Библиографическое описание:

Саломов Ж. Б. Некоторые подходы теоретического исследования определения безопасности // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 463-467.

Безопасность является одной из центральных проблем современных международных отношений. Связано это с тем, что с такими понятиями как национальная и региональная безопасность неразрывно связано состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Для того, чтобы дать оценку особенностям этих двух понятий, в первую очередь, необходимо рассмотреть процесс их становления как международно-правовой термин и систематизировать их в научном направлении. Сам термин «национальная безопасность» впервые был введен в использование в Соединенных Штатах. Группе ученых политологов было поручено разработать категорию национальной безопасности, вычленив из нее главные задачи, на которые должна была ориентирована вся политическая, экономическая, социальная жизнь страны. В итоге за несколько лет была выработана концепция национальной безопасности, затем на ее базе разработана доктрина государственной безопасности, которая дала основное направление для всех действий государства. Кроме доктрины, был принят закон о национальной безопасности, который обязывал все государственные структуры вести строго определенную политику.

В научном и политическом лексиконе государств Центральной Азии термин «национальная безопасность» появился после распада СССР. В это время особое внимание стало уделяться вопросу защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних опасностей и угроз. Для обозначения данного социального явления использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности. [1, c.1]

В Узбекистане термин «национальная безопасность» получил широкое распространение благодаря трудам Президента Республики, в которых отстаивается идеология национальной независимости. [2, c.1] Касательно данного термина, глава нашего государства И. Каримов рассматривая его с точки зрения государственности утверждает, что безопасность — это самый важный, самый острый, самый принципиальный вопрос для всех органов народовластия. [3, c.2]

Этот термин также получил официальный статус в Конституции и ряде законодательных актов Республики Узбекистан. В настоящее время в республике ведется активная работа по совершенствованию нормативно-правовых актов в области обеспечения национальной безопасности, что обуславливает актуальность теоретических исследований в этой сфере.

Повышенный интерес современного научного мира к вопросам обеспечения национальной безопасности связан с тем аспектом, что успешное развитие и само существование суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Таким образом, важность для любого государства изучения национальной безопасности приводит к тому, что можно проследить тенденции углубленного изучения теории безопасности, которые вытесняют традиционное понимание (военная стратегия, искусство управления государством и т. д.) и одновременно становятся объектом пристального внимания множества иных направлений науки.

Наряду с государственными деятелями, политологами, геополитиками и военными стратегами, на исследование проблем безопасности стали серьезно и небезосновательно претендовать экономисты, экологи, социологи, правоведы, геополитики, международники, программисты, СМИ и многие другие. То есть безопасность — это междисциплинарная совокупность подходов и концепций о безопасности.

Все возрастающее внимание к безопасности сталкивается с проблемой определения самого понятия «безопасность». Существующие подходы, взгляды и концепции дают основание для чрезвычайно широкого рассмотрения самого понятия безопасности.

По мнению российского эксперта Г. Ярового, сегодня под «безопасностью понимают отсутствие обстоятельств или факторов, способных прервать существование той или иной системы в том или ином значимом качестве, то есть нанести ей ущерб».[4, c.2]

Отечественный ученый И. И. Бобокулов считает, что безопасность — объективная потребность людей, обществ, государств и народов, которая выступает главным мотивом их деятельности и необходимым условием существования. Безопасность служит отправной точкой в понимании сущности и общественных отношений и является ключом к познанию природы таких категорий как опасность и угроза, объект и субъект, сфера и система безопасности. [5, c.2] Одновременно, автор рассуждает о неделимости безопасности отмечая, что «смысл неделимости безопасности состоит в том, что безопасность, несмотря на ее деление на сферы и уровни, обладает внутренним единством. Цель безопасности достигается посредством тесного взаимодействия составляющих ее элементов, и достижение окончательного результата непосредственно связано с состоянием и способностями каждого из этих элементов. В праве национальной и международной безопасности термин «неделимость безопасности закреплен в качестве важного политико-правового принципа». [6, c.3]

По этому поводу другие специалисты полагают, что «безопасность — это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый ущерб, закрыть путь для выживания и развития. [7, c.3]

П. Маккамбаев считает, что под безопасностью следует понимать систему обеспечения жизнедеятельности субъекта в условиях, характеризуемых средой его пребывания. Предложенное определение,- по его мнению, раскрывает такие качественные показатели безопасности, как универсальность, комплексность и многофункциональность, наличие цели и способа ее достижения, присутствия динамики развития в соответствии с изменяющимися условиями среды. [8, c.3]

Следует отметить, что существующие объективные сложности при исследовании понятия «безопасности» приводят некоторых ученых к мысли о невозможности дать единое определение этому явлению ввиду многоаспектности и многоуровневости его характера.

Стоит отметить и то, что безопасность, как и другие явления, имеет собственные субъекты и объекты. Объектом безопасности является то, к чему направлена деятельность субъекта для обеспечения его безопасности. Субъект безопасности — это то, что обеспечивает безопасность.

С учетом изложенного представляется, что в формулировании понятия «безопасность» наиболее перспективным является «системный» подход. Он позволяет выделить в качестве существенных признаков данного явления наличие взаимосвязи между его составными элементами, образующими определенную целостность, структуру и соподчиненность: неразрывное единство их со средой; иерархичность и многоуровневость ее строения; подчиненность достижению определенной цели и способность в процессе своего функционирования изменять свою структуру. [9, c.3]

Рассмотренные характерные черты категории «безопасность» позволяют перейти к исследованию более сложного понятия «национальная безопасность», которое оказывает постоянное воздействие на историческое развитие всего человечества.

Несмотря на тот факт, что сфера исследования безопасности в теории переживает период рассвета, ученые до сих пор ведут жаркие дискуссии вокруг понятия «национальная безопасность».

К примеру, имеется такое определение — «национальная безопасность — состояние страны, при котором отсутствуют или устранены реальные внешние и внутренние угрозы ее национальным ценностям, интересам и национальному образу жизни».[10, c.4]

И. Бобокулов дает приблизительно такое же определение этому термину: «Национальная безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Национальная безопасность есть категория политики, обозначающая способы, средства и формы обеспечения национальных интересов». [11, c.4]

Также существуют варианты определения, где под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны. [12, c.4]

По этому поводу В. И. Ярочкин и Я. В. Бузанова дают более широкое определение понятию национальная безопасность. Они считают, что под национальной безопасностью необходимо понимать достаточную по уровню и характеру защищенность национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз. [13, c.4]

Нельзя не согласиться с мнением Ж.Ташкулова и Ю. Рысбекова, которые считают, что — «национальная безопасность — является ключевым в системах безопасности различных уровней. Может показаться парадоксальным и глобальная, и региональная безопасность являются производными национальной безопасности как в историческом плане, так и в планах устойчивости и возможностей (наличия реальных рычагов) ее обеспечения». [14, c.4]

Также, по мнению М. Чернышова «национальная безопасность» — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния». [15, c.4]

А Рахманов, практически даёт то же самое определение, что вышеперечисленные учёные, вместе с тем, отмечает, что «национальная безопасность» включает в себя внешний и внутренний аспекты, отражающие влияние на жизненно важные интересы личности, общества и государства соответственно внешних и внутренних угроз. Внешний аспект основывается на признании принципа международной коллективной безопасности и обеспечивается активной внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью по отстаиванию национальных интересов государства. Внутренний аспект безопасности основывается на стабильном развитии важнейших сфер деятельности по удовлетворению жизненно важных интересов личности и общества и обеспечивается эффективной внутренней политикой государства». [16, c.4]

Таким образом, термин «национальная безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано четкого и строго определения этого понятия. Иногда безопасность рассматривается как цель, в других случаях как концепция, в третьих — как научная программа или научная дисциплина.

Стоит отметить, что при анализе национальной безопасности необходимо определить её структуру. Национальная безопасность включает в себя следующие компоненты:

1)          государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

2)          общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общего характера;

3)          экономическую безопасность — такое состояние в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем;

4)          энергетическую безопасность — состояние страны, при котором отсутствуют внешние и внутренние угрозы важнейшим аспектам энергетики или осуществляется их устранение;

5)          информационную безопасность — состояние защищенности национальных интересов государства в информационной сфере;

6)          экологическую безопасность — защита от экологической опасности, которая заключается в возможности разрушения (полного или частичного) среды обитания человека, возможной вследствие антропогенных или естественных происшествий.

Рассмотрев компоненты национальной безопасности, можно сделать вывод, что национальная безопасность тесно связанна с безопасностью самой общественно-политической системы данной страны, с другой стороны при реализации государством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, которые либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Поэтому естественно концепция национальной безопасности той или иной страны должна строится с учётом как внешних так и внутренних угроз.

Появляется вполне существенный вопрос: а что необходимо понимать под угрозой безопасности государства? Угрозу безопасности государства можно сформулировать следующим образом: «это возможность такого развития событий, которое будет создавать опасность существованию государства, его политической и экономической независимости».

Классификацию угроз национальной безопасности можно привести в следующем виде:

-                    по месту нахождения источника опасности (внешние и внутренние угрозы);

-                    по сферам деятельности (угрозы в экономической, военной, социальной сфере).[17, c.5]

Угрозы имеют различный характер и вызывают неодинаковые по значимости и объему последствия. Угрозы могут появляться и исчезать, возрастать и уменьшаться, при этом будет изменяться их значимость для национальной безопасности. Исключительно важным в связи с этим является правильное определение и прогнозирование угроз, что позволяет распределить ресурсы, силы и средства при обеспечении безопасности страны.

Таким образом, обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности государства, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

1)      защиту государственного строя;

2)      защиту общественного строя;

3)      обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

4)      обеспечение политической и экономической независимости нации;

5)      обеспечение здоровья нации;

6)      охрана общественного порядка;

7)      борьба с преступностью.

8)      обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий. [18, c.6]

Обеспечение национальной безопасности должно означать не только предотвращение военной, экологической, экономической и иных угроз, но и создания в обществе таких условий, которые бы стимулировали социальное, культурное, экономическое развитие общества.

Подытоживая, стоит отметить, что, не смотря на то, что понятие «национальная безопасность» относительно недавно стало объектом активного изучения, сегодня оно является одной из центральных проблем научного мира. Связано это с тем, что с национальной безопасностью неразрывно связана судьба каждого государства.

Также необходимо обратить внимание на то, что на современном этапе в сфере национальной безопасности произошли перемены принципиального характера, касающейся не только путей и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сути данного понятия. Усиление взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведёт к пониманию того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, для этого требуется объединенное усилие всех государств на основе мирового сотрудничества. Новая модель безопасности создается усилиями всех государств и народов, разумеется, на основе интересов страны или же региона.

 

Литература:

 

1.                   Пугачев С. А. Проблема национальной безопасности новых независимых государств., Диалог цивилизаций. — 2009. — № 9. — С. 29.

2.                   Каримов И. А. Выступление на 48 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (28 сентября 1993 г.) — Т., 1993 С.40; Каримов И. А. От региональной безопасности к безопасности глобальной. Выступление на торжественном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. 24 октября 1995., По пути созидания. — Т.44- Т., 1996. — С. 57–60; Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса.- Т., 1997.- С. 320

3.                   Каримов И. А. Узбекистан на пороге достижения независимости. — Ташкент: Ўзбекистон, 2011. С.99

4.                   Яровой Г. О Международное сотрудничество в сфере обеспечения «мягкой» безопасности в циркумполярном пространстве www.xserver.ru/user/nazmb

5.                   Бобокулов И. И. Словарь терминов по безопасности.- Т:- УМЭД, 2011. С.84

6.                   См. Там же

7.                   Ярочкин В. И. Бузанова Я. В. Теория безопасности. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.- С.16

8.                   Маккамбаев П. А. Международно-правовые проблемы пограничной безопасности Республики Узбекистан.- Т.: ТГЮИ, 2009. — С. 101

9.                   Кашинская Л. Ф. Национальная безопасность: «в разрезе человека»// Общественное мнение. Права Человека.- 2000 — № 3

10.               Гафуров С. Национальные интересы — основа политики национальной безопасности Республики Узбекистан.,// «Ижтимоий фикр. Инсон хукуклари» 2006 № 2 (34), С.81

11.               Бобокулов И. И. Словарь терминов по безопасности.- Т..: УМЭД, 2011. С.113

12.               Турсунов А. Нурназаров Р. Национальная безопасность Республики Узбекистан: законодательные основы и правовое регулирование ее обеспечения., //«Хукук Право Law» 2004, № 3 (27) С.18

13.               Ярочкин В. И. Бузанова Я. В. Теория безопасности.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.- С.120

14.               Ташкулов Ж. У. Рысбеков Ю. Х. К вопросу о системности категории национальная безопасность // «Хукук Право Law» 2001, № 2 (14) С. 52

15.               Чернышов М. А. Обеспечение национальной безопасности. 13/03/2010// http://www.canada.belembassy.org/rus/legislation/new_page_59/

16.               Рахманов А. Р. Право международной безопасности. Отв редактор Ю. М. Колосов; — ТГЮИ, 2005. — С. 234

17.               Рахманов А. Р. Право международной безопасности. Отв. редактор Ю. М. Колосов; — ТГЮИ, 2005. — С. 239

18.               Варфоломеев М. Проблема национальной безопасности в современном политическом процессе // Власть. — 2009. — № 5. — С. 9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle