Библиографическое описание:

Григорьева И. В., Цзян Ц. Анализ законов «О возобновляемых источниках энергии» в Беларуси и Китае // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 63-66.

Вопрос экологии, защиты окружающей среды в настоящее время стоит очень остро. И не случайно это касается всех сфер жизнедеятельности человека. Но за все приходится платить, в том числе и за достаточно быстрое освоение и внедрение новых технологий. Вот, например, современный человек уже не может обойтись без электроэнергии, а чтобы ее получить, необходимы источники, а именно, природные ресурсы для преобразования их в электрическую энергию. Но природные ресурсы уже находятся на грани истощения, этот вопрос стоит на повестке дня во всем мире уже более двух десятков лет, с момента проведения в 1992 году в Рио-де-Жанейро конференции по окружающей среде.

Поэтому человек вынужден был искать новые методы и ресурсы для получения энергии, и в настоящее время каждая страна мира уделяет большое внимание получению энергии из возобновляемых источников. Однако, как и во всех сферах человеческой жизнедеятельности, необходимо законодательное закрепление вопроса, особенно настолько важного для любой страны вопроса.

Являясь магистрантом в китайском университете, обойти вопрос сравнения двух стран, страны обучения и родной страны, в своих исследованиях по какому-либо вопросу невозможно. И таким образом, изучая политику возобновляемых источников энергии (далее виэ) в Беларуси, сперва я изучила главный закон в данной сфере. И задалась вопросом, а в чем отличие от такого же закона в Китае?

Начнем с определения закона в двух странах. В Беларуси, закон — это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений [2, с.232].

В Китае, закон — это система норм, принятая или утвержденная государством, с целью сохранения и развития полезных социальных связей и социального порядка правящего класса, гарантируемая осуществляться непреодолимой силой государства, и отражающая волю и интересы господствующего класса. Закон в широком смысле, представляет собой совокупность норм различного поведения, гарантируемая осуществляться государством. В узком смысле слова, закон — это в соответствии с законодательным процессом разработанный и обнародованный уполномоченными законодательными государственными органами нормативный документ. Закон принимается и утверждается государством, обеспечивает осуществление непреодолимой силой государства, нормы поведения обязательные для всех членов общества [4].

Если их внимательно проанализировать, то можно выделить следующие общие характеристики:

1)      это нормативный правовой документ;

2)      принимается и утверждается уполномоченными на то государственными органами;

3)      закрепляет наиболее важные нормы общественных отношений;

4)      обязателен для исполнения всеми членами общества.

Как уже упоминалось выше, все сферы человеческой жизнедеятельности требуют законодательного закрепления, и возобновляемые источники энергии не исключение. В обеих странах, в Беларуси и Китае, приняты законы «О возобновляемых источниках энергии». Несмотря на наличие общих характеристик, закон, прежде всего, адаптирован к условиям и уровню жизни страны, в которой он принят.

Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» принят 27 декабря 2010 года. Состоит из 30 статей. Закон Китайской Народной Республики «О возобновляемых источниках энергии» принят 28 февраля 2005 года, вступил в силу 1 января 2006 года. Состоит из 8 статей, в которых имеется 28 пунктов. Отсюда, мы сразу же видим, что закон в сфере виэ в Китае был принят намного раньше, чем в Беларуси. И это неудивительно, так как китайская экономика в последние десятилетия развивается достаточно стремительно, и в то же время, являясь развитой страной, одной и первых вступила на путь использования зеленой энергии. Но стоит отметить, что оба закона приняты и направлены на развитие новой сферы жизнедеятельности человека — изыскание и развитие новых способов получения энергии.

В обоих законах разъясняются главные термины, используемые в тексте закона. Правда, в белорусском законе перечень определений шире, чем в китайском. А в китайском законе, определения приведены в последней статье закона, так называемом приложении. С данной стороны, китайский закон не предстает перед нами чем-то невероятно новым и неизведанным, а отнюдь, как пояснение, для наилучшего понимания содержания закона.

В законе Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» отдельное внимание уделяется полномочиям государственных органов в сфере использования виэ — этому вопросу посвящены 8 статей закона, и это не случайно. Ведь данная сфера является достаточно новой, а для получения новых источников энергии необходимо задействовать все государственные регулирующие ресурсы, а именно, четко регламентировать полномочия соответствующих органов. В китайском законе также регламентированы соответствующие органы власти, во главе которых находится Министерство энергетики Госсовета (Китай — это коммунистическая страна), однако полномочия каждого органа не расписаны настолько подробно и конкретно, и это логично. Китай большая страна, с немалым административным делением, достаточно знать, что у каждого административного отделения свои полномочия, так же, как и ответственность.

Стоит отметить, что и в Китае, и в Беларуси, один главный орган управления, Министерство энергетики, он наделен наибольшими полномочиями.

В законе Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» в отдельной статье выделены права и обязанности производителей энергии из виэ. В нашей стране существует тенденция законодательного закрепления прав и обязанностей сторон, которая является неотъемлемой частью любого нормативного документа. В китайском законе права и обязанности упомянуты соответственно касающегося вопроса, но не отдельным пунктом.

В обоих законах говорится об установлении тарифов на производимую энергию, однако в каждом законе имеются свои особенности. В белорусском законе тарифы устанавливаются в соответствии с настоящим законом, и имеют временные рамки. В китайском законе, помимо тарифов на энергию из различных видов виэ, существует дифференциация в соответствии с районами производства энергии из виэ, такая дифференциация исходит из географических особенностей страны. По китайскому закону также принята система тендеров, для установления тарифа на энергию из виэ.

Отдельно следует отметить, что в Китае существует специальный фонд развития и использования виэ, особенности которого регламентируются в законе. Производители энергии из виэ имеют право претендовать на помощь данного фонда.

И в белорусском, и в китайском законах говорится, что возобновляемые источники энергии являются приоритетным направлением развития энергетики и государства обеих стран поощряют участие всех экономических секторов в развитии и использовании виэ. Однако, данное поощрение или поддержка государства, на мой взгляд, разнится. В китайском законе прочитывается призыв к использованию энергии из виэ, конкретные поощрения компаний недвижимости в строительстве зданий и применения технологий из виэ. В Китае, практически каждый жилой дом или здание имеют хотя бы один источник энергии из виэ. Как правило, это фотоэлектрические нагреватели воды или отопления (использование солнечной энергии). В белорусском же законе, мы видим сухой текст, описывающий направления регулирования государства в сфере использования виэ.

Не выделяя различия в законах «О возобновляемых источниках энергии» двух стран, Беларуси и Китая, без сомнения можно сказать, что обе страны стремятся рационально использовать природные ресурсы, без воздействия на окружающую среду. Соответственно уровню развития отрасли зеленой энергетики в обеих странах применяются всевозможные меры для стимулирования использования и развития возобновляемых источников энергии, ее усовершенствованию, а также сотрудничеству с другими странами и со всем миром по вопросу сохранения окружающей среды.

Проанализировав тексты законов «О возобновляемых источниках энергии» Беларуси и Китая, рассмотрев их сходства и различия, можно сделать следующие выводы:

1. Определение закона в обеих странах сходны, законом считается нормативный правовой документ, закрепляющий наиболее важные нормы общественных отношений, принимается и утверждается уполномоченными на то государственными органами и обязателен для исполнения всеми членами общества.

2.         Законодательное закрепление вопроса виэ является поворотным пунктом в развитии данной отрасли и говорит о серьезности намерений и стратегий стран в целом. Беларусь перешла на этот уровень намного позже Китая, именно этим можно объяснить многие различия в законах двух стран. Однако, самое главное то, что цель принятия закона в обеих странах одинакова — стимулирование развития виэ.

3.         Полномочия органов власти в отрасли отличаются в законах двух стран. В китайском законе не описаны подробно полномочия всех органов власти. Однако, общее в двух законах в вопросе полномочий по вопросу есть — главный орган, регулирующий все вопросы в отрасли является Министерство энергетики Госсовета КНР, в Беларуси, соответственно, Министерство энергетики Республики Беларусь.

4.         Важным пунктом, присутствующим в китайском законе «О возобновляемых источниках энергии», является существование в Китае фонда помощи развитию отрасли. В Беларуси такового не существует и, соответственно, не закреплено законодательно.

5.         Закон «О возобновляемых источниках энергии» в Беларуси и Китае является правовой основой для реализации государственной политики в сфере производства нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, что в конечном итоге направлено на повышение уровня энергетической безопасности стран, на сохранение не возобновляемых источников энергии для будущих поколений.

 

Литература:

 

1.      Библиотека главного энергетика / учредитель ОДО «Полипарк». — Минск: Полипарк, 2011 — УДК: 620.9, 2011, № 1 (Июль-авг.),1, с. 4–14.

2.      Большой юридический словарь / под редакцией А. Я. Сухарева. — 3-е изд., [дополненное и переработанное].- Москва: Инфа-М, 2006. — VI, 856, [1] с. — (Библиотека словарей «Инфа-М») УДК: 340(038). — ISBN 5–16–002606–1, с.232.

3.      http://www.chinalaw.gov.cn/article/fgkd/xfg/fl/200912/20091200176803.shtml дата доступа 28.07.15 18:19

4.      http://zhidao.baidu.com/link?url=O0waM63gtJVnjr8hjhol8eVI0PmxBpUD9tJPvKf-CGeS92ynmI3SGYMIvW9SVF-Q4o7zQ1A0Gakk3qPCPOUx8K дата доступа 24.07.15 22:14

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle