновременное формиро­вание и согласование планов развития энергосистемы и коммунальной энерге­тики.
  • Обеспечит осуществление более при­стального контроля за приростом ком­мунальной нагрузки и своевременность принятия мер по изменению конфигура­ции сетей и вводу новых мощностей.
Реализация стратегии по созданию едино­го электросетевого пространства на тер­ритории деятельности ОАО «МРСК Урала» осуществляется путем заключения догово­ров аренды, приобретения в собственность электросетевых комплексов, а также при­нятием во владение, содержание и эксплу­атацию бесхозяйных электросетевых объ­ектов, расположенных на территориях му­ниципальных образований.
В 2009 году ОАО «МРСК Урала» увеличило долю присутствия на коммунальном элек­троэнергетическом рынке1 на 1,2% (от об­щего числа УЕ на территории). Всего в ре­зультате деятельности по консолидации электросетевых активов в 2006-2008 гг. ОАО «МРСК Урала» увеличило свою долю на рынке на 6% от общего числа условных еди­ниц на территории деятельности, при этом число условных единиц ОАО «МРСК Урала» увеличилось почти 72 тыс. УЕ (на 14,5%).
Между тем интенсивное развитие жилищного строительства, а так же рост промышленного производства и строительства новых предприятий с 2006г. по первую половину 2008г., привели к предельно допустимым нагрузкам действующих электрических сетей. Электрические сети ОАО «МРСК Урала» при существующих ныне темпах нового строи­тельства и реконструкции физически и мо­рально устаревают. Средний процент изно­са оборудования подстанций, кабельных и воздушных сетей составляет порядка 70%.
Для обеспечения надежной и устойчивой работы Компании первоочередными зада­чами в данном направлении являются:
  • Преодоление тенденции старения основ­ных фондов Компании (замена морально и физически устаревшего оборудования и использование новейших технологий, оборудования, материалов повышенной прочности и надежности).
  • Снижение потерь электроэнергии за счет регулирования напряжения в сети 6-10 кВ, вывода в резерв незагруженных трансформаторов, разгрузки перегру­женных участков ЛЭП, повышение про­пускной способности электрических се­тей за счет мероприятий по управлению реактивной мощностью.
  • Совершенствование и повышение качества ремонтно-эксплуатационного обслуживания, снижение количества и продолжительности отключений элемен­тов сети с внедрением новых технологий.
  • Мониторинг состояния существующего силового оборудования и внедрение со­временных методов и приборов испыта­ний и диагностики.
  • Реконструкция ПС с увеличением установленной мощности трансформаторов.
  • Внедрение устройств связи и телеме­ханики нового поколения, развитие IT-технологий.
  • Обновление парка спецтехники и меха­низмов.
  • Применение новых информационных тех­нологий при управлении распределитель­ными электрическими сетями на плат­форме SAP 6.0. ­
Развитие электросетевого комплекса ОАО «МРСК Урала» базируется на «Схемах раз­вития электроэнергетического комплекса» регионов, входящих в территорию деятель­ности Компании, разработанных с учетом планов развития всех участников энерго­системы и прогноза прироста нагрузки на территории. Основными принципами, ле­жащими в основе стратегии перспектив­ного развития электросетевого комплекса ОАО «МРСК Урала», являются:
  1. Удовлетворение спроса и создание ре­зерва электрических мощностей в объе­ме, опережающем развитие экономики регионов.
  2. Обеспечение качественного и надежного электроснабжения потребителей.
  3. Сооружение новых питающих центров.
  4. Разгрузка существующих транзитов.
  5. Радиально-кольцевая структура сетей.
  6. Ограничения применения уровня напря­жения 35 кВ и перевод сетей на более высокие классы напряжения.
  7. Развитие сетей 220 кВ для передачи и распределения мощности от опорных ПС- 220(500) кВ и электростанций.
  8. Применение нового современного обо­рудования.
  9. Основными направлениями развития элек­тросетевого комплекса ОАО «МРСК Урала» являются:
  10. Присоединение новых потребителей к электросетевому комплексу Компании с целью обеспечения развития экономики Уральского региона и увеличения объема оказываемых услуг по передаче электри­ческой энергии.
  11. Строительство объектов электросетевого комплекса с целью ликвидации зон де­фицита электрической мощности по ре­жимам работы распределительных сетей 110-220 кВ и обеспечения надежной и бесперебойной работы энергосистемы.
  12. Создание единого энергетического се­тевого пространства, т.е. консолидация электросетевых активов на территории присутствия для обеспечения надежного электроснабжения потребителей, а так­же создания возможностей эффективно­го развития территориальных энергоси­стем.
  13. Развитие производственного комплек­са Компании обеспечивает реализацию феде­ральных программ, национальных проек­тов, региональных программ и планов раз­вития территорий.
В 2008 году для обеспечения эффективно­го использования ресурсов, сохранности активов, соблюдения законодательных тре­бований и представления достоверной от­четности в ОАО «МРСК Урала» была созда­на система внутреннего контроля (рис.2).

Рисунок 2 Система внутреннего контроля.

Роль совета директоров состоит в определении политики внутреннего контроля и осуществлении оцен­ки эффективности процедур внутреннего контроля. Комитет по аудиту Совета ди­ректоров осуществляет общую оценку эф­фективности процедур внутреннего контро­ля в Обществе, в том числе на основании сообщений и отчетов Департамента вну­треннего контроля и аудита. Генеральный директор несет ответственность за функ­ционирование процедур внутреннего кон­троля Общества. Департамент внутрен­него контроля и аудита производит непо­средственную оценку адекватности, доста­точности и эффективности процедур вну­треннего контроля, а также осуществля­ет контроль за соблюдением процедур вну­треннего контроля.
Внутренний контроль осуществляется по основным направлениям финансово- хозяйственной деятельности Общества, включая финансовую, экономическую, ин­вестиционную и другие виды деятельности Общества.
На результаты деятельности ОАО «МРСК Урала» так же оказывает влияние ряд факторов, которые оно не может полностью контроли­ровать. Многие из указанных ниже факто­ров являются макроэкономическими и воз­действуют на все компании. Отдельные сто­роны бизнеса могут быть особенно подвер­жены определённым факторам риска. На­личие рисков в деятельности по возмезд­ному оказанию услуг по передаче электри­ческой энергии в определенной степени являются производными от рисков в сфе­ре оптового и розничного рынков элек­троэнергии и мощности. Данные развива­ющиеся рынки электроэнергии и мощно­сти, в свою очередь, обладают более вы­соким уровнем рисков, чем развитые рын­ки другой продукции и услуг, и включают значительные правовые, экономические и политические риски. Динамичное раз­витие оптовых и розничных рынков элек­троэнергетики позволяет с высокой степе­нью вероятности предположить, что при­ведённая информация может достаточно быстро устареть. Существующая информа­ционная неопределенность из-за динамич­ности факторов может повлиять на буду­щую деятельность, возможность реализа­ции активов Общества и соблюдение сро­ков погашения обязательств. Кроме того, некоторые риски, которые не являются су­щественными в данный момент, могут стать материально-существенными в будущем.
В ОАО «МРСК Урала» управление рисками осуществляется на системной непрерыв­ной основе. Компания ведёт постоянную работу, направленную на выявление собы­тий, потенциально влияющих на любой из аспектов деятельности Компании, оценку и контроль вероятных негативных послед­ствий или возникающих возможностей та­ких последствий, принятие комплекса эф­фективных мер по минимизации или лик­видации рисков, а также проведение, при необходимости, корректировок результа­тов выбранной стратегии. Целью системы управления рисками является достижение целей Компании и снижение вероятности потенциальных потерь (убытков), обеспече­ние ее долгосрочной стабильной работы и соблюдение баланса интересов всех заин­тересованных лиц.
С целью упреждения потенциальных ри­сков ОАО «МРСК Урала» проводит регуляр­ный мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды, прогнози­руется внешняя экономическая обстановка и прорабатываются возможные сценарии развития ситуации, осуществляются стра­тегическое планирование и контроль дея­тельности. Решения по управлению риска­ми, принимаемые топ-менеджментом ОАО «МРСК Урала», соответствуют действующему российскому законодательству, обеспечива­ют разумное соотношение положительного эффекта и связанных с ними затрат. В ходе исполнения решений по управлению ри­сками Компания проводит постоянный ана­лиз их практической эффективности. Среди основных методов работы по управлению рисками Компания выделяет:
  1. страхование: имущества, производствен­ных объектов и транспорта Компании, гражданской ответственности, медицин­ское страхование и прочие виды страхо­вания;
  2. диверсификация рынка сбыта с целью распределения долей потребителей в об­щем объеме услуг;
  3. отказ от работы с ненадежными контра­гентами;
  4. диверсификация закупок сырья, мате­риалов, оборудования, услуг для сниже­ния зависимости ОАО «МРСК Урала» от от­дельных контрагентов;
  5. отказ от реализации инвестиционных проектов с потенциально высоким уров­нем риска.
Для минимизации рисков проводится ана­лиз всех выявленных в ходе проведения проверок Департаментом внутреннего кон­троля и аудита Общества замечаний, а так­же даются рекомендации по их устранению и предотвращению возникновения повтор­ных нарушений.
ОАО «МРСК Урала» придает особое значе­ние корпоративному управлению (рис.3) исходя из того, что высокое качество системы кор­поративного управления является решаю­щим фактором его успешной деятельности и в итоге определяет его репутацию и инве­стиционную привлекательность. Развитие корпоративного управления способству­ет повышению внутренней эффективности бизнес-процессов в Обществе и их перехо­ду на качественно новый уровень.

Рисунок 3 Система корпоративного управления ОАО «МРСК Урала».

В апреле 2008г. «МРСК Урала» стала первой межрегиональной распределительной сетевой компаний, завершившей внедрение системы менеджмента качества (СМК) на всех своих предприятиях. Как показывает мировой опыт, внедрение в организациях СМК является одним из способов эффективного использования резервов управления. Контроль качества процессов и результатов труда, улучшение качества управления, применение системного подхода приводят к существенному снижению потерь и повышению эффективности использования имеющихся ресурсов.
Целью этой системы является достижение долгосрочного успеха предприятия путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества, соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества.
По мнению Виктора Паули (заместитель технического директора —
главный технический инспектор ОАО РАО «ЕЭС России»), задача широкого внедрения СМК не стоит особняком, она органично входит в комплекс взаимосвязанных задач, решаемых в соответствии с разработанной стратегией совершенствования управления и повышения его качества. Параллельно с новыми подходами к менеджменту, реализуемыми в СМК, разрабатываются и воплощаются в жизнь новые подходы:
  1. к контролю — на базе контроллинга, который находится на стыке теории принятия решений, математического моделирования, теории систем информационного и организационного моделирования, способствуя функционированию механизма саморегуляции;
  2. к инновациям — на основе инновационного менеджмента, позволяющего в условиях непрерывного совершенствования управления добиваться лучших результатов;
  3. к персоналу — выстраивая взаимодействие менеджмента по отношению к сотрудникам компании как к главной ее ценности, сначала на основе внедрения Системы обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала энергопредприятий, а затем и путем реализации положений международного стандарта OHSAS 18000, касающегося производственной безопасности и здоровья персонала.
СМК Компании представляет собой совокупность организационной структуры, полномочий и ответственности, существующей в ее рамках, процессов деятельности, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Все эти составляющие объединены и взаимодействуют между собой для достижения Политики и Целей в области качества Общества. В настоящее время в Компании проведены внешний сертификационный и надзорные аудиты, которые подтвердили успешные результаты функционирования СМК и способствовали стремлению Компании не останавливаться на достигнутом.
Кроме проблемы менеджмента качества в отрасли существуют еще два направления, требующие особого внимания. Это вопросы, касающиеся уменьшения отрицательного воздействия деятельности на окружающую среду, здоровье персонала и повышение качества жизни.
В связи с этим «МРСК Урала» планирует совершенствовать и повышать эффективность управления путем разработки, внедрения и последующей сертификации интегрированной системы менеджмента (ИСМ), включающей в себя:
  1. Систему менеджмента качества.
  2. Система экологического менеджмента.
  3. Система менеджмента промышленной безопасности и охраны труда.
Построение ИСМ (рис.4) в соответствии с международными стандартами на системы менеджмента позволяет выстроить в организации комплексную систему взаимодействующих процессов, что дает возможность оптимально быстро и качественно решать задачи, возникающие в процессе управления и существенно повышает эффективность работы. Сертификация интегрированной системы менеджмента объединяет в себе все преимущества каждой из входящих в ИСМ систем менеджмента. Помимо этого, сертификация интегрированной системы менеджмента позволяет значительно сократить трудовые и финансовые затраты на проведение работ, необходимых для получения сертификата соответствия.

Рисунок 4 Интегрированная система менеджмента.

Можно выделить следующие преимущества создания ИСМ:
  1. Обеспечение согласованности действий внутри организации, при которых общий результат от взаимодействия процессов выше, чем простая сумма отдельных результатов.
  2. Минимизация функциональной разобщенности, возникающей при разработке и внедрении отдельных систем менеджмента.
  3. Уменьшение объема документов на систему менеджмента, по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах.
  4. Уменьшение затрат на разработку, сертификацию и функционирование системы менеджмента, по сравнению с суммарными затратами при нескольких системах менеджмента.
В настоящее время главная задача менеджмента отрасли состоит в умении координировать деятельность различных служб ради достижения главной цели бизнеса. Система менеджмента - механизм, инструмент управления для реализации миссии, стратегии, политики и достижения целей организации. Система увязывает взаимодействующие и взаимосвязанные процессы в единую сеть. Если все аспекты деятельности управляются по единым принципам, в рамках единой интегрированной системы менеджмента, результативность и эффективность такой деятельности намного выше.



Список литературы:
  1. Годовой отчет ОАО "МРСК Урала" за 2009 год. (б.д.). Получено из http://www.mrsk-ural.ru/ru/757.
  2. Официальный сайт ОАО "МРСК Урала". (б.д.). Получено из http://www.mrsk-ural.ru/ru/194.
  3. ПАУЛИ, В. (2006). Менеджмент качества и энергетическая безопасность России. Электронный журнал «Новое в российской электроэнергетике». № 8.
  4. Файбисович, Д. (2009). Справочник по проектированию электрических сетей. Москва: ЭНАС.


13


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle