Библиографическое описание:

Стерчо И. П. Применение тестовых заданий на уроках неорганической химии в школе // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 614-618.

Контроль и оценка учебных достижений учащихся является обязательным компонентом каждого урока. Они могут быть использованы на всех этапах процесса обучения и рассматриваются как система, которая обеспечивает структурирование содержания учебного материала, отбор форм, приемов и методов обучения в соответствии с этими особенностями, разработку специальных учебных задач. Совершенствование системы контроля и оценки знаний учеников на уроках является проблемой, над которой должен постоянно работать каждый учитель.

Актуальность данной проблемы заключается в широком использовании в настоящее время тестов и тестовых заданий для выявления результатов обучения, объясняется объективными причинами, связанными с модернизацией и изменением направлений развития современного образования в Украине, введением внешнего независимого оценивания.

Введение тестового контроля при обучении существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность учеников. Тестовые задания удобно использовать на любых этапах урока. Учитель может проверять уровень усвоения основных учебных элементов данного курса, определять пробелы в знаниях, определять задачи для продуктивной самообразования и планирования этапа урока коррекции знаний.

Тестирование является одновременно и учебным упражнением, и средством контроля. Использование тестовых заданий как средства обучения является эффективным и оправданным с точки зрения дидактики и психологии. Четкая регламентированность процедуры тестирования и наличие эталона позволяют оптимизировать учебный процесс, а направленность на активную мыслительную деятельность и объективность результатов создают у школьников положительное отношение к школьному предмету, например, химии [1].

Не заменяя плановый контроль (устный опрос, письменные контрольные работы и т. п.), тесты, по мнению И. Я. Лернера, «кроме контрольной, выполняют учебно-развивающую функцию: разнообразят процесс проверки полученных знаний, умений и навыков; активизируют процесс овладения языковым материалом, который изучается, поскольку предусматривают сознательный выбор, анализ, сопоставление; стимулируют активность и внимание учеников на занятии; повышают их ответственность при выполнении задач " [2].

В зависимости от дидактической цели используют различные виды контроля знаний. В научной работе В. С. Аванесова указано, что для каждого из традиционных видов контроля (входного (предыдущего), текущего, тематического, периодического и итогового) применяются различные по построению тесты [3]. Существуют два типа тестовых заданий, которые объединяют шесть видов [4].

Рис. 1. Типы и виды тестовых заданий [4]

 

Тесты разработаны с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество изучения материала. При выборе критериев оценки тестов учитываются умственные навыки, которые должны были получить ученики в процессе обучения [5,6]:

Для реализации данного исследования использовался учебник «Химия 8» автора Н. М. Буринская [7]. Календарно-тематическое планирование для 8 класса составлено согласно «Программе для общеобразовательных учебных заведений. Химия.7–11 классы» [8].

Для исследования тестового контроля знаний в процессе обучения были использованы следующие методы научно-педагогического исследования: беседа, анкетирование, самостоятельная работа, контрольная работа.

Исследования по использованию тестовых заданий проводились в Тибавской ООШ I-II ст. Свалявского района Закарпатской области, Украина. В данном образовательно-учебном заведении I-II ст. есть только один 8-А класс. Поэтому в ходе исследования планировалось сравнить приемы контроля знаний, а именно, тестовый и письменный контроль.

Из календарно-тематического плана были выбраны темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» и «Химическая связь и строение вещества». Суть исследования заключалась в следующем:

-        в 8-А классе данной школы проверка знаний учащихся по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» проводилась с помощью тестового контроля знаний;

-        на тематической контрольной работе по теме «Химическая связь. Строение вещества» в том же классе, использовались обычные письменные задания.

Обобщение опыта учителей, которые успешно применяют тестовый контроль качества и успешности знаний и умений учащихся, показал, что использовать тесты целесообразно преимущественно на этапе проверки и закрепления учебного материала. Использование тестовых задач обучения способствует закреплению и улучшению знаний, развития психологических качеств, развития умения находить оптимальные решения.

Эффективность применения тестового контроля знаний и умений учащихся оценивали по применениям тестов на уроках, где изучалась тема «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» в виде самостоятельной работы как текущего контроля, в конце урока на 10–15 мин., и по результатам выполнения тематической контрольной работы по данной теме. При изучении темы «Химическая связь и строение вещества» и в самостоятельных работах и при написании тематической контрольной работы по данной теме использовались обычные теоретические задания, за исключением двух первых. Результаты тематических контрольных работ представлены в табл. 1.

Таблица 1

№ п/п

Фамилия, имя ученика (ученицы)

Тематическая

контр. работа*

Тематическая

контр. работа **

Тематический контроль из предыдущих тем

1

Годя Вероника

11

11

10

2

Кеменяш Мария

10

10

10

3

Кошеля Иван

5

5

5

4

Ливч Оксана

10

9

8

5

Мелеш Людмила

9

8

7

6

Мишко Камилия

10

10

10

7

Перепадов Юрий

6

5

5

8

Попович Виктория

7

6

6

9

Попович Михаил

8

7

7

10

Чаклей Иван

6

6

5

11

Ференци Иван

7

7

6

12

Цимболинец Мария

9

9

9

13

Цолиган Михаил

10

10

10

* «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева»

** «Химическая связь и строение вещества»

 

 

В ходе эксперимента нами были рассчитаны успешность, качество и средний балл учащихся. В 8-А классе учится 13 учеников. Успеваемость, качество и средний балл из предыдущих тем составили соответственно: 100 %, 62 % и 7,5 балла. Результаты исследования представлены в табл. 2–3.

Таблица 2

Результаты тематической контрольной работы по теме «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева»

Класс

К-во

«10–12»

высокий

К-во

«7–9»

достаточный

К-во

«4–6»

средний

К-во

«1–3»

начальный

Успеваемость

Качество

Средний балл

8-А

«12» — 0

«11» — 1

«10» — 4

«9» — 2

«8» — 1

«7» — 2

«6» — 2

«5» — 1

«4» — 0

«3» — 0

«2» — 0

«1» — 0

100 %

77 %

8,3

 

Таблица 3

Результаты тематической контрольной работы по теме «Химическая связь и строение вещества»

Класс

К-во

«10–12»

высокий

К-во

«7–9»

достаточный

К-во

«4–6»

средний

К-во

«1–3»

начальный

Успеваемость

Качество

Средний балл

 

8-А

«12” — 0

«11” — 1

«10” — 3

«9» — 2

«8» — 1

«7» — 2

«6» — 2

«5» — 2

«4» — 0

«3» — 0

«2» — 0

«1» — 0

100 %

69 %

7,9

 

Анализ наблюдений за тестовой формой оценивания знаний и умений учащихся и ее результатов показал, что использование тестирования в обучении является эффективным методом для укрепления и расширения знаний учащихся. Как видно из табл.1. в 8-А классе при написании тематической контрольной работы на тему «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» средний балл по сравнению с предыдущими темами повысился на 0,8 балла. Если сравнивать результаты с контрольной работой по теме «Химическая связь и строение вещества», то оказалось, что при использовании тестовых заданий, средний балл учеников тоже улучшилось — на 0,4 балла.

При анализе тематической контрольной работы по теме «Химическая связь и строение вещества» оказалось, что значительная часть учеников не умеют решать задачи, имеют слабые вычислительные навыки. Особые трудности вызвало решение задач на установление молекулярной массы веществ и определения степени окисления.

Причинами этих недостатков в учебных достижениях учащихся являются:

-        слабая материально-техническая база кабинета химии, которая не позволяет в полной мере использовать химический эксперимент;

-        недостаточный интерес к учебному предмету у учащихся;

-        отсутствие системы при выполнении домашних заданий.

Учебные достижения учащихся 8-А класса по результатам тематического контроля знаний и умений учащихся по темам «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева» и «Химическая связь и строение вещества» представлено в табл. 4.

Таблица 4

Учебные достижения учащихся 8-А класса по результатам тематического контроля

Учебные достижения

Тематическая

контр. работа*

Тематическая

контр. работа **

К-во учеников

%

К-во учеников

%

Начальный уровень

-

-

-

-

Средний уровень

3

23

4

31

Достаточный уровень

5

38

5

38

Высокий кровень

5

38

4

31

* «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева»

** «Химическая связь и строение вещества»

 

Анализ учебных достижений учеников 8-А класса Тибавськои ООШ I-II ст.

(табл.4.) показал, что применение тестовых заданий при проведении тематического контроля знаний и умений учащихся способствует повышению усвоения учебного материала, и как следствие приводит к росту числа учащихся, имеющих высокий уровень знаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что тематический тестовый контроль в процессе изучения неорганической химии способен обеспечить стандартизированность, объективность и точность проверки результатов обучения. Показано, что тестовые контрольные работы могут быть использованы для проведения тематических и итоговых контролей, для мониторинга качества и успешности знаний и умений учащихся.

Также оказалось, что тестовый контроль повышает интерес учеников к предмету. Тестирование не заменяет и не отменяет традиционные формы и виды педагогического контроля, основанных на непосредственном общении учителя с учеником. Такой контроль выполняет важные учебные функции, вооружает педагогов информацией об уровне знаний учащихся, о проблемах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическое состояние.

Применение тестового контроля знаний и умений учащихся на уроках химии показывает востребованность учениками данной технологии. В ходе проделанного исследования было опрошено 13 учеников с целью выявления положительного отношения к используемой технологии. Результаты анкетирования выявили следующую картину: тестовые задания нравятся 11 ученикам, что составляет 85 % опрошенных.

 

Литература:

 

1.      Дуженков В. Д. Деякі аспекти методики складання тестових завдань / В. Д. Дуженков, Т. І. Панасюк // Організація навчально-виховного процесу. 2006. — Вип. 8. — С.104–109.

2.      Лернер И. Я. Показатели системы учебно-познавательных заданий / И. Я. Лернер // Новые исследования в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1990. –Вып. 2. — С. 3–74.

2. 3.Аванесов В. С. Методологическое и теоретическое обоснование тестового педагогического контроля: дис. На соискание учёной степени доктора пед. наук / В. С. Аванесов. — СПб.: Госуниверситет, 1994. — С. 205–214.

3.      Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М.: “Интеллект-центр”, 2001. — 296 с.

4.      Волков Н. И. Тестовый контроль знаний: учеб пособ. / Н. И. Волков, А. Н. Алексеев, Н. А. Алексеев. — Сумы: ИТД, 2004. — 109 с.

5.      С. О. Хмеловська, Т. М. Деркач, Н. В. Стець. Методика викладання хімії: навч. посібник / С. О. Хмеловська, Т. М. Деркач, Н. В. Стець — Д.: Вид-во ДНУ, 2011. — 252 с.

6.      Буринська Н. М. підручник «Хімія 8» / Н. М. Буринська — К.: Перун, 2008. –201с.

7.      Программа для общеобразовательных учебных заведений. Химия. 7–11класы./ К.; Ірпмнь: Перун, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle