Автор: Сергеева Мария Андреевна

Рубрика: 1. Теория государства и права

Опубликовано в

III международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Чита, июль 2014)

Дата публикации: 24.06.2014

Статья просмотрена: 1774 раза

Библиографическое описание:

Сергеева М. А. Правовое обеспечение национальной безопасности [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/115/5909/ (дата обращения: 16.12.2017).

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, правовое обеспечение, нормативно-правовые акты, закон.

Национальная безопасность, и ее обеспечение в том числе, и правовое является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. Россия как суверенное правовое государство может существовать лишь в том случае, если в ней будет обеспечено необходимое нормативно-правовое регулирование в этой важной сфере деятельности государства и общества.

В современном мире страна постоянно сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри- и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, национально-этническую и др. Эффективное противодействие современным угрозам становится гарантией защиты национальных интересов и всестороннего обеспечения безопасности российских граждан.

Угрозы и вызовы XXI века потребовали кардинальной перестройки всей системы национальной безопасности России. В течение последних десяти-пятнадцати лет была фактически заново сформирована система органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Вопросы обеспечения национальной безопасности получили регламентацию в целом ряде нормативно-правовых документов, в том числе, на уровне федеральных конституционных законов. Тем не менее, проблемы обеспечения национальной безопасности по-прежнему стоят достаточно остро.

Термин «национальная безопасность» появился в США после Второй мировой войны и окончательно утвердился с принятием в США в 1947 г. Закона о национальной безопасности. Характеризуя феномен национальной безопасности, официальные документы, являющиеся основой концепции национальной безопасности Соединенных Штатов, в качестве важнейшей цели национальной безопасности называли самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни.

В послевоенной России национальная безопасность отождествлялась с безопасностью государственной власти («политическая безопасность») и международной безопасностью («внешняя безопасность» и «военная безопасность»). С середины 80-х гг. XX в., в условиях перестройки, в понятие национальной безопасности кроме традиционных (военных и политических) аспектов стали включать и иные, в частности гуманитарные, экономические, экологические. Хотя в советское время аналогом понятия «национальная безопасность», носившего характер определенного идеологического клише, обозначавшего особую борьбу с любыми проявлениями личной и общественной жизни, наносившими ущерб коммунистической идеологии и Советскому государству, чаще всего выступало понятие «государственная безопасность». В связи с тем, что в современных условиях национальные и государственные интересы не воспринимаются как тождественные, а приоритет интересов личности и общества по отношению к интересам государства получил конституционное закрепление, понятие «государственная безопасность» утратило свое былое значение.

В 1992 году принят Закон «О безопасности» — основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране.

В Законе под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», а под жизненно важными интересами — «некоторая совокупность потребностей и желаний, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства». Хотя термин «национальная безопасность» в Законе 1992 года не употребляется, но основные категории этого понятия присутствуют.

Современное законодательное определение понятия безопасности включило в себя два базовых компонента: защищенность и ориентацию на прогрессивное развитие.

На конституционном уровне термин «национальная безопасность» отсутствует. В Конституции Российской Федерации говорится о «государственной безопасности» или о «безопасности государства», а государство понимается как государство-нация (например, в ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55 речь идет о безопасности государства; в ч. 1 ст. 82 — о безопасности целостности государства; в ч. 1 ст. 114 — о государственной безопасности; в ч. 1 ст. 56 — о безопасности граждан; в ч. 1 ст. 72 — об экологической безопасности)

В российском законодательстве пока, к сожалению, не отражены реальные и действенные правовые механизмы адекватного противодействия новым вызовам и угрозам безопасности Российской Федерации. Требуют уточнения и классификации сферы деятельности государства по обеспечению национальной безопасности. Противоречия, двойное толкование и декларативность положений соответствующих законов препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.

Основные принципы и приоритеты безопасности отражены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В ней отражены системы стратегических приоритетов, целей, задач и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства. Стратегия под национальной безопасностью Российской Федерации понимает состояние защищенности личности, от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы и достойное качество жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Системный подход к оценке всего спектра угроз национальной безопасности позволяет адекватно реагировать на них, концентрируя финансовые, экономические, интеллектуальные и иные ресурсы государства и общества на приоритетных, наиболее угрожаемых направлениях. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Под обеспечением национальной безопасности понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию этим угрозам. Обеспечение национальной безопасности невозможно без комплексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества и государства. Деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности регламентируется правовыми актами.

Государство выступает основным субъектом в силу того, что оно наделено соответственными правами и полномочиями, имеет специальные институты, органы и службы, с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности. Принципиальным положением нового понимания безопасности являются два момента: постановка в центр безопасности интересов личности, гражданина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человеческого сообщества. В этом смысле важную роль в обеспечении национальной безопасности играют и другие субъекты: человек, гражданин, политические партии, общественные движения, организации и т. д.

Такой подход нашел свое отражение в Законе РФ «О безопасности». Однако следует, что все субъекты могут и должны принимать решения в области безопасности в равной степени и полном объеме. Но на практике для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация. Некоторые сведения не могут придаваться широкой огласке из-за интересов секретности, соблюдения государственной и иной тайны, следовательно, одни субъекты (Федеральное Собрание РФ или Президент РФ) осуществляют непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а другие (субъекты РФ, политические партии, общественные организации или отдельные граждане) лишь оказывают влияние на принятие этих решений, т. е. осуществляют опосредованную деятельность.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года констатируется, что «в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Переход к качественно новой государственной политике предопределяет необходимость соответствующих изменений в правовой форме. Именно поэтому правовой аспект обеспечения национальной безопасности, сегодня имеет не только теоретическое значение, но и весьма существенное прикладное значение в контексте общего вопроса о правовом реформировании системы национальной безопасности Российской Федерации.

В механизме обеспечения национальной безопасности определенную роль играют объекты безопасности: личность, гражданское общество, государство. В целом, сложность структурных элементов механизма позволяют судить о сложности, процесса обеспечения национальной безопасности. Однако такой механизм не дает представления о динамике, процессе обеспечения национальной безопасности.

Существенное значение следует уделить стратегическим целям обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан это:

-        снижение уровня социального и имущественного неравенства населения;

-        стабилизация его численности в среднесрочной перспективе;

-        коренное улучшение демографической ситуации (в долгосрочной перспективе).

Все, это можно достичь путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности и. т.д.

В связи с этим, перед учеными, политиками, законодателями встает важная задача по разработке и созданию такого правового механизма национальной безопасности России, который бы позволил эффективно обеспечивать безопасность, быстро и адекватно реагировать на изменения сложившейся международной обстановки и иных факторов, прогнозировать и своевременно реагировать на все проблемы возникающие в этой области.

Литература:

1.      Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

2.      Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

3.      Ковальский С. Что такое национальная безопасность? // Финансовый контроль. 2002. № 6. С 26–27.

4.      Амельчакова В. Н. О соотношении категории «национальная безопасность» со смежными правовыми категориями // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 4. С. 11–14.

5.      Галузин А. Ф. О понятии «правовая безопасность» и ее принципах // Правоведение. 2007. № 6. С. 166–177.

Основные термины (генерируются автоматически): национальной безопасности, обеспечения национальной безопасности, Российской Федерации, национальной безопасности Российской, безопасности Российской Федерации, обеспечению национальной безопасности, угроз национальной безопасности, национальной безопасности России, системы национальной безопасности, обеспечение национальной безопасности, национальной безопасности Соединенных, национальной безопасности в стране, феномен национальной безопасности, национальной безопасности в области, в понятие национальной безопасности, цели национальной безопасности, национальной безопасности и уровень, национальной безопасности в сфере, в Стратегии национальной безопасности, «национальная безопасность».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос