Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 31.08.2015

Статья просмотрена: 396 раз

Библиографическое описание:

Трофимова, Е. М. Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра» / Е. М. Трофимова, Н. В. Рудак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 576-580. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21701/ (дата обращения: 26.04.2024).

Направленность — духовно-нравственное воспитание.

Актуальность дополнительной образовательной программы.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на уроках литературного чтения, окружающего мира и отчасти на уроках русского языка, в обобщённо-абстрактном виде. Такие понятия, как «малая родина», «моя семья», «мой дом», наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, друзей, школу, природную среду и социальное окружение. В учебниках для начальной школы практически нет заданий местной патриотической тематики, поэтому у детей возможно появление разрыва между малой и большой Родиной.

Наш курс должен помочь ликвидировать этот разрыв. В этом состоит актуальность дополнительной образовательной программы.

Цель:

-                   приобщение обучающихся к национальным ценностям, традициям (включая региональные социально-культурные особенности);

-                   создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе отечественной культуры.

Задачи:

-                   формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщение их к условиям общественной жизни;

-                   приобщение обучающихся к культуре своей страны (города) через знакомство с традициями своего народа;

-                   понимание общекультурной значимости исторического прошлого своего народа;

-                   раскрытие глубины понятия «семья», её роли в жизни каждого человека и общества.

Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6–7лет.

Срок реализации — 1 год. Формы и режим занятий — теоретические, практические и зачётные занятия, экскурсии. Всего 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты

К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к самообразованию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты:

-                   формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Метапредметные результаты:

-                   овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

-                   в ходе изучения дополнительной образовательной программы обучающийся должен получить возможность освоения учебных предметов на уровне, обеспечивающем успешное обучение на следующих ступенях общего образования.

Предметный результат рассматривается на 3 уровнях:

I уровень

После изучения темы «Счастье семьи» ребёнок должен знать:

-                   понятие «семья»,

-                   уметь распознавать социальные роли: дочери, сына, мужа, жены.

После изучения темы «Люблю тебя, Россия!» ребёнок должен знать:

-                   традиции своего народа,

-                   уметь понимать общекультурную значимость исторического прошлого своего народа.

После изучения темы «Как прекрасен этот мир!» ребёнок должен знать природные парки, их достопримечательности, уметь разумно и бережно относиться к природе родного края.

После изучения темы «Юные ульяновцы» ребёнок должен знать:

-                   прошлое и настоящее родного города,

-                   уметь называть памятные места и достопримечательности своего города.

После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен знать:

-                   культуру речевого общения и поведения, вежливые слова,

-                   уметь употреблять эти слова в своей речи.

II уровень

После изучения темы «Счастье семьи» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о традициях семьи, её истории, подготовить презентацию своего выступления.

После изучения темы «Люблю тебя, Россия!» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре своей страны, традициях и обычаях народа, подготовить презентацию своего выступления.

После изучения тем «Как прекрасен этот мир!», «Юные ульяновцы» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о природе родного края, прошлом и настоящем родного города, о культуре поведения в природе, уметь называть памятные места и достопримечательности своего города. подготовить выступление с использованием фотографий, рисунков.

После изучения темы «Нравственные истины» ребёнок должен связанно, последовательно рассказать о культуре речевого общения и поведения, подготовить яркое выступление с презентацией.

III уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Форма подведения итогов (итоговые тематические занятия):

-                   праздник «Люблю тебя, моя семья»;

-                   экскурсии в музеи города в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота!»;

-                   зачётное занятие «Доброе дело — и словно солнышко пригрело» (отгадывание кроссворда из ключевых понятий предыдущих занятий, ремонт библиотечных книг, составление письма-обращения к читателям с использованием вежливых слов);

-                   викторина «Знаешь ли ты свой город?» (работа в группах);

-                   зачётное практическое занятие (создание фотоальбома и выставки рисунков о природе родного края).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

Теоретич.

Практич.

Виды деятельности

Раздел

1. Счастье семьи

7

1

6

 

1

Вводное занятие

 

1

 

Беседа

2

О папе, маме и семье

 

 

1

Презентация

3

Семейный портрет

 

 

1

Самопредста­вление

4

Мамино чуткое сердце

 

 

1

Конкурс стихов

5

«Мой дом»

 

 

1

Конкурс рисунков

6

Порадовать близких. Как это хорошо!

 

 

1

Игры, инсценировки

7

Люблю тебя, моя семья

 

 

1

Семейный праздник

Раздел

2. Люблю тебя, Россия!

7

1

6

 

8

Национальные блюда русской кухни

 

 

1

Просмотр м/ф

9

«Всякая душа празднику рада»

 

1

 

Презентация, чтение книг

10

Русские народные праздники

 

 

1

Викторина

11

Обряды и обычаи на Руси

 

 

1

Конкурс поделок

12

Фольклор русского народа

 

 

1

Ролевые игры, инсценировки

13

Народные промыслы

 

 

1

Выставка поделок, рисунков с росписями

14

Экскурсия «Моя малая родина» в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота»! Музей «Засечная черта».

 

 

1

Экскурсия

Раздел

3. Как прекрасен этот мир!

5

3

2

 

15

Заповедные уголки России

 

1

 

Просмотр видеофильмов, презентаций.

16

Памятник природы — «Экопарк Чёрное озеро»

 

1

 

Беседа, презентация.

17

Памятник природы «Винновская роща»

 

 

1

Составление кроссвордов

18

Памятник природы «Маришкин родник»

 

1

 

Рассказ, видео

19

Природа и я — одна семья!

 

 

1

Коллективный проект

Раздел

4. Юные ульяновцы.

7

1

6

1

20

Ульяновск: от прошлого к настоящему

 

1

 

Презентация, видеофильм

21

 Я на этой земле родился

 

 

1

Фото и фидеоматериалы, встреча с ветеранами ВОВ «Волжские зори»

22

 «Земли Российский уголок»

 

 

1

Занятие — экскурсия

23

Ульяновск — культурная столица Поволжья

 

 

1

Конкурс рисунков, поделок

24

Экскурсия в краеведческий музей в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота!»

 

 

1

Экскурсия в музей

25

Процветай, наш Ульяновский край!

 

 

1

Конкурс чтецов, игры

26

Знаешь ли ты свой город?

 

 

1

Викторина

Раздел

5. Нравственные истины

8

 

8

 

27

«Где доброе слово скажется, там и добро окажется»

 

 

1

Разыгрывание ситуаций, беседа о культуре речевого общения

28

Слово на ладошке. О дружбе, мудрости, любви

 

 

1

Чтение рассказов о дружбе

29

«Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить»

 

 

1

Коллективные игры, поделка «Подарок для друга»

30

«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»

 

 

1

Чтение, обсуждение рассказов о «совести», «долге», «хороших поступках», коллективное панно.

31

«Кто любит труд, того люди чтут»

 

 

1

Презентация, видео, игры

32

Правила вежливости и хороших манер

 

 

1

Инсценировки

33

 

«Доброе дело — и словно солнышко пригрело»

 

 

1

Коллективно-полезные дела

34

Экскурсия в Музей «Народное образование Симбирской губернии в 70–80гг.XIX века» в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота!»

 

 

1

Экскурсия в музей.

 

Содержание программы

Счастье семьи

Цель:

-                   раскрыть глубину понятия «семья», ее роль в жизни каждого человека и общества;

-                   формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены, дедушки, бабушки;

-                   воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к родителям.

-                   формирование ценностного отношения к семье, её традициям.

Люблю тебя, Россия!

Цель:

-                   способствовать формированию духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщая их к условиям общественной жизни;

-                   приобщать учащихся к культуре своей страны через знакомство с традициями своего народа;

-                   формировать представления о традициях и обычаях;

-                   учить ценить и понимать общекультурную значимость исторического прошлого своего народа.

Как прекрасен этот мир

Цель:

-                   формирование экологической культуры, нравственного аспекта жизнедеятельности человека;

-                   знакомство с разнообразием и контрастностью природных условий, с богатым наследием материальной и духовной культуры народов, издавна населявших наши земли.

Юные ульяновцы

Цель:

-                   познакомить с историческим прошлым родного города;

-                   способствовать формированию чувства гордости за свой город.

Нравственные истины

Цель:

-                   формировать культуру речевого общения, культуру поведения;

-                   способствовать раскрытию смысла нравственных понятий.

 

Литература:

 

1.         Васильева-Гангус Л. Азбука вежливости. — М.: Нигма, 2014.

2.         Волкова П. И., Тихонова А. Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях.- Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

3.         Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М.: Вако,2008.

4.         Карпова Т. А. Лето весёлого цвета: Стихи. –Ульяновск: Издатель Качалин А. В., 2009.

5.         Край прелестный — это ты…: Учебная хрестоматия по литературному краеведению/ Составитель В. Н. Янушевский. — Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000.

6.         Примерная программа духовно-нравственного развития, ФГОС, 2010.

7.         Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие/ Под ред. В. Н. Янушевского. –Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительная образовательная программа, региональный проект, речевое общение, Россия, изучение, культура, общекультурная значимость, памятник природы, презентация, родной город, родной край, экскурсия.


Похожие статьи

Проект «Родной свой край люби и знай»

Библиографическое описание: Быков А. С., Абрамова Е. Е. Проект «Родной свой край люби и

Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве...

Роль изучения истории и культуры родного края...

Цели работы с детьми по программе «Знакомство с культурой и историей родного края»

– подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, краю, городу, району и ощущению себя частью большого человеческого сообщества

Формирование коммуникативной компетенции с учетом...

Еще меньше внимания уделяется изучению своего родного края, города, деревни.

Также к целям внедрения регионального компонента относится развитие познавательного интереса к изучению родного края и расширение кругозора.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Считаю, что без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование культурных ценностей, а

Со временем, постепенно понятие «родной дом» расширяется: и это уже и родная улица, детский сад, школа, родной город, позже — Россия...

Экскурсия – педагогический процесс | Статья в журнале...

Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому...

Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа...

Использование краеведческого материала в процессе обучения...

Не зная своей родной культуры, не любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру.

Интеграция регионального компонента в изучение иностранного языка может осуществляться по двум направлениям

– Географическое положение. Природа.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Россию любить и знать. Как важно — не опоздать!.. Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

родной край, детский сад, Мурманск, ребенок, родной город, мультимедийная презентация, Кольский полуостров, день, Красная книга, дошкольное образовательное учреждение.

Похожие статьи

Проект «Родной свой край люби и знай»

Библиографическое описание: Быков А. С., Абрамова Е. Е. Проект «Родной свой край люби и

Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве...

Роль изучения истории и культуры родного края...

Цели работы с детьми по программе «Знакомство с культурой и историей родного края»

– подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, краю, городу, району и ощущению себя частью большого человеческого сообщества

Формирование коммуникативной компетенции с учетом...

Еще меньше внимания уделяется изучению своего родного края, города, деревни.

Также к целям внедрения регионального компонента относится развитие познавательного интереса к изучению родного края и расширение кругозора.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Считаю, что без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование культурных ценностей, а

Со временем, постепенно понятие «родной дом» расширяется: и это уже и родная улица, детский сад, школа, родной город, позже — Россия...

Экскурсия – педагогический процесс | Статья в журнале...

Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому...

Каждый из нас должен знать историю, традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному наследию народа...

Использование краеведческого материала в процессе обучения...

Не зная своей родной культуры, не любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру.

Интеграция регионального компонента в изучение иностранного языка может осуществляться по двум направлениям

– Географическое положение. Природа.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Россию любить и знать. Как важно — не опоздать!.. Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

родной край, детский сад, Мурманск, ребенок, родной город, мультимедийная презентация, Кольский полуостров, день, Красная книга, дошкольное образовательное учреждение.

Задать вопрос