Библиографическое описание:

Масалова С. В. Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №15.2. — С. 46-48.

Аннотация: В данной статье рассматриваются методические принципы работы с аутентичными видеоматериалами; приводятся рекомендации по их адаптации к условиям обучения; анализируется использование видео-ресурсов как средства формирования коммуникативной компетенции у студентов. Аутентичные видеоматериалы позволяют обучающимся совершенствовать навыки восприятия речи носителей языка, в которой отражаются особенности национальной культуры, живая реальная действительность, вызывая познавательный интерес обучающихся, их готовность обсуждать проблемы, вступать в дискуссию.

            Ключевые слова: аутентичные видеоматериалы, использование видео, иностранный язык, коммуникативная компетенция

Согласно современным образовательным стандартам «Обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов» [2]. Другими словами, в процессе изучения иностранного языка в вузе студент должен не только научиться решать социально-коммуникативные задачи в повседневном общении, но и в профессиональной сфере и научной деятельности. Он должен владеть лексическими, грамматическими средствами во всех видах речевой деятельности, понимать на слух монологическую и диалогическую речь, владеть навыками устной речи, иметь представление об истории, культурных традициях и правилах речевого этикета в стране изучаемого языка. Применение аудиовизуальных средств, современных технологий на уроке иностранного языка может хорошо помочь в достижении поставленных целей. В частности, использование видеоматериалов позволяет решить следующие задачи:

·                дает возможность студентам познакомиться с «языком в живом контексте» т.е. «связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии»[1];

·                развивает внимание и память, т.к. именно через органы зрения и слуха человек получает основную информацию об окружающем мире;

·                помогает сочетать разные виды коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо;

·                способствует интенсификации учебного процесса, т.к. информация, представленная в наглядной форме, усваивается легче и быстрее;

·                расширяет кругозор и повышает общую культуру студентов;

·                повышает мотивацию и активность студентов, создает атмосферу совместной познавательной деятельности, дает стимул для дальнейшей самостоятельной работы;

·                 помогает овладеть навыками межкультурной коммуникации;

Видео является прекрасным дополнительным источником для изучения иностранного языка. Оно может использоваться как для введения нового материала и его активизации, а также на заключительном этапе работы над темой.

Видеоматериалы можно разделить на две группы:

·   учебные материалы, предназначенные для обучения иностранному языку:

ü видеокурсы к учебникам;

ü  обучающие видеофильмы;

·       аутентичные материалы, предназначенные для носителей языка:

ü видеорецепты;

ü короткометражные фильмы;

ü рекламные ролики;

ü музыкальные видеоклипы;

ü телевизионные игры;

ü интервью;

ü художественные, документальные, мультипликационные фильмы;

ü отрывки из телевизионных передач;

ü видеозаписи телевизионных новостей: репортажи, метеопрогноз, происшествия, новостные события;

ü обучающие программы для детей и подростков; скетчи;

ü спортивные и развлекательные программы;

ü теледискуссии и теледебаты и т.д. [5] .

В данной статье речь пойдет об использовании аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку.

Работа с видео состоит из трех этапов: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.

На преддемонстрационном этапе снимаются языковые трудности восприятия видеотекста, для этого проводится «мозговой штурм» или составляется лексическая карта по предложенной теме; посредством различных упражнений вводятся и закрепляются новые слова; составить список утверждений, которые кажутся верными априори и.т.д.

Для демонстрационного этапа можно предложить следующие задания:

·  просмотр без звука: дать описание героев, места действия, погоды, последовательности действий; составить и разыграть диалоги между персонажами, составить предсказания по содержанию и.т.д.

·  прослушивание видео без изображения: сделать предположения о месте действия, внешности героев, роде их занятий и.т.д.

·  просмотр со звуком: составить список услышанных слов; проверить предсказания, сделанные студентами до просмотра; дополнить транскрипт короткого отрывка; восстановить диалог с перепутанными репликами; ответить на предложенные вопросы; заполнить таблицу и.т.д.

·  прерванный просмотр: придумать начало, продолжение или конец.

Во время последемонстрационного этапа студенты могут: инсценировать диалоги; составить резюме или подробный пересказ (устно или письменно); написать эссе на тему просмотренного сюжета; найти дополнительную информацию по теме и.т.д. [3].

Существуют различные способы использования видеоматериалов в учебных целях. Выбор зависит от уровня владения языком у студентов, целей и задач обучения, а также от самого материала.

В качестве заданий по использованию некоторых аутентичных видеоресурсов студентам рекомендуются следующие упражнения:

·                    видеорецепты: назвать ингредиенты и столовые принадлежности, используемые в отрывке, прокомментировать действия (без звука); затем проверить со звуком; составить рецепт с теми же ингредиентами; снять на видео собственный рецепт;

·                    короткометражные фильмы: предугадать следующее действие (прерванный просмотр); при экранизации новеллы: сравнить текст с экранизацией (описание героев, обстановки, диалоги), выявить, что сохранено, изменено, добавлено, убрано;

·                    рекламные ролики: угадать объект рекламы, дать его описание; прокомментировать связь продукта и рекламы на него; придумайте слоган для данного продукта; придумайте другой сценарий для этого же продукта;

·                    музыкальные видеоклипы: угадать тему песни, прокомментировать, дать описание увиденного (просмотр без звука); сравнить услышанную лексику с предположением; назвать музыкальные инструменты (просмотр со звуком); выполнить лексические и грамматические упражнения (работа с текстом) и.т.д.

·                    телевизионные игры: ответить на предложенные вопросы; придумать вопросы такого же плана; составить вопросы и ответы на заданную разговорную тему;

·                    интервью: выявить разговорные формулы и дать их стандартный эквивалент; передать содержание интервью в косвенной речи; назвать невербальные формы коммуникации; предложить другую форму опроса; составить и провести опрос в группе;

·                    видеозаписи телевизионных новостей: после просмотра записать данные в шесть колонок под заглавиями (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?) и т.д. [4].

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что использование аутентичных видеоматериалов на занятии делает его интересным, познавательным, повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка, а также способствует развитию их коммуникативной, социо-культурной, профессиональной и общекультурной компетенций.

 

Литература:

1.      Валетко С.А. Использование видео на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/214052/

2.      «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов. Примерная программа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fgosvo.ru/uploadfiles/ppd/20110329000911.pdf

3.      Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Мн.: Выш.шк., 2004. – 522 с.

4.      Comment exploiter la vidéo en classe de FLE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.language-teachers.org/professeurs_fle/down/video.pdf

5.      L’utilisation de la vidéo en classe de FLE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edufle.net/L-utilisation-de-la-video-en.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle