Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 03.04.2018

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Паперная Н. В., Филиппова Г. В. Формирование коммуникативной компетенции с учетом регионального компонента [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 54-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14069/ (дата обращения: 20.06.2018).



В статье дается характеристика регионального компонента и описание его влияния на формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. Автор говорит о необходимости использования национально-регионального компонента на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, уроки иностранного языка, учащиеся, региональный компонент.

In this article is given a characteristic of the regional component and a description of tis influence on the formation of students’ communicative competence in foreign language lessons. The author writes about necessity of using the national-regional component in foreign language lessons.

Key words: communicative competence, foreign language lessons, students, the regional component.

В связи с тем, что у многих людей появилась возможность путешествовать и общаться с людьми разных национальностей, то коммуникация на иностранном языке становится все более актуальным. В этих условиях человек должен знать культуру и историю своего края, чтобы вести диалог с представителями другой культуры. Межкультурного общения не получится, если у учеников возникнуть затруднения при сообщении информации о родном крае и его достопримечательностях. Поэтому использование регионального компонента на уроках английского языка необходимо при изучении истории, культуры, традиций и обычаев края.

В современных УМК предусмотрены темы, относящиеся к англоязычным странам, а на изучение родной страны, к сожалению, отводится гораздо меньше времени. Еще меньше внимания уделяется изучению своего родного края, города, деревни. В результате учащиеся не всегда могут рассказать о своем крае так подробно, как могут это сделать, например, о Великобритании или Лондоне. Школьники не имеют достаточной информации, чтобы выразить свое отношение к событиям, происходящим в их родном крае. Естественно, информацию на русском языке в виде буклетов или справочников можно найти, но у учеников проявляется такая проблема, как недостаток языковых средств. Другими словами, можно сказать, что учащиеся испытывают серьезные затруднения при использовании региональных материалов в процессе обучения, вследствие отсутствия разработок в этой теме и практических методических материалов.

В Законе «Об образовании» Российской Федерации установлены два компонента стандарта — федеральный и региональный. Целью федерального компонента стандарта является целостность всего образовательного пространства на территории Российской Федерации, а региональный компонент рассматривает возможность введения в содержание образования компонента, связанного с традициями и культурой региона. Целью второго стандарта является обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, право на изучение родного языка, возможность получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России [1].

Основными целями внедрения регионального компонента в учебный процесс являются, во-первых, усвоение знаний о разнообразии объектов и явлений природы как ценности, обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, и применение этих знаний в повседневной жизни, во-вторых, способствование формированию высоконравственной личности. Также к целям внедрения регионального компонента относится развитие познавательного интереса к изучению родного края и расширение кругозора.

Необходимо выделить несколько основополагающих принципов при работе над материалами регионального компонента, а именно систематичность, доступность, наглядность и разнообразие материала, а также прослеживание связи НРК с учебной и воспитательной работой, проведение взаимосвязи местного и общего исторического и географического материала [2].

В Республике Коми на 2016–2020 гг. введена Концепция развития этнокультурного образования, утвержденная приказом Министерства образования Республики Коми от 23.11.2015 № 255. Она является нормативным документом, определяющим цели, задачи, основные направления и стратегию развития этнокультурного образования в Республике Коми. В этой Концепции дается краткая характеристика современного уровненного состояния образования, определение задач, проблем и способов их решения, а также описание условий развития этнокультурного образования как целостной системы.

Целью Концепции развития этнокультурного образования является воспитание компетентной личности, имеющей жизненные ценности и установки и способной создавать и развивать сферы деятельности, перспективные в социуме (например, в хозяйствах традиционного типа) [3].

Министерством образования Республики Коми установлен региональный компонент, который учитывает этнокультурные потребности и интересы учащихся в области образования, а именно изучение коми языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей республики. При планировании содержания образования в Республике Коми основным принципом является учет региональных, этнокультурных особенностей. Этот принцип позволяет решать задачи воспитания компетентного гражданина, который будет обладать навыками передачи основных национальных и культурных ценностей народов России и осуществлять межкультурное общение на мировом уровне при помощи родной культуры.

Предметом региональной составляющей образования является характеристика климата, природы и биогеоценозов Республики Коми; а этнокультурной — способы адаптации народа Республики Коми к природным условиям с помощью проектирования жилищ, пошива одежды, осмысления памятников природы в фольклорной традиции, использования и развития природного потенциала (производство, экология) [4].

Концепция основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации и Республики Коми, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании», «О государственном языке Российской Федерации», законов Республики Коми «Об образовании» и «О государственных языках Республики Коми». Концепция национального образования в Республике Коми разработана с учетом Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, Республики Коми, образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Согласно Федеральному Государственному стандарту общего образования целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и возможности реализовывать настоящее живое общение. В современных школах иностранный язык как предмет приобретает особую значимость среди школьников. Эта значимость проявляется с учетом интенсивно развивающихся процессов межкультурного общения и росту потребности личностного развития обучающихся [2].

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является методологической основой разработки и реализации ФГОС. В ней подчеркивается важность осознанного принятия личностью традиций, ценностей культурной, духовной жизни родного края, принятие традиций и обычаев многонационального народа России, а также открытость миру, другим национальным культурами. При осуществлении учебно-воспитательного процесса в области иноязычного образования эти положения являются основополагающими.

Важной составной частью концепции стандартов общего образования является определение основного ядра содержания общего образования по иностранному языку. В нем рассматривается специфика иностранного языка как учебного предмета и определяется основная цель изучения иностранных языков в школе, а именно формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка [2].

Иноязычная коммуникативная компетенция учитывает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Предметным содержанием речи являются сферы общения, ситуации общения и выделенные на их основе тематики общения. Таким образом, компонентами содержания обучения иностранному языку являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, языковые и социокультурные знания и навыки, учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные, предметные умения).

По данным опроса, многие учителя считают, что региональный материал способствует приближению иноязычной коммуникации к личному опыту учащихся и позволяет им использовать сведения и факты из своей жизни в учебной беседе, а также формирует и закрепляет у них навык общения на изучаемом языке [6].

Для того чтобы использовать региональный материал, учащимся необходимо заниматься поисками информации в Интернете, посещать краеведческие музеи, общаться с жителями родного края — это вырабатывает в учащихся самостоятельность и производит воспитательный эффект. Самостоятельность в обучении является ценным образовательным фактором в условиях современной модернизации общества. Ученики создают свои проекты, защищают их, выдвигают свои идеи, учатся отстаивать свою точку зрения. Благодаря региональному компоненту, дети углубляют свои знания об окружающем мире и приобретают навыки осуществлять проектные исследования. Дети получают возможность развить такие навыки, как самоорганизация и самоуправление, общественная активность и дисциплина.

Для повышения мотивации учащихся, учителя ищут и применяют новые формы и методы обучения. Опыт преподавания уроков, на которых использовался региональный материал, показывает, что такие уроки способствуют повышению активности учащихся на уроках, развивают творческое мышление и улучшают навыки общения на иностранном языке. Наиболее эффективными методами считаются уроки–“экскурсии”, компьютерные презентации, проектные технологии. Урок–“экскурсия” с использованием проектной методики формирует у учащихся более глубокого представления о родном крае, развивает навык говорения. Например, при изучении темы «Мой родной город/село» учитель либо учащиеся могут организовать «заочную» экскурсию по городу/селу и выступить в роли гидов. На старшем этапе обучения у учащихся формируется способность и потребность участвовать в межкультурном общении, совершенствовать и углублять свои познания в английском языке. Ученикам необходимо овладеть умениями связно высказываться о культуре их края и города, публично выступать с устным сообщением по той или иной теме. На современном уровне развития образования по иностранным языкам на первое место ставится развитие такой личности школьника, которая будет способной участвовать в межкультурной коммуникации, развивать умение критически мыслить, умение самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного развития. Метод проектов решает практически все перечисленные выше задачи. Работая над проектом, учащиеся овладевают навыками самостоятельного добывания необходимой информации, развивают критическое мышление, культурно развиваются. Преподаватель становится их равноправным партнёром и консультантом. Совместная работа над проектом сплачивает детей, между ними крепнет взаимопонимание, каждый учащийся включен в деятельность и несет ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. На уроках иностранного языка, при изучении устных тем, можно проводить интегрированные уроки с использованием метода проектов. Конечным результатом проекта могут быть карты, альбомы с фотографиями достопримечательностей города с их кратким описанием, буклеты [5].

Итак, в России, в настоящий момент, разработан ФГОС с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. В республике Коми введена Концепция развития этнокультурного образования, реализация которой позволит решить комплекс задач развития личности учащихся, а именно обеспечит формирование критического мышления, развитие патриотизма, гражданственности. Основной целью изучения иностранных языков в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, ведущими компонентами которой являются речевые умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма. В состав коммуникативной компетенции входит также социолингвистическая компетенция и социокультурная компетенция (обычаи, правила, нормы, ритуалы, страноведческие знания и т. д.). Региональный компонент способствует приближению иноязычной коммуникации к личному опыту учащихся и позволяет им использовать сведения и факты из своей жизни в учебной беседе, а также формирует и закрепляет у них навык общения на изучаемом языке.

Поэтому так важен региональный компонент на уроках иностранного языка. Чтобы повысить мотивацию к обучению у учащихся необходимо применять новые формы и методы в обучении, например, метод проектов, который способствует развитию самостоятельности учеников, формированию критического мышления, сплоченность коллектива. Региональный материал представляется учащимся различными способами и связывается с научными знаниями. Применение его в системе преподавания как познавательного процесса играет действенную роль в методике преподавания, в нравственном и эстетическом воспитании учащихся, в формировании чувств патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, в развитии их самостоятельности. Внедрение региональной составляющей в содержание образования должно сформировать у учащихся комплексное представление о собственном регионе, сформировать гражданскую позицию по отношению к своему региону и России, обогатить их историко-культурную картину мира. Применение регионального компонента в обучении иностранным языкам способствует расширению кругозора учащихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии и повышает положительную мотивацию в обучении.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015 № 1576) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // http://www.consultant.ru/
  3. Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016–2021 годы приложение к приказу Министерства образования Республики Коми от 23.11.2015 № 255 // minobr.rkomi.ru/
  4. Министерство образования Республики Коми «О реализации этнокультурной составляющей содержания образовательных программ общего образования» от 11.03.2014 № 03–05/1 // minobr.rkomi.ru/
  5. Корниенко П. А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе // Иностранные языки в школе.- 2004.- № 6.
  6. Погорелая Г. В. Реализация принципа краеведения в обучении школьников иностранным языкам (на материале данных ХК ИРО) // Иностранные языки в школе. — 2013. — № 1. — С. 62–67.
Основные термины (генерируются автоматически): региональный компонент, иностранный язык, Российская Федерация, родной край, республика Коми, этнокультурное образование, межкультурное общение, общее образование, иноязычная коммуникативная компетенция, региональный материал.

Ключевые слова

коммуникативная компетенция, учащиеся, региональный компонент, уроки иностранного языка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос