Библиографическое описание:

Андросова В. И. Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при трудоустройстве и со-циальной адаптации // Молодой ученый. — 2015. — №19.1. — С. 2-5.

В условиях ФГОС при формировании общих и профессиональных компетенций будущего специалиста важны мобильные качества молодого специалиста, действующего в условиях современного рынка труда

Под мобильностью следует понимать подвижность человека в оценке происходящих процессов, в выборе правильного решения, в способности к быстрой ориентации в ускоренном темпе меняющихся ситуаций, в составлении программ рационального поведения.

Данная проблема анализируется в периодической печати, в методической литературе. В статьях В.И Алешина, Е.Г. Алабановой, Р.Х. Симоняна, Е.М. Авраамо­вой, О.Н. Шкаротяна, С.А. Инясевского, Т.Р. Любимовой определены на­правления усилий в подготовке и воспитании молодых квалифицированных спе­циалистов.

А.В. Петров, Л.Г. Пак, Х.Л. Константиновский, А.Д.  Вислова, Е.Л.  Мотрич, Л. Ли, Е.О. Скрипник, опубликовавшие итоги конкретных исследований, акцен­тировали внимание на необходимости повышения мобильности выпускников учебных заведений, которые   оказались в сложных условиях реформируе­мого общества и не готовы к реализации полученных знаний и поискам целесо­образных путей применения своих способностей и навыков.

Молодые специалисты – это особая социальная группа с определенными цен­ностями, стилем жизни, мышлением, поведением. В первые годы их деятельности наиболее активно идет становление субъективности, овладение социальными функциями, приобретение социального статуса. Анализ ценностных предпочтений молодежи показывает, что она высоко це­нит значимые результаты материальной и духовной деятельности. Если ранее на первом месте в ряду ценностей стояли труд со значимым материальным обеспечением, то сегодня важнейшими стали ценности собст­венности, имущественного положения.

Молодежь с оптимизмом смотрит в будущее, главное для нее – инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе. Молодые люди стремятся к независимости, в том числе и материальной. Приветствуются перемены, им нравится жить в обновляющемся мире, готовы адаптиро­ваться к новым условиям, открыты к инновациям. Однако инновационная деятельность требует навыков в освоении новых услуг и продуктов, в реализации возможно­стей и способности изучать общественные потребности, иметь интеллектуальный капитал и правильно его использовать.

Развитие цивилизации само собой не делает человека духовно-нравственным, поэтому он должен стать не только трудовой единицей, но и полноценным членом общества, гражданином страны, сознательным носителем родной культуры и традиций, иметь широкий кругозор и собственные взгляды, быть свободным, инициативным, любознательным, стремиться к сотрудничеству, плюрализму и толерантности. Все это черты необходимы будущим специалистам в профессиональной деятельности. Требования общества к лучшему использованию человеческого капи­тала, изменению характера образования, ускоренному карьерному росту молодых специалистов, подготовке и переподготовке кадров, уровню духовности - это фундамент становления личности, которой важно найти свое место в происходящих процессах, свое предназначение и признание. В результате – возможно, справиться с любыми трудностями в жизни.

Преодоление кризиса культуры, духовности, нравственности сопровождается стиранием грани между материей и духом. Это позволит трансформировать природные ресурсы в чело­веческий капитал - подлинную движущую силу общества.

В результате проведенного обследования в колледже был определен круг проблем, возникающих перед выпускниками образовательных организаций:

- возрастает востребованность в рабочих специальностях;

- становится меньше вакансий инженерно-технических работников (ИТР), да и те требуют наличия опыта работы, которого у молодых специалистов просто не может быть; 

- отсутствует ранее существующее государственное распределение выпускников, что облегчало решение проблем, связанных с трудоустройством;

- выставляется работодателем как необходимое условие наличие высшего образования для поступления на работу кандидата;

- пользуются наибольшим спросом у выпускников высокооплачиваемые или перспективные вакантные места.

Приведем полученные данные нашей работы:

- во многих случаях найм молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы, хотя в некоторых областях, например, на управленческих позициях, просто необходим определенный опыт работы, и выпускники, не обладающие им, не могут занять соответствующее место в компании;

- часто возникают ситуации, когда многие работодатели, в свою очередь, используют выпускников не в соответствии с полученным образованием и квалификацией, а исходя из потребностей компании;

- сложности трудоустройства молодежи обусловлены, с одной стороны, недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, с другой - нежеланием работодателей нести дополнительные расходы, связанные с профессиональным обучением молодых людей, не отвечающих в полной мере профессиональным требованиям вакантных рабочих мест.

К числу сложностей при трудоустройстве выпускников следует отнести:

- недостаточность или отсутствие профессионального опыта в сочетании с завышенными требованиями к условиям и оплате труда;

- неопределенность трудовых и профессиональных интересов;

- социальная и психологическая нестабильность и другие.

Среди требований, предъявляемых к молодым специалистам, выделяются не только фундаментализация их знаний, но и способность к инновациям, расширению сферы деятельности, готовность к постоянному самообучению; обладание знаниями о новых технологиях, способность пользоваться сложными процедурами принятия решений, готовность к риску, развитые коммуникативные способности, высокая степень гибкости, умение работать с различными системами мотивации.

В сложившихся условиях считается, что одна из главных проблем – вопросы правильности выбора профессии. Возникновение этого явления связано с недостаточной профессиональной ориентированностью абитуриентов - молодые люди, выбирая учебное заведение, как правило, руководствуются следующими факторами:

- наличием друзей, которые учатся в данном учебном заведении;

- осведомленностью о преимуществах, которые может предложить то или иное учебное заведение;

- территориальным расположением относительно места жительства;

- наличием средств на получение платного образования.

Делая выбор в соответствии с перечисленным выше, будущие студенты отодвигают главную цель поступления – изучение дела, которому он намерен посвятить до 70% своей жизни.

При проведении анкетирования выяснилось:

- 60% респондентов ответили, что после окончания учебного заведения собираются работать по специальности;

- четверть выпускников хотели бы открыть собственное дело;

- среди опрошенных есть и такие, которые не собираются работать после окончания учебного заведения;

- 1% хотели бы посвятить себя дому, семье;

- 9% еще не определились в выборе.

В результате опроса работодателей выявили:

- отсутствие большинства выпускников стереотипов, присущих работникам со стажем, и наличие ярко выраженного стремления к новаторству, исследовательский интерес;

- социальная и профессиональная мобильность (отсутствие профессионального опыта и диплома делает молодых работников более гибкими);

- умеренность требований к размеру вознаграждения, обусловленная как нематериальным интересом (удовлетворенностью работой, амбициями и т.д.), так и материальным — получить пусть даже и небольшие, но собственноручно заработанные деньги, делающие их самостоятельными и независимыми от родителей;

- более высокая лояльность молодых специалистов, «воспитанных» внутри компании, и ориентированность на ее результаты по сравнению со специалистами, имеющими опыт работы и пришедшими с рынка труда.

По результатам проведенного нами опроса выяснилось:

 - студенты требуют к себе особого отношения и внимания. Кроме часто необходимого минимального дообучения, контроля на первом этапе, существует потребность в постоянной оценке процесса их работы, получаемого результата, индивидуального вклада, даже когда студент является участником общего дела;

- непредсказуемость результата сотрудничества со студентами (они могут уйти к конкурентам, просто уехать из страны);

- обострение проблем, связанных с новым статусом, условиями быта, когда изменяется и сама цель, требования к работе, а в отношении девушек-студентов — это еще и сложности, связанные с изменением семейного положения (появление забот о семье, рождение ребенка и т.д.);

- ощущение временного положения в компании. В отношениях с коллективом также могут наметиться негативные тенденции, если молодому специалисту оказывается особое внимание (обучение, продвижение);

- недостаточное умение управлять собой и другими (взяв на себя слишком много, недавний выпускник рискует не справиться, оставляя о себе впечатление как о безответственном работнике).

Успех в работе по повышению социальной мобильности выпускников возможен при от­казе от абстрактных схем обучения и воспитания и повороте к реальному человеку, его интересам, намерениям и ценностям. Воспитывать соответствующее мировоззрение, базисное миропонимание, жизненную гуманистическую позицию, формировать у молодежи инновационное поведение, развивать толерантные качества личности в современных условиях особенно значимо.

Считаем необходимым развитие творческого потенциала молодежи как непременное условие эффективности труда. Под творчеством понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца, субъекта творческой деятельности. Развитие творческого потенциала возможно на формировании активной жизненной позиции: развитие функции преобразования жизни (от «я – человек» до «я – житель планеты»). Это связано с работой по патриотическому воспитанию, формированию любви к родному краю, городу.

В современных условиях следует заострять внимание молодежи на необходимости реализовывать скрытые возможности личности в умении отрефлексировать свои жизненные и профессиональные установки. Это основано и на преодолении трудностей в мировоззрении молодых, основанных на позиции «психологии бедняка» (это труды В.Н. Соловьева, О.М. Михайленок, Е.В. Головина и других).

Не стоит, наверное, скрывать, что в современном обществе происходит изменение ценностных ориентаций общества, порой не в лучшую сторону. И именно сейчас необходимо оказать помощь человеку в решении этой проблемы, формирования положительного отношения к жизни. Необходимо формирование целостной картины мира, ориентации личности в происходящем, развитие умения  преодолевать собственные ошибки и находить свои  решения. «Я» – это человек, личность, единица семьи, общества, страны, житель планеты. Самореализация, самоутверждение рассматривается через творческое осмысление собственного участия в семье, профессии, обществе. Основные составляющие процветающей личности: формирование культуры мышления, чувств, поведения, языка и речи, общественного и исторического самосознания. Здесь порой создается ситуация безответственного отношения к собственному поведению, объясняемого молодыми как неосознанное. В данном случае помогает работа с нравственными категориями этики, анализ положительного и отрицательного признаков , например, трудолюбие и иждивенчество).

Осознание того, что «я» – это родитель, который должен воспитать нового (лучше, чем я) члена общества; руководитель, призванный принести пользу обществу; мастер, творчески мыслящий человек; творческая личность, владеющая приемами успешной (позитивной) деятельности. Основной проблемой в формировании приоритетов ценностей является преодоление устоявшегося мнения: «А зачем мне работать над собой, я и так хороший!» Следуя известной мудрости: «Лучшие качества человека раскрываются в работе», нужно считать основной своей задачей творческий поиск смысла жизни через формирование профессиональных качеств, способствующих самореализации и самоутверждению личности.

С некоторых пор в экономических трудах замелькали такие категории, как «человеческие взаимоотношения», «профилактика конфликтов», «кодекс чести делового человека» и т.п. Это свидетельствует о сближении экономики и психологии, областей, которые традиционно считались несовместимыми. Современный деловой человек затрачивает большую часть своих сил не на решение технических и организационных, финансовых вопросов, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.

Факты психологизации экономической жизни, которая первоначально приобрела влияние в индустриально-развитых странах, тем не менее, как показывает культурно-исторический анализ, уходит корнями в историю русской философской мысли. Русские ученые, экономисты говорили о том, что нужно различать предпринимательство как определенную эмпирическую, хозяйственно-экономическую сущность и как особую, духовно-экономическую. Эти идеи были поддержаны великими русскими писателями и поэтами, которые обосновывали необходимость приоритета нравственных начал в жизни общества. Конечно, конкретно-исторические условия в России сложились так, что претворить в жизнь идеи развития духовно-нравственного потенциала рыночной экономики так в полной мере и не удается.

Глобальная информатизация общества создает условия для манипулирования общественным мнением; политические и PR-технологии формируют ценности, необходимые ограниченным элитным кругам; информационная нагрузка ведет к «зашумлению» действительно ценной информации, стрессам, формированию мифических целей. В этих условиях становится сложно отобрать информацию, выделить то действительно ценное, что необходимо для повседневной жизни человека. Создаются иллюзии «свободы», ценности которой большей частью населения воспринимаются как позитивные. В связи с этим выпускнику важно разобраться в самом себе, избавить его от ненужных мифических целей, оценить свой потенциал; гармонизировать в себе потребности «хочу» и возможности «могу» и необходимости «надо».

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Работодатель, опытный руководитель умеет распознавать эти личностные особенности. Значит, задача молодого человека – научиться преодолевать свои негативные переживания: страхи, неуверенность, растерянность. Кроме того, необходимо научиться «показывать товар лицом». Неумение говорить о себе, своих достоинствах, сильных сторонах своей личности, застенчивость - плохие помощники при поиске работы. В условиях рыночной экономики необходимо создавать условия для студентов, чтобы побудить личность к необходимости отказаться надеяться на государство, близких, коллектив, а активизировать собственные способности, умения и навыки, полученные, в том числе, и в колледже.

Рынок труда требует лиц со стажем работы, конкурентоспособных, перспективных, поэтому выявление деловых качеств выпускника становится одной из важных проблем. Что же должен знать и уметь молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь с поиска рабочего места? Формирование мобильности выпускника, его творческого потенциала — вот механизмы, необходимые для достижения поставленной цели.

Преодоление разочарования молодого специалиста, не достигшего благополучия, лежит в получении качественных знаний своей профессии, приобретении позитивного варианта социального статуса через высокую духовную культуру деловых качеств, направленных на процветание своей семьи, Родины.

 

Литература:

1.         Большаков А. С. Менеджмент: психология успеха. – СПб: Литера, 2002.

2.         Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник, 2-е издание. - М., “Инфра-М”, 2010

3.         БЭС. Риджест Дайджест. – М., 2009.

4.         Гражданско – патриотическое воспитание [Электронный ресурс]. – Электронн. данн. – http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm#statya4

5.         Григорьев В. Г. Праксиология. - Москва, 2002.

6.         Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr

7.         Краткий словарь по логике. Под ред. Д.П. Горского. М., 1991

8.         Технология поиска работы. Методические рекомендации. – М., Госстрой РФ, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle