Общественная безопасность как понятие и как стратегический национальный приоритет в сфере обеспечения национальной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.09.2017

Статья просмотрена: 8241 раз

Библиографическое описание:

Микаилов, С. М. Общественная безопасность как понятие и как стратегический национальный приоритет в сфере обеспечения национальной безопасности / С. М. Микаилов, А. Н. Богомолов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45780/ (дата обращения: 07.10.2024).



Актуальность рассмотрения данного вопроса связана с тем, что задача формирования, упорядочения, совершенствования и устойчивого функционирования системы обеспечения общественной безопасности является актуальной для любой цивилизованной страны.

Для Российской Федерации на современном этапе её развития решение данной задачи особенно актуализируется, учитывая возрастание угроз внешнего характера и связанных с ними обострение внутренних угроз нормальному состоянию общественной безопасности.

Обеспечение общественной безопасности традиционно является приоритетом важности глобального характера для всей в целом страны, учитывая общее состояние законности и правопорядка в России. Ухудшение её состояния отражается на состоянии национальной безопасности и становится предметом озабоченности для всего общества и государства.

Именно поэтому Стратегия национальной безопасности Российской Федерации обозначает, что обеспечение общественной безопасности является приоритетным в деле удовлетворения интересов общества и государства. [3, п.31]

Следовательно, рассмотрение вопросов, касающихся понятия и обеспечения общественной безопасности, как одного из важнейших составляющих национальной безопасности, является актуальным и злободневным.

Исследуя генезис понятия «общественная безопасность», можно предположить, что оно формулировалась основываясь, во-первых, на этимологии самого слова «безопасность», определяемой семантикой русского языка (безопасность — отсутствие опасности или ее угрозы кому-либо или чему-либо сохранность, надежность [5;7]), на сопоставлении опасности и безопасности и их диалектике, и, во-вторых, из ранее законодательно закреплённого общего понятия «безопасность», которое содержалось в Законе Российской Федерации «О безопасности» [1] и обозначенного как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

К ним относятся определения, сформулированные в работах Борзенкова Г. Н., Комиссарова В. С., Беляевой Л. И., Босхамджиевой Н. А., Камилова М. А., Кармолицкого А. А., Воронова А. М. Романовой А. М. и многих других.

В них безопасность характеризуется как отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для объекта, системы, как их реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять опасностям и угрозам.

Другая группа определений — это определения, в которых безопасность рассматривается в более широком контексте, с позиций внутренней организации, функционирования и развития какого-либо объекта, системы, их взаимодействия с окружающей средой. Они выражают их «способность к эффективному предотвращению или устранению различного рода опасностей и угроз прогрессу и развитию». [4; 8; 9 и другие] В них безопасность рассматривается не столько как «состояние» объекта, а в основном как функциональная деятельность. Такие определения сформулированы на основе функционально — деятельностного подхода к пониманию сути безопасности. Безопасность в них трактуется не только как возможность и способность кого-либо или чего-либо охранять, оборонять себя, а, прежде всего как свойство объекта, системы выживать, развиваться и совершенствоваться, их способность сохранять свои особые качества, как отсутствие противоречий в функционировании и развитии объекта, системы, которые могут привести их к разрушению.

Именно с позиции такого подхода, по-нашему мнению, представляется целесообразным подойти к определению общественной безопасности.

Следует отметить, что все современные определения и характеристики общественной безопасности принципиально не противоречат друг другу, а дополняют и развивают, конкретизируют и углубляют представления о безопасности как социальном явлении, о ее сущности. Они ориентируют на то, что по своей сущности общественная безопасность представляет собой определенное состояние объекта, системы, взаимосвязь, взаимодействие и соотношение всей совокупности условий и факторов, обеспечивающих сохранение, защищенность, функционирование, развитие и совершенствование объектов, систем. Однако, при функционально-деятельностном подходе, общественная безопасность может рассматриваться как явление динамичное, постоянно изменяющееся и эволюционизирующее. Такой подход ориентирует на анализ и характеристику общественной безопасности как процесса сохранения и поддержания устойчивого состояния ее как единого образования, её оптимального развития как целого, обеспечивающего защищенность личности и общества от угроз различного характера.

Функционально-деятельностный подход к пониманию общественной безопасности позволяет выявлять и оценивать реальные и потенциальные возможности общества по должному обеспечению защиты человека и общества. На его основе можно определить способности социальной системы адекватно реагировать на опасности, угрозы и вызовы состоянию общественной безопасности, действовать с упреждением по их устранению.

Общественная безопасность, как и безопасность в целом «представляет одну из ключевых категорий современной науки и практики и выступает как важнейшее свойство (атрибут) общественной системы, выражающееся в её целостности, относительной устойчивости и согласия. Иными словами, она, наряду с другими подсистемами национальной безопасности, указывает на надёжность существования и устойчивость развития общественной системы». [6] В то же самое время, общественная безопасность подразумевает и особый вид деятельности по её обеспечению, включающий систему мер, направленных на предотвращение опасностей и угроз общественной безопасности. В данном случае в качестве целевой функции общественной безопасности выступает именно защищённость человека и общества от опасностей и угроз разного характера. При этом под опасностями и угрозами можно понимать совокупность неблагоприятных факторов (явных или латентных), прямо или косвенно влияющих на нормальное состояние общественной безопасности.

При определении содержания общественной безопасности, по-нашему мнению, не следует ограничиваться использованием термина «защищенность». На наш взгляд, понятие «защищенность» характеризует некую статику рассматриваемого явления. Между тем состояние защищенности возникает вследствие предпринимаемых соответствующих мер, направленных на противодействие определенным угрозам.

Следует отметить, что угрозами общественной безопасности являются не только противоправные посягательства, но и другие угрозы (например, природные, техногенные и другие).

С позиции такого подхода представляется возможным полагать, что в широком смысле общественная безопасность — это понятие, характеризующее уровень противодействия угрозам различного характера нормальному состоянию общественной безопасности и степень защищенности человека и общества.

Соответственно, было бы логичнее в определении общественной безопасности обозначить наступательную позицию общества по должному обеспечению защиты жизненно важных интересов и противодействию угрозам. В таком случае, понятие общественной безопасности звучало бы так: общественная безопасность — это состояние защищённости человека и общества от угроз различного характера (противоправных, природных, техногенных и иных), достигаемое противодействием данным угрозам различными общественно-государственными мерами превентивного характера.

В данном случае общественная безопасность, как понятие, характеризует уровень противодействия угрозам общественной безопасности и степень защищённости интересов человека и общества.

При этом, сущность общественной безопасности как социального явления составляют состояние и качество реально сложившихся социальных отношений в обществе, которые обеспечивают необходимый уровень защищённости общественной безопасности и позволяют государству прогнозировать, предупреждать, выявлять и устранять угрозы её нормальному состоянию. Проявляется сущность общественной безопасности в повышении уровня жизни населения, снижении уровня правонарушений и преступлений; в функционировании системы противодействия угрозам безопасности человека и общества; в динамичности системы обеспечения общественной безопасности (ее способности своевременно выявлять и нейтрализовывать опасности и угрозы её нормальному состоянию, своевременно перестраиваться в соответствии с изменением обстановки).

Иными словами, введение в научный и нормативно-правовой оборот предложенного авторского определения «общественная безопасность» ориентирует на динамичные характеристики, связанные с диагностикой возникающих угроз нормальному состоянию общественной безопасности, способствует совершенствованию деятельности субъектов, реализующих указанную функцию, сделав приоритетными такие направления деятельности, как прогнозирование угроз, их профилактика, а также разработка и реализация мер по противодействию этим угрозам.

Чаще чем в научной литературе, общественная безопасность употребляется в нормативных и правовых актах, однако, пожалуй, единственное нормативное закрепление её понятия содержится в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, [2] которая трактует её как «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3, п.4].

Если исходить из данного определения, предложенная нами формулировка понятия «общественная безопасность» не только согласуется с толкованием, содержащимся в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (далее — Концепция), но также содержательно дополняет её и выступает понятием, характеризующим уровень защищённости человека и общества (то есть понятие отражающее степень удовлетворённости их интересов в защищённости).

Заметим, что указанная Концепция определяет общественную безопасность как одну из приоритетных направлений государственной политики. [3, п.п.1,4].

При этом, данной Концепцией, как условие достижения целей системы обеспечения общественной безопасности обозначается важность определения и нейтрализации угроз общественной безопасности путём применения различных мер политического, организационного, социально-экономического, информационного, правового и иного характера [3, п.п. 5, 25, 29].

Основными целями обеспечения общественной безопасности являются: достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера; повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз; сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе и другие. [3, п.25, 26].

Таким образом, анализ Концепции позволяет установить, что в ней общественная безопасность определяется не только как понятие, определяющее состояние защищённости человека и общества, но и как деятельность, сочетающая в себе комплекс превентивных мер предупреждения угроз различного характера.

Базовый документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности (частью которого, как мы отметили ранее, является общественная безопасность [3, п.1]) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, определяет национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, под которыми понимаются, соответственно, объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищённости и устойчивого развития и важнейшие направления обеспечения национальной безопасности. [3, п.6]

Вторым по значимости стратегическим национальным приоритетом, после обороны страны, Стратегия определила государственную и общественную безопасность, [3, п.31] провозгласив, что состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени её реализации и эффективности функционирования системы её обеспечения. [3, п.32] При этом, целями государственной и общественной безопасности, Стратегия определила, защиту конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Стратегии также перечислены основные угрозы нормальному состоянию общественной безопасности, [3, п.43] направления и способы её обеспечения [3, п.44, 45, 46, 47]

Таким образом, можно заметить, что целевая ориентация общественной безопасности характеризуется не только состоянием её защищённости, но и предполагает определение и нейтрализацию угроз общественной безопасности путём применения комплекса мер различного характера. Данный вывод также подтверждает, что авторское определение понятия «общественной безопасности» наиболее согласуется со смыслом анализируемых Стратегии и Концепции.

Соответственно, обозначив общественную безопасность как важнейший стратегический национальный приоритет, следует определить её как состояние защищённости человека и общества от угроз различного характера (противоправных, природных, техногенных и иных), достигаемое противодействием данным угрозам различными общественно-государственными мерами превентивного характера.

Литература:

  1. О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992г. № 2446–1 // СЗ РФ 2002, № 30, ст.3033. (утратил силу).
  2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом России 20 ноября 2013г. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653 [Доступ за 06.09.2017 г.]
  3. Указ Президента России № 683 от 31.12.2015г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ, 2016, № 1 (часть II) ст. 212
  4. Ведель Ж. Административное право Франции. С.466.
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002.;
  6. Коробов В. Б. Проблемы формирования критериев, показателей и пороговых значений обеспечения национальной безопасности. // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 3.
  7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1975.
  8. Туманов Г. А., Фризко В. И. Общественная безопасность и её обеспечение в экстремальных условиях — Сов.гос. и право. 1989. № 8. С.21.
  9. Хамхоев Б. Т. Проблемы определения общественной безопасности [Текст] / Хамхоев Б. Т. // Административное право и процесс. 2011. N 7
Основные термины (генерируются автоматически): общественная безопасность, угроза, национальная безопасность, нормальное состояние, Российская Федерация, различный характер, общество, безопасность, техногенный характер, гражданский мир.


Похожие статьи

Сущность финансовой безопасности и её место в системе экономической безопасности организации

Равенство возможностей и защита социальных прав как основа социального государства

Сущность процесса обеспечения общественной безопасности

Специализация сельскохозяйственных производственных кооперативов как ведущее направление их современного развития

Государственные организации как объект исследования в системе социального управления

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Правовая культура как «правовой иммунитет» общества

Программно-целевой метод как фактор повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами

Атомная безопасность как объект уголовно-правовой охраны

Понятие, цели, функции стратегии управления персоналом и значение подсистемы управления персоналом в общей системе управления организацией

Похожие статьи

Сущность финансовой безопасности и её место в системе экономической безопасности организации

Равенство возможностей и защита социальных прав как основа социального государства

Сущность процесса обеспечения общественной безопасности

Специализация сельскохозяйственных производственных кооперативов как ведущее направление их современного развития

Государственные организации как объект исследования в системе социального управления

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Правовая культура как «правовой иммунитет» общества

Программно-целевой метод как фактор повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами

Атомная безопасность как объект уголовно-правовой охраны

Понятие, цели, функции стратегии управления персоналом и значение подсистемы управления персоналом в общей системе управления организацией

Задать вопрос