Библиографическое описание:

Махина С. В. Применение средств психорегуляции в процессе подготовки легкоатлеток с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе углубленной специализации // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 341-345.

Ключевые слова:психорегуляция, психологическая подготовка, спортсмен с поражением опорно-двигательного аппарата, адаптивный спорт.

 

Современный адаптивный спорт характерен значительным увеличением нагрузок, а тренировочный процесс проходит на пределе функциональных возможностей организма спортсмена. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологических факторов. Практический опыт и анализ литературных данных, показывает, что использование приемов психорегуляции, умение воздействовать на глубинные механизмы сознания, мотивационную и эмоциональную сферу, способствует не только стабильности психоэмоционального состояния спортсмена, но и создают благоприятные условия для успешного решения задач на учебно-тренировочном занятии и достижения отличных результатов выступления на соревнованиях [1,3,6]. Ведущие спортивные психологи считают, что результат зависит от психического состояния не только предстартового, но и во время соревнований. Именно поэтому одной из важнейших проблем подготовки спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата является оценка готовности к выступлению, а также разработка методики психорегуляции состояния.

Цель исследования — разработать и апробировать методику психорегуляции состояния легкоатлеток с поражением опорно-двигательного аппарата.

Предполагается, что использование средств психорегуляции в процессе подготовки легкоатлеток с поражением опорно-двигательного аппарата будет способствовать улучшению психоэмоционального состояния и росту спортивных результатов.

В соответствии с задачами нашего исследования, были использованы следующие методы исследования:

-          анализ научно-методической литературы;

-          педагогическое наблюдение;

-          психодиагностические методы;

-          методы статистического анализа экспериментальных данных.

В исследовании принимали участие 15 спортсменок, специализирующиеся в спринтерском беге, беге на средние дистанции, толкании ядра в возрасте от 14–16 лет спортивного разряда от 2 взрослого до КМС.

Эксперимент проходил с февраля по июнь 2015 г. Методика коррекции неблагоприятных психических состояний легкоатлеток с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе углубленной тренировки включала:

1 неделя: обучение ритуалу предсоревновательного поведения;

2 неделя: введение в «Основы аутотренинга»;

3 неделя: обучение дыхательным упражнениям, подбор успокаивающих записей;

4 неделя: разработка индивидуальных формул оптимального боевого состояния;

5 неделя: индивидуальные сеансы аутотренинга;

6–10 неделю: психорегулирующие тренировки, корректировка формулы боевого состояния;

11 неделя: снижение уровня притязаний;

12 неделя: повторение формулы оптимального боевого состояния.

В начале и конце эксперимента определяли уровень нервно-психической напряженности, психологической подготовленности, психической устойчивости, а так же уровень физической подготовленности. Для оценки нервно-психического напряжения использовался опросник Т. А. Немчина, опросник методики психической устойчивости спортсмена Р. А. Фрестера, а также методика С. М. Гордона, Л. Т. Ямпольского по определению психологической подготовленности спортсмена. В рамках последней методики получили оценки по трем факторам: фрустрационная толерантность (ФТ), самоконтроль (С) и волевая активность (ВА).

Анализ психической подготовленности в феврале 2015 г. показал, что практически у всех испытуемых спортсменок уровень нервно-психического напряжения был высоким, а психическая устойчивость к соревновательным ситуациям средним и низким. Это объясняется тем, что для многих спортсменок соревновательный сезон подходил к концу. В таблице 1 мы видим, что после использования методов психорегуляции у спортсменов снизился уровень нервно-психического напряжения, повысилась психическая устойчивость, повысилась устойчивость к соревновательным нагрузкам, волевая активность, спортсмены овладели навыками саморегуляции. Это является важной составляющей высоких спортивных результатов.

Таблица 1

Сравнительный анализ психической подготовленности

Ф.И., разряд, возраст

НПН (Фев. 2015 г.)

НПН (Июнь 2015 г.)

Псих. Устойчивость (Фев. 2015 г.)

Псих. Устойчивость (Июнь 2015 г.)

Псих. Подготовленность (Фев. 2015 г.)

Псих. Подготовленность (Июнь 2015 г.)

1 взр.,16 лет

72

50

49

36

ФТ-9

С-2

ВА-17

ФТ-20

С-7

ВА-21

1 взр.,16 лет

71

50

49

38

ФТ-8

С-6

ВА-8

ФТ-19

С-9

ВА-17

КМС 16 лет

71

52

40

35

ФТ-20

С-13

ВА-23

ФТ-23

С-15

ВА-25

1 взр.,16 лет

74

50

36

33

ФТ-20

С-13

ВА-23

ФТ-23

С-15

ВА-23

2 взр.,14 лет

57

50

36

33

ФТ-20

С-11

ВА-22

ФТ-20

С-14

ВА-23

2 взр.,15 лет

75

53

36

36

ФТ-19

С-6

ВА-19

ФТ-20

С-10

ВА-21

2 взр.,15 лет

55

49

35

33

ФТ-10

С-4

ВА-11

ФТ-14

С-7

ВА-21

1 взр, 15 лет

35

45

40

36

ФТ-22

С-12

ВА-17

ФТ-26

С-12

ВА-17

1 взр.,16 лет

48

51

44

35

ФТ-20

С-6, ВА-17

ФТ-21

С-7, ВА-21

1 взр.,15 лет

55

51

43

37

ФТ-19

С-2, ВА-10

ФТ-20

С-7, ВА-20

1 взр.,14 лет

47

50

39

34

ФТ-26

С-6, ВА-21

ФТ-26

С-7,иВА-21

2 взр.,15 лет

70

55

49

39

ФТ-11

С-1,ВА-9

ФТ-19

С-7,ВА-16

1 взр.,14 лет

73

50

39

34

ФТ-19

С-6,ВА-20

ФТ-23

С-9,ВА-22

1 взр.,14 лет

65

52

40

35

ФТ-20

С-8,ВА-17

ФТ-22

С-7,ВА-20

1 взр.,15 лет

71

52

46

37

ФТ-13

С-4,ВА-17

ФТ-19

С-6,ВА-20

 

В результате проведенного эксперимента разработанная методика коррекции неблагоприятных состояний доказала свою эффективность при использовании с легкоатлетами с поражением опорно-двигательного аппарата. В результате применения методики в сочетании с проведением стандартного тренировочного процесса в течение 5 месяцев средний прирост соревновательного результата спортсменок-участниц эксперимента составил 16,1 %, что выше годового среднестатистического прироста результата для спортсменок данного возраста и квалификации. Для оценки прироста показателей результатов была использована формула, предложенная В. И. Усаковым.

По результатам проведенного эксперимента, были сформулированы практические рекомендации. Рекомендуется применять методику — 4 месяца, количество сеансов — 3 раза в неделю. Проводить занятия как до, так и после тренировки. Продолжительность сеанса 15–45 минут, в зависимости от специфики занятия. Методика универсальна и дает положительные результаты для юных спортсменок с поражением опорно-двигательного аппарата различных специализаций и категории инвалидности.

 

Литература:

 

1.         Акимова, Л. Н. Психология спорта: учебное пособие / Л. Н. Акимова.-Одесса: Негоциант, 2004. — 127 с.

2.         Булкин, В.А., Киселев Ю. Я., Крючек С. С. Оперативная диагностика эмоционального возбуждения у спортсменов. В сб. Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. — Л.: ЛНИИФК, 1977. — с.

3.         Выготский, Л. С. Психология: учебник /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000–1008 с.

4.         Медведев, В. В. О психических состояниях в спортивной деятельности.. — 48 с.

5.         Родионов, А. В. Психология спорта высших достижений. -М.: ФиС, 1979.

6.         Родионов, А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М.: ФиС, 1983. — 112 с.

7.         Сопов, В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. — М., 2010. — 120 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle