Библиографическое описание:

Трофимова Е. М., Рудак Н. В. Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра» // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 576-580.

Направленность — духовно-нравственное воспитание.

Актуальность дополнительной образовательной программы.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на уроках литературного чтения, окружающего мира и отчасти на уроках русского языка, в обобщённо-абстрактном виде. Такие понятия, как «малая родина», «моя семья», «мой дом», наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, друзей, школу, природную среду и социальное окружение. В учебниках для начальной школы практически нет заданий местной патриотической тематики, поэтому у детей возможно появление разрыва между малой и большой Родиной.

Наш курс должен помочь ликвидировать этот разрыв. В этом состоит актуальность дополнительной образовательной программы.

Цель:

-                   приобщение обучающихся к национальным ценностям, традициям (включая региональные социально-культурные особенности);

-                   создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе отечественной культуры.

Задачи:

-                   формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщение их к условиям общественной жизни;

-                   приобщение обучающихся к культуре своей страны (города) через знакомство с традициями своего народа;

-                   понимание общекультурной значимости исторического прошлого своего народа;

-                   раскрытие глубины понятия «семья», её роли в жизни каждого человека и общества.

Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6–7лет.

Срок реализации — 1 год. Формы и режим занятий — теоретические, практические и зачётные занятия, экскурсии. Всего 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты

К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к самообразованию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты:

-                   формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Метапредметные результаты:

-                   овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

-                   в ходе изучения дополнительной образовательной программы обучающийся должен получить возможность освоения учебных предметов на уровне, обеспечивающем успешное обучение на следующих ступенях общего образования.

Предметный результат рассматривается на 3 уровнях:

I уровень

После изучения темы «Счастье семьи» ребёнок должен знать:

-                   понятие «семья»,

-                   уметь распознавать социальные роли: дочери, сына, мужа, жены.

После изучения темы «Люблю тебя, Россия!» ребёнок должен знать:

-                   традиции своего народа,

-                   уметь понимать общекультурную значимость исторического прошлого своего народа.

После изучения темы «Как прекрасен этот мир!» ребёнок должен знать природные парки, их достопримечательности, уметь разумно и бережно относиться к природе родного края.

После изучения темы «Юные ульяновцы» ребёнок должен знать:

-                   прошлое и настоящее родного города,

-                   уметь называть памятные места и достопримечательности своего города.

После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен знать:

-                   культуру речевого общения и поведения, вежливые слова,

-                   уметь употреблять эти слова в своей речи.

II уровень

После изучения темы «Счастье семьи» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о традициях семьи, её истории, подготовить презентацию своего выступления.

После изучения темы «Люблю тебя, Россия!» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре своей страны, традициях и обычаях народа, подготовить презентацию своего выступления.

После изучения тем «Как прекрасен этот мир!», «Юные ульяновцы» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о природе родного края, прошлом и настоящем родного города, о культуре поведения в природе, уметь называть памятные места и достопримечательности своего города. подготовить выступление с использованием фотографий, рисунков.

После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре речевого общения и поведения, подготовить яркое выступление с презентацией.

III уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Форма подведения итогов (итоговые тематические занятия):

-                   праздник «Люблю тебя, моя семья»;

-                   экскурсии в музеи города в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота!»;

-                   зачётное занятие «Доброе дело — и словно солнышко пригрело» (отгадывание кроссворда из ключевых понятий предыдущих занятий, ремонт библиотечных книг, составление письма-обращения к читателям с использованием вежливых слов);

-                   викторина «Знаешь ли ты свой город?» (работа в группах);

-                   зачётное практическое занятие (создание фотоальбома и выставки рисунков о природе родного края).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

Теоретич.

Практич.

Виды деятельности

Раздел

1. Счастье семьи

7

1

6

 

1

Вводное занятие

 

1

 

Беседа

2

О папе, маме и семье

 

 

1

Презентация

3

Семейный портрет

 

 

1

Самопредста­вление

4

Мамино чуткое сердце

 

 

1

Конкурс стихов

5

«Мой дом»

 

 

1

Конкурс рисунков

6

Порадовать близких. Как это хорошо!

 

 

1

Игры, инсценировки

7

Люблю тебя, моя семья

 

 

1

Семейный праздник

Раздел

2. Люблю тебя, Россия!

7

1

6

 

8

Национальные блюда русской кухни

 

 

1

Просмотр м/ф

9

«Всякая душа празднику рада»

 

1

 

Презентация, чтение книг

10

Русские народные праздники

 

 

1

Викторина

11

Обряды и обычаи на Руси

 

 

1

Конкурс поделок

12

Фольклор русского народа

 

 

1

Ролевые игры, инсценировки

13

Народные промыслы

 

 

1

Выставка поделок, рисунков с росписями

14

Экскурсия «Моя малая родина» в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота»! Музей «Засечная черта».

 

 

1

Экскурсия

Раздел

3. Как прекрасен этот мир!

5

3

2

 

15

Заповедные уголки России

 

1

 

Просмотр видеофильмов, презентаций.

16

Памятник природы — «Экопарк Чёрное озеро»

 

1

 

Беседа, презентация.

17

Памятник природы «Винновская роща»

 

 

1

Составление кроссвордов

18

Памятник природы «Маришкин родник»

 

1

 

Рассказ, видео

19

Природа и я — одна семья!

 

 

1

Коллективный проект

Раздел

4. Юные ульяновцы.

7

1

6

1

20

Ульяновск: от прошлого к настоящему

 

1

 

Презентация, видеофильм

21

 Я на этой земле родился

 

 

1

Фото и фидеоматериалы, встреча с ветеранами ВОВ «Волжские зори»

22

 «Земли Российский уголок»

 

 

1

Занятие — экскурсия

23

Ульяновск — культурная столица Поволжья

 

 

1

Конкурс рисунков, поделок

24

Экскурсия в краеведческий музей в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота!»

 

 

1

Экскурсия в музей

25

Процветай, наш Ульяновский край!

 

 

1

Конкурс чтецов, игры

26

Знаешь ли ты свой город?

 

 

1

Викторина

Раздел

5. Нравственные истины

8

 

8

 

27

«Где доброе слово скажется, там и добро окажется»

 

 

1

Разыгрывание ситуаций, беседа о культуре речевого общения

28

Слово на ладошке. О дружбе, мудрости, любви

 

 

1

Чтение рассказов о дружбе

29

«Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить»

 

 

1

Коллективные игры, поделка «Подарок для друга»

30

«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»

 

 

1

Чтение, обсуждение рассказов о «совести», «долге», «хороших поступках», коллективное панно.

31

«Кто любит труд, того люди чтут»

 

 

1

Презентация, видео, игры

32

Правила вежливости и хороших манер

 

 

1

Инсценировки

33

 

«Доброе дело — и словно солнышко пригрело»

 

 

1

Коллективно-полезные дела

34

Экскурсия в Музей «Народное образование Симбирской губернии в 70–80гг.XIX века» в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота!»

 

 

1

Экскурсия в музей.

 

Содержание программы

Счастье семьи

Цель:

-                   раскрыть глубину понятия «семья», ее роль в жизни каждого человека и общества;

-                   формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены, дедушки, бабушки;

-                   воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к родителям.

-                   формирование ценностного отношения к семье, её традициям.

Люблю тебя, Россия!

Цель:

-                   способствовать формированию духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщая их к условиям общественной жизни;

-                   приобщать учащихся к культуре своей страны через знакомство с традициями своего народа;

-                   формировать представления о традициях и обычаях;

-                   учить ценить и понимать общекультурную значимость исторического прошлого своего народа.

Как прекрасен этот мир

Цель:

-                   формирование экологической культуры, нравственного аспекта жизнедеятельности человека;

-                   знакомство с разнообразием и контрастностью природных условий, с богатым наследием материальной и духовной культуры народов, издавна населявших наши земли.

Юные ульяновцы

Цель:

-                   познакомить с историческим прошлым родного города;

-                   способствовать формированию чувства гордости за свой город.

Нравственные истины

Цель:

-                   формировать культуру речевого общения, культуру поведения;

-                   способствовать раскрытию смысла нравственных понятий.

 

Литература:

 

1.         Васильева-Гангус Л. Азбука вежливости. — М.: Нигма, 2014.

2.         Волкова П. И., Тихонова А. Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях.- Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

3.         Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М.: Вако,2008.

4.         Карпова Т. А. Лето весёлого цвета: Стихи. –Ульяновск: Издатель Качалин А. В., 2009.

5.         Край прелестный — это ты…: Учебная хрестоматия по литературному краеведению/ Составитель В. Н. Янушевский. — Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000.

6.         Примерная программа духовно-нравственного развития, ФГОС, 2010.

7.         Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие/ Под ред. В. Н. Янушевского. –Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle