Библиографическое описание:

Суетина Л. Р., Фрезе И. И., Малахова Л. Н. Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 521-525.

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин [5,45].

Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в дошкольных учреждениях составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Поэтому, в детских садах и далее в школе осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и маскулинной (мужественной) девочки. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определенные ФГОС, предлагают иной взгляд на содержание нравственного воспитания дошкольников, включая, помимо формирования семейной и гражданской принадлежности и вопросы гендерного воспитания дошкольников. Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Гендерный подход в воспитании предусматривает не только объяснение детям разницы между представителями обоих полов и соответствующие правила поведения. Так, мероприятия по гендерному воспитанию включают и формирование у детей чувства толерантности друг к другу [1,20].

Поэтому роль воспитателя значительна и главной задачей является: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.

Чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, необходимо воспитывать в нем эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам женского пола, и, в первую очередь, желание и способность защищать [3,14].

Чтобы из девочки получилась хорошая хозяйка и любящая мама, нужно уделять внимание воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов [3,15].

Работая над проблемой гендерной социализации дошкольников в условиях детского сада, ставятся следующие цели:

1.      Формировать гендерную идентичность у мальчиков и девочек посредством создания предметной социокультурной среды.

2.      Разрабатывать и внедрять игровой комплекс с учетом гендерных особенностей для развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

3.      Осуществлять педагогическое просвещение родителей, привлекать их к созданию условий для воспитания и развития ребенка в соответствии с половой принадлежностью.

В группах необходимо создавать специальные функциональные центры (зоны): центр речевого развития, игротека (центр интеллектуальных и математических игр), центр экспериментирования, центр ручного труда, центр искусств, центр для режиссерских и ролевых игр учитывающие интересы девочек и мальчиков. Организация пространства жизнедеятельности детей предполагает соблюдение зонирования группового помещения, позволяющего заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Центр речевого развития может быть представлен дидактическими играми, наборами картин, картинок, способствующими развитию речи мальчиков и девочек. Словарный запас у мальчиков достаточно широкий, но в активном словаре превалируют глаголы, междометия, то есть слова, передающие действия, поэтому мальчикам подбираются сюжетные картинки о военных действиях, спасательных операциях, подвигах, спортивных соревнованиях, играх мальчиков. Речь девочек более эмоциональна, они склонны к предметно-оценочной речи, в которой преобладают существительные, прилагательные, отрицания, утверждения. Наборы сюжетных картинок и дидактических игр для девочек подбираются о природе, играх девочек, о нравственных действиях людей.

 Литературно-театральный центр разделить на библиотечку для девочек и для мальчиков, также в центре представить книги, театры, интересные обоим полам.

 Центр экспериментирования наполнить разнообразным материалом для исследований, не только в природе, но и с предметами неживой природы. Сюда чаще «заглядывают» мальчики, исследователи и экспериментаторы по своей природе. Девочек больше привлекают комнатные цветы, уход за ними, сбор гербариев, семян для зоны коллекции.

Центр искусств «интернационален» по видам искусств, но для самостоятельной продуктивной деятельности можно подобрать раскраски для девочек и для мальчиков. Мальчики чаще рисуют технику, военные действия, большие дома, улицы, их рисунки наполнены действием, движением, поэтому подбираются соответствующие шаблоны и трафареты. Девочки чаще рисуют людей, принцесс, себя, прорисовывают мелкие детали, глазки, ротик и т. д. Цветовая гамма ярче, наборы цветных карандашей, мелков, красок имеют большее разнообразие оттенков.

Центр ручного труда разделить на мастерскую для мальчиков и центр рукоделия для девочек. На основании этих центров организовать кружки отдельно для мальчиков (например, рекомендации Т. Н. Дороновой) «Самоделкин» и для девочек «Волшебная игла»).

Центр творческих игр — наиболее важная часть предметно-развивающей среды, направленная на формирование полоролевых представлений и предпочтений детей, дающая возможность свободно взаимодействовать ребенку со сверстниками [6,68].

В соответствии с поставленными задачами необходимо принципиально изменить подход к организации игровых зон для девочек и мальчиков.

Помещение группы можно разделить на два «царства» с помощью коврового покрытия. Так как все педагоги знают, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделить особое внимание.

Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей), расположить в группе по обоюдной договоренности.

В каждой игровой зоне разместить коробки с атрибутами для самостоятельной организации сюжетно-ролевых игр (у мальчиков — «Военные», «Моряки», «МЧС», «Водители» и т. д., у девочек — «Больница», «Магазин», «Ателье», «Салон красоты» и т. д.)

С мальчиками обсудить расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». При этом у каждого мальчика должен быть свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность.По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

С девочками также можно обсудить расстановку мебели в игровом уголке и договориться с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить кукольные постельные принадлежности, одежду, посуду и т. п.

Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Например, в зоне девочек находится коробка с инструментами, и при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры [3,16].

Совместные сюжетно-ролевые игры способствуют обучению социальным ролям девочек и мальчиков и умению взаимодействовать друг с другом. Это такие игры как «Спасатели», «Салон сотовой связи», «Космическое путешествие», «Автостоянка» и другие. Привычные для всех игры пополняются новой атрибутикой для мальчиков и для девочек

Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.

Предметная среда на каждом возрастном этапе отличается определенным набором игр и игрушек, отвечающим особенностям полоролевого развития мальчиков и девочек.

Можно выделить несколько основных тенденций в подборе игрушек при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту:

-        постепенный переход от более крупных игрушек к мелким;

-        от простых кукол и пластмассовых машинок к более реалистичным игрушкам, игрушкам-копиям.

В младших группах происходит процесс первичной половой идентификации и он ассоциируется с одеждой, прической. Дидактические игры, а также сюжетные игры знакомят детей с женской и мужской одеждой. К игре «Оденем Катю на прогулку» добавляется игра «Оденем Сашу на прогулку». К сюжетной игре «Уложим Таню спать» добавляется «Уложим Мишу спать» и так далее. Рядом с куклой-девочкой одетой по сезону в приемной появляется кукла — мальчик [3,23].

В среднем возрасте дети объединяются в небольшие группы для совместных игр, чаще всего это группы мальчик-мальчик или девочка-девочка. Увеличивается потребность в отдельных уголках, оборудованных соответствующим игровым материалом. Чаще «девчоночьих» игрушек бывает достаточно, а для мальчиков игрушки дополняются. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится менее зависимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность [3,25].

При внесении изменений в игровом пространстве стремиться вызвать у детей расположение и симпатию к новинкам, желание участвовать в обустройстве группы. Так, например, оборудовав для мальчиков «уголок динозавров», предложить им соорудить постройки из строительного материала и фантастические деревья из природного или бросового материала [3,26].

В старшем возрасте мальчики и девочки объединяются для совместных игр, выполняя мужские и женские роли. К привычному набору игрушек добавляются куклы-мальчики (от младенцев до мужчин).

В уголках девочек появляются игрушечные дома с мебелью, одеждой для женщин (куклы Барби и домик для куклы Барби).

Уголок ряжения, который был только в младших группах, в старшем возрасте имеет другое содержание: девочки наряжаются, учатся конструировать наряды, проявляя творчество и фантазию. Для мальчиков подобрать соответствующие костюмы рыцарей, пажей, принцев, богатырей [4,43].

Важной задачей, при оформлении группового помещения с учетом гендерных особенностей детей, являлось оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она — девочка, а он — мальчик. Для этого использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка [2,45].

В изготовлении маркеров гендерных различий могут принять участие, как воспитатели, так и родители. Но при этом основным требованием является индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению на метке и ее цветовому решению.

Шкафчики в приемной обозначить картинками для девочек (бантики, куклы-девочки, цветочки) и для мальчиков (машинки, самолетики, звездочки) с соответствующим цветовым решением. На стульчиках соответствующие маркеры (ростовое обозначение в красном цветочке или в синем кружке).

Для осуществления двигательной активности и занятий физическими упражнениями мальчиков и девочек подбирается спортивное оборудование в соответствии с требованиями СанПиН, но содержательная сторона двигательной активности также имеет свою специфику в зависимости от пола: у мальчиков и девочек свои двигательные предпочтения, связанные с особенностями физического развития мальчиков и девочек. Поэтому, организуя игры, самостоятельную активность подбираются атрибуты: для мальчиков это метание в цель, игры в городки, футбол, девочки успешно справляются с обручем, любят прыжки через скакалку, спокойные игры с мячом [5,34].

 Эстетика оформления группового помещения должна отвечать эстетическому воспитанию дошкольников и иметь гендерную направленность. Условия приблизить к домашним, в интерьер внести элементы, украшающие как мужское, так и женское жилье (картины, гравюры, произведения народного творчества, выставки авторских работ девочек и мальчиков, мам и пап и другое). В приемной комнате сделать уголки, где девочки и мальчики могут привести себя и свою одежду в порядок. В спальне кроватки девочек застелить розовыми покрывалами, а мальчиков — голубыми. Спальню следует разделить на две части: одна для девочек, другая для мальчиков. Туалетные комнаты обозначить в виде смешной девчонки и веселого мальчишки.

Общий дизайн помещения обеспечивает эмоциональное благополучие детей и взрослого. Обстановка максимально приближена к домашней, вселяющей чувство защищенности и уверенности в себе [4,56].

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому мальчику и каждой девочке найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, освоить правила мужского и женского поведения.

Различные формы педагогического просвещения пап и мам приносят определенные плоды. Главный итог работы — каждый взрослый должен получить исчерпывающие ответы на вопросы «Как воспитывать сына? Дочь? Какую предметную среду для ребенка создать дома? Как правильно выбрать игрушку ребенку?»

 

Литература:

 

1.      Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и в детском саду.- М., 2008

2.      Еремеева В. Д., Хризман Т. Л. Мальчики и девочки — два разных мира.- Москва, 1998.

3.      Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998г. № 6

4.      Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. № 5

5.      Панфилова М. А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.

6.      Шелухина И. П. Мальчики и девочки.- Москва, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle