Библиографическое описание:

Побережец В. А. Конституционно-правовой статус народа // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 610-614.

Конституция Российской Федерации начинается с преамбулы: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».. [1]

А кто же относится к этому многонациональному народу? Что несет в себе понятие «народ»? Значит ли это, что все люди, находящиеся на территории Российской Федерации, попадают под значение категории «народ»?

Термин “народ” мы употребляем постоянно, порой даже не замечая. В российской Конституции именно народ считается высшей инстанцией, придающей легитимность государственной системе. К мнению народа отсылают нас политики и чиновники, журналисты и специалисты по социологии.

Обратимся к истории.

В годы советской власти под народом понималась определённая историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся, либо включать в себя и те социальные слои, которые не относились по своему социальному положению к трудящимся, но, тем не менее, объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия народ открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Сейчас под понятием «народ» понимается — население, объединенное принадлежностью к одному государству, жители страны. [2, с. 589]

На основании анализа действующего законодательства и конституционно-правовой доктрины необходимо признать за народом наличие конституционной правосубъектности. Казьмина Е. И. понимает под народом «социальную общность, представляющую собой совокупность граждан Российской Федерации вне зависимости от места их проживания, а также (если вести речь о политико-правовом аспекте этой категории) иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, обладающих политическими правами и выражающими свою политическую волю в отношении Российской Федерации». [3, с. 3]

Что касается структуры конституционного статуса народа с точки зрения закона, то она включает в себя совокупность следующих элементов: конституционная правосубъектность; принципы правового статуса народа; суверенные права и обязанности; конституционная ответственность; гарантии правового статуса.

Среди принципов конституционного статуса российского народа выделяются следующие: принцип гармоничного сочетания личных интересов и интересов народа в целом, принцип приоритета общенародных интересов перед интересами органов власти, принцип обеспечения законодательного закрепления воли народа, принцип неотчуждаемости воли народа, принцип гарантированности статуса народа, принцип соответствия статуса народа основам конституционного строя государства.

Чем народ отличается от населения?

Население — это те люди, которые поселились, прижились, обустроились на определённом месте. Если быть точнее, то совокупность всех народов, проживающих на одной территории. Народ — это не просто отдельные люди и семьи. Это единый организм. Это иное состояние, иное качество. Тут совсем другой уровень силы, который и объединяет, и защищает, и взращивает своих участников. Это иная организация жизни, иная организация быта и взаимоотношений. Справиться с населением большого труда не составляет. С народом справиться значительно труднее, объединяющая сила имеет мощное сопротивление внешнему воздействию.

Народу есть на что опираться. Есть символика, есть традиции, есть знания, есть опыт. [4, с.14]

Народ, являясь источником государственной власти, формализует и легитимизирует ее [5, с. 77], а также выступает в качестве основы государственной деятельности [6, с. 301].

Чем отличаются понятия «народ» и «нация»?

Эти определения схожи, но не являются равнозначными, так как нация — это общность локальная, обособленная культурно и территориально, несколько таких наций, проживающий на одной территории принято объединять общим названием народ. Таким образом, во внутригосударственном пространстве каждая нация может иметь свои черты и индивидуальные особенности, но на международной арене эти черты и особенности теряют свою значимость и весь мир видит единый и неделимый народ государства, коллективный субъект права, который участвует в правоотношениях по поводу реализации и защиты своих национальных интересов. Резюмируя сказанное, с юридической точки зрения, понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. [7, с. 249]

Приведем наглядный пример в подтверждение сказанному. В Бельгии живут две нации — фламандцы и волоны, и так исторически сложилось, что они не очень ладят друг с другом. Волоны говорят по-французски, а фламандский — это, в сущности голландский язык. С голландским у него минимальное различие, лишь в нескольких буквах, но эта разница не имеет существенного значения. Так вот, если гражданин какого-либо другого государства приедет в Бельгию, то никто из бельгийских граждан ему не скажет: «Я бельгиец». Они обязательно скажут: «Я волон» или «Я фламандец», но перед лицом внешнего мира они ощущают себя бельгийцами. То есть, две нации, а народ — один. Так что, народ — понятие более широкое, чем нация.

Стороной правоотношения от имени народа, выражая его волю, выступают созданные им органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения. Они обладают собственной государственно-правовой правосубъектностью, собственными потребностями и интересами, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут войти в противоречие с волей народа. При недостаточном уровне развития народовластия и контроля деятельности элементов политической системы со стороны народа такое расхождение способно привести к сверхнормативной самостоятельности публично-властных структур и к ущемлению прав народа (политический субъективизм, популизм и пр.)

Но и в этом случае вопрос о дееспособности народа может быть решен положительно. Поскольку государственная власть производна от власти народа, то государственные и муниципальные органы лишь осуществляют ее от имени народа, но не являются ее носителями. Не могут они претендовать и на суверенность ее осуществления. Следовательно, сам народ вправе оценивать и контролировать эту власть. Институционально это проявляется в формировании и действии таких «народных» органов или «органов гражданского общества», как Общественная палата РФ, различные комиссии при Президенте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др. В юридической науке обладание дееспособностью обоснованно связывается с деликтоспособность, т. е. способностью нести юридическую ответственность. Поскольку форм юридической ответственности, где бы эксплицировалась специфика коллективных субъектов и индивидуальной ответственности в рамках коллективной деятельности или социального бытия, не создано, то народ может выступать лишь в качестве потерпевшего. Например, в связи с нарушением права народа на самоопределение народ вправе обратиться в международные правозащитные органы. [8, с. 570]

Какие же права есть у многонационального народа Российской Федерации?

Народ в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры, местного самоуправления и других областях.

Народ РФ пользуется равными правами на самоопределение, т. е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время согласно статье 65 Конституции РФ в состав России входят 23 республики, 1 автономная область и 4 автономных округа. Это говорит о том, что десятки народов приобрели в Российской Федерации свою государственность, а, следовательно, реализовано право народов на самоопределение.

Особая вера в право всех народов на самоопределение возникла после второй мировой войны, когда мир стал свидетелем растущего национализма. Ключевым моментом в официальном признании права народов на равноправие и самоопределение и его превращении в принцип международного права стало принятие и вступление в силу Устава ООН в 1945 году, утвердившего веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций.

Определение данного принципа было официально закреплено на XV сессии Генеральной Ассамблеей ООН, где была принята Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Дальнейшее развитие права народов на равноправие и самоопределение получило в двух наиболее известных в сфере регулирования прав человека пактах: Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) [9] и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) [10].

Так как дружественные отношения могут складываться только на основе равноправия, признание права народов на самоопределение является ключевым фактором содействия развитию дружественных отношений. Статус права народов на самоопределение как принципа международного права подтверждается в Декларации о принципах международного права от 24.10.1970 г. [11], касающейся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В данном документе право народов на самоопределение не просто обозначается, как принцип, закреплённый в Уставе ООН, но и находят отражение юридические разъяснения сферы применения и распространения этого права. В Декларации прослеживается необходимость незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имеется в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу ООН. Кроме того, подчёркивается важность содействия мирового сообщества в решении проблем, возникающих при реализации права народов на самоопределение, и неправомерность использования в этих целях каких-либо насильственных действий. [12, с. 5]

Говоря о правах и свободах человека, правах народа, закреплённых в Конституции РФ и других международно-правовых актах, необходимо упомянуть и о гарантиях, которые предусматривает государство для защиты своих граждан. Конституция — единый, обладающий особым юридическим статусом нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

К сожалению, не каждая Конституция реально гарантирует исполнение этих прав. Истории известны Основные законы, содержащие в себе лишь декларативные установления, которые не имели место в реальной жизни. Такие Конституции именуют фиктивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности, на деле же все было иначе.

Что касается современной России, то, с тех пор, как ее провозгласили демократическим государством, а ее многонациональный народ носителем суверенитета и единственным источником власти, Конституция Российской Федерации закрепила и положения, позволяющие в той или иной степени реализовать данные нормы. Тот факт, что народ наделен правом осуществлять свою власть в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления, — позволяет говорить о народе как субъекте конституционного права России и наделять его различными правами и даже обязанностями.

Анализ современного законодательства позволяет относить к народу не только граждан Российской Федерации независимо от места их проживания, но и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории России. Это обусловлено наличием ряда политических прав у этих лиц, позволяющего активно участвовать в политической жизни государства и влиять на нее. К таким правам можно отнести право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, право на участие в местном референдуме, право организации и участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, право на обращение. При этом необходимо отличать категорию «народ» от категорий «население» и «нация», под которыми понимают соответственно совокупность лиц, постоянно проживающих на общей территории, включающую в себя как граждан государства, так и иностранных граждан, и лиц без гражданства, независимо от их участия в политической жизни общества; и соответственно социальную общность, основанную на общем происхождении и этнической принадлежности. Понятие народа также не тождественно понятию избирательный корпус, так как несправедливо исключать из состава российского народа лишенных избирательных прав по различным причинам, а также детей, которые не включаются в число избирателей в силу недостижения необходимого возраста. [13, с. 74]

Актуальным остается вопрос о правовом статусе народа, содержание которого нельзя сводить исключительно к деятельности избирательного корпуса, и который представляет собой совокупность следующих элементов: Конституционный статус народа включает в себя ряд элементов: правосубъектность, которая включает в себя правоспособность (применительно народа совпадающую с дееспособностью) и деликтоспособность; принципы правового статуса; права и обязанности; конституционная ответственность; гарантии правового статуса. [14, с. 37]

А что касается гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, то эта проблема остаётся одной из актуальных для нашего общества на сегодняшний день. Но следует отметить, что предпринимается множество действий для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина со стороны государства, что заметно влияет на правовое благосостояние Российской Федерации, позволяет существенно сблизить народ и государство, повысить уровень ответственности отдельных граждан перед нынешним и будущими поколениями, а также влечет за собой и ответственность государства перед народом за политику, проводимую им в последние годы и в будущем.

 

Литература:

 

1.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237, 25 дек.; СЗ РФ. 2014, N 31, ст. 4398.

2.         См.: Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000, с. 589.

3.         Казьмина, Е.А Народ как субъект конституционного права Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2011.

4.         См.: Клиросов, О. Ю. Народ и население –М, 2013, С. 11

5.         См.: Конева, Н.С., Сероус А. В. Народовластие как конституционная ценность // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. Сер. Право. 2013. Т. 13, № 3. С. 77–80.

6.         См: Эбзеев, Б. С. Введение в Конституцию России. М.,2013. 560 с.

7.         См.: Горбунов, В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: Генезис, тенденции // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — 2. — С. 249

8.         См.: Дураев, Т.А., Тюменева, Н. В. К вопросу о конституционно-правовом статусе народа // Известия Саратовского Университета, 2014, том. 14, выпуск 3, С. 570

9.         О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12, 1994.

10.     Об экономических, социальных и культурных правах: Международный Пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 12, 1994.

11.     Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles (дата обращения: 5.06.2015).

12.              См.: Трофимов, В. Д. Права народов в России: состояние и перспективы // Доклад на IV съезде поморов г. Архангельск, 2010.

13.              См.: Авакьян, С. А. Почему «наместники» лучше «баринов» // Конституционное и муниципальное право. № 2, 2004.

14.              См.: Казьмина, Е.А «Народ как субъект конституционного права Российской Федерации: автореферат дисс. … канд. юрид. наук. М., 2011, с. 37.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle